СУЩНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(174)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(174)
СУЩНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с применением мер медицинского характера, категории лиц, к которым применяются данные меры, виды принудительных мер медицинского характера и их цели.
Ключевые слова: дееспособность, ограничение дееспособности, принудительные меры медицинского характера, Конституционный Суд Российской Федерации.
Принудительные меры медицинского характера не являются по своей природе уголовным наказанием, хотя их применение должно быть санкционировано судом. Также, важным для понимания сущности рассматриваемого вопроса является тот факт, что лицо, которое не понимало значения своих действий, не подлежит уголовному наказанию. Юридически это состояние называется невменяемостью, то есть когда лицо не могло отдавать отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. К такому лицу по назначению суда могут быть применены принудительные меры медицинского характера [6].
Не подлежит наказанию также лицо, совершившее преступление в состоянии вменяемости, но до вынесения судом приговора заболевшее душевной болезнью, лишающей его возможности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими. К нему по назначению суда могут быть применены принудительные меры медицинского характера, а по выздоровлению оно подлежит наказанию, если не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности или не наступили другие основания, освобождающие от уголовной ответственности и наказания.
Также существует и другая особенность, когда лицо, получившее душевную болезнь во время отбывания наказания за преступление, освобождается от дальнейшего срока и к нему также могут быть применены принудительные меры медицинского характера.
Кузнецова Н.Ф. и Тяжкова И.М. выделяют и четвертую категорию лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского характера [6]. Это лицо, совершившее преступление во вменяемом состоянии, но нуждающееся в принудительном лечении от алкоголизма или наркомании.
Сам факт применения (назначения) судом принудительных мер медицинского характера является его правом, а не обязанностью. Его применение возможно в двух случаях, во-первых, когда лицо, помимо совершения им общественно опасного деяния в связи с психическим расстройством, способно причинить еще и другой существенный вред имуществу или жизни или иной вид. Во-вторых, когда по своему состоянию и поведению данное лицо представляет общественную опасность. Суд, анализируя вопрос применения мер, исходит не только из реальной объективной ситуации, но также прогнозирует определенный вариант поведения лица.
Если подобных оснований нет, и эти лица не представляют общественной опасности, то суд может не применять мер медицинского характера принудительно, а передать необходимые материалы о состоянии здоровья лица в органы здравоохранения, где это лицо может осуществлять лечение добровольно.
В принудительных мерах медицинского характера есть два критерия - непосредственно медицинский и юридический. Юридический критерий содержит в себе ряд положений по мерам медицинского характера [5]:
- основания;
- цели;
- виды;
- порядок назначения;
- порядок исполнения;
- порядок продления;
- порядок изменения;
- порядок прекращения.
Медицинский критерий определяет содержание этих мер, которые ставят перед собой задачу излечение лица страдающего психическими расстройствами от болезни. Также этот критерий включает в себя те выводы, которые делают медицинские работники относительно результатов и эффективности применения тех или иных мер и методов, то есть этот критерий охватывает сам процесс излечения лица.
Исходя из анализа двух критериев можно отметить, что юридический критерий преобладает над медицинским, при этом он затрагивает также вопросы и медицинского характера, что позволяет судить о том факте, что юридический критерий это процессуальная сторона излечения лица, а медицинский - материальная.
Несмотря на тот факт, что принудительные меры медицинского характера являются разновидностью мер государственного принуждения и назначаются судом, к мерам уголовного наказания они не относятся, поскольку применяются на основании решения суда, а не приговора.
Кроме того эти меры содержат и другие особенности, например они не содержат элемента кары, не выражают отрицательной оценки от имени государства общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами, не направлены на исправление указанных лиц и восстановление социальной справедливости, длительность их применения зависит от состояния больного лица, они не влекут после этого судимости.
Исходя из таких особенностей назначение принудительных мер медицинского характера имеет две цели [7]:
- излечение больного, чтобы он достиг такого психического и умственного состояния, чтобы не представлял общественной опасности, а также чтобы его состояние улучшилось;
- предупреждение совершения новых преступлений и общественно опасных деяний данной категорией лиц.
Существует разделение принудительных медицинских мер на несколько групп (видов). Суд может выбрать одну из четырех мер, установленных в уголовном законодательстве [3]:
- принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях;
- принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа;
- принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа;
- принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением.
Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа определяется судом в отношение лица, которому необходимо лечение и которое совершило общественно опасное деяние. При этом данное лицо не представляет угрозы для окружающих, но которое нуждается в больничном содержание, лечение и в условиях усиленного наблюдения со стороны медицинских специальных работников.
Итого, основанием для применения принудительных мер медицинского характера становится совершение противоправного общественно опасного деяния лицом, которое страдает определенными психическими расстройствами или болезнями. Применение принудительных мер медицинского характера, являясь мерой государственного принуждения, может быть санкционировано только судом, в результате судебного разбирательства при строгом соблюдение процессуальных требований и специальных норм.
Напрямую в уголовном процессуальном законе не говорится о правах, обязанностях и элементах процессуального статуса лица, в отношение которого применяются меры медицинского характера. То есть, специального правового статуса у данной категории лиц нет.
А те особенности, которые затрагивают права таких лиц, не рассматриваются отдельно в законодательстве. В качестве примера можно рассмотреть следующее. Обязывая следователя составлять специальный протокол о невозможности участия лица в производстве следственных действий, закон тем самым признает за ним такое право, однако не указывает в каких именно следственных действиях и в каком процессуальном качестве рассматриваемое лицо вправе участвовать, если этому не препятствует его психическое состояние.
Существует две группы взглядов на процессуальное положение лиц, в отношение которых применяются меры медицинского характера [8]. Первая группа процессуалистов считает, что лицо обладает всеми правами и обязанностями участника процесса в той мере, в какой его психическое состояние позволяет их реализовать. Вторая группа считает, что исходить надо из полной процессуальной недееспособности таких лиц. Однако более целесообразно охарактеризовать это как наличие специального статуса, который, однако, в законе не полностью предусмотрен.
Для целесообразности понимания приобретения особенностей этого специального статуса важно определить две группы этих лиц:
- лица, в отношении которых ко времени возбуждения уголовного дела или выполнения неотложных следственных действий имеются данные о наличии психического расстройства;
- лица, данные о психическом расстройстве которых устанавливаются в процессе расследования.
При этом обе группы обладают обычным процессуальным статусом подозреваемых или обвиняемых. При этом прослеживая его статус с самого начала можно отметить, например, что в качестве лица, совершившего общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, это лицо может быть подвергнуто судебнопсихиатрической экспертизе и в тех случаях, когда оно не задерживается в процессуальном смысле этого слова, и ему не предъявлено обвинение. Специального статуса в уголовном процессуальном законе для этих лиц не предусмотрено.
При этом необходимо отметить, что применение данных мер возможно по определенным, обозначенным основаниям, которые не связаны с таким вопросом, как ограничение дееспособности лица и применение мер, связанных с гражданскими правами и обязанностями субъекта.