ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(313)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(313)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Средства массовой информации (далее СМИ) имеют долгую и интересную историю. Ещё в древние времена в древнем Риме существовали акты, то есть публичные объявления, которые размещались на стенах зданий и содержали в себе различные новости о событиях, произошедших в обществе. В России на этот момент существовали летописи и церковные книги, но в основном вся информация передавалась из уст в уста. С появлением печатного станка в России началось массовое распространение книг и брошюр. Само понятие СМИ может иметь несколько значений. По мнению социологов, средства массовой информации представляют собой определенные социальные институты, которые занимаются непосредственно обработкой, сбором, анализом, а также распространением информации в особо массовых масштабах. А с точки зрения политологии, СМИ являются особым способом политической агитации, политической пропаганды и манипуляции населения. Как известно, в настоящее время в Российской Федерации развиваются и формируются основные институты правового государства, которые являются непосредственно «фундаментом» закрепления совершенно новых форм и функций нашего государства. Следовательно, вопросы правового регулирования деятельности СМИ в РФ являются одной из актуальнейших тем, так как наша правоохранительная система, те или иные должностные лица, законность и государство в целом предстают перед сознанием индивидуумов, как видят и показывают нам средства массовой информации [3]. Таким образом, на данный момент СМИ играют очень важную роль в Формировании политического сознания у граждан.
СМИ выполняет следующие задачи:
- Информирование населения о различных событиях и новостях. Данная задача включает в себя освещение политических, культурных, экономических и социальных событий.
- Формирование общественного мнения. Не секрет что в основном СМИ влияют на восприятие общества тех или иных событий.
- Осуществление контроля над государственными органами и должностными лицами. СМИ расследуют преступления, связанные с коррупцией, злоупотреблением властью и т.д., а также освещают данную информацию в источниках. Основным законом, регулирующим деятельность средств массовой информации является Конституция Российской Федерации 1993 г., статья 29 Основного закона нашей страны, гласит, что свобода слова и мысли гарантируется каждому человеку и гражданину. Статья 29 Конституции РФ закрепляет взаимосвязанные между собой свободы и права, которые направлены непосредственно на развитие одинаковых и равных возможностей абсолютно каждого человека и гражданина для общения с разными людьми, основываясь на конкуренции мнений и идей, а также самовыражения. Все свободы и права, которые перечислены в настоящей статье: мысли, слова, агитации, пропаганды, мнения, убеждения, информации, свобода от цензуры имеют одинаковые и близкие значения, а также не могут быть применены без учета существующей между ними системной связи. Конституция РФ рассматривает свободу мысли и слова, как неразрывное и единое право мыслить и выражать свои мысли свободно [1]. Следующим, важным законом, регулирующим деятельность СМИ является - Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» - в частности статья 1 гласит о свободе массовой информации, что в первую очередь означает: не подлежат ограничениям - получение, поиск, распространение и производство массовой информации; учреждение, СМИ владение, распоряжение и пользование ими; приобретение, изготовление, эксплуатация оборудования, технических устройств, их хранение, а также хранение материалов, сырья, которые предназначены для распространения и производства продукции СМИ [2]. Помимо вышеизложенных основных законов, деятельность СМИ регулируется также:
1. Уголовным кодексом Российской Федерации;
2. Гражданским кодексом Российской Федерации;
3. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
4. Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
5. Законом Российской Федерации «О государственной тайне»;
6. Федеральным законом «О рекламе»;
7. Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»;
8. Федеральным законом «Об информации, информатизации защите информации»;
9. Федеральным законом «О связи»;
10. Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов»;
11. Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Несмотря на то, что в Российской Федерации действуют сотни нормативно-правовых актов, в той или иной мере регулирующих деятельность СМИ, на данный момент продолжается выпуск журналов и других печатных источников, которые призывают людей к захвату власти, а также разжигают социальную, классовую, религиозную вражду. Таким образом, такие нормативно-правовые акты как Конституция РФ и Федеральный закон «О средствах массовой информации» и д.р., создают правовую основу для функционирования СМИ, определяя их права и обязанности. Из-за большого количества нормативно-правовых актов, контроль над действиями СМИ является очень сложным процессом. Считается необходимым создание единого свода законов, которые бы регулировали их деятельность.