Статья:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(313)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Тупогузов И.Д. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 4(313). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/313/158594 (дата обращения: 05.02.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Тупогузов Иван Дмитриевич
магистрант, Донской Государственный Технический Университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Средства массовой информации (далее СМИ) имеют долгую и интересную историю. Ещё в древние времена в древнем Риме существовали акты, то есть публичные объявления, которые размещались на стенах зданий и содержали в себе различные новости о событиях, произошедших в обществе. В России на этот момент существовали летописи и церковные книги, но в основном вся информация передавалась из уст в уста. С появлением печатного станка в России началось массовое распространение книг и брошюр. Само понятие СМИ может иметь несколько значений. По мнению социологов, средства массовой информации представляют собой определенные социальные институты, которые занимаются непосредственно обработкой, сбором, анализом, а также распространением информации в особо массовых масштабах. А с точки зрения политологии, СМИ являются особым способом политической агитации, политической пропаганды и манипуляции населения. Как известно, в настоящее время в Российской Федерации развиваются и формируются основные институты правового государства, которые являются непосредственно «фундаментом» закрепления совершенно новых форм и функций нашего государства. Следовательно, вопросы правового регулирования деятельности СМИ в РФ являются одной из актуальнейших тем, так как наша правоохранительная система, те или иные должностные лица, законность и государство в целом предстают перед сознанием индивидуумов, как видят и показывают нам средства массовой информации [3]. Таким образом, на данный момент СМИ играют очень важную роль в Формировании политического сознания у граждан.

СМИ выполняет следующие задачи:

  • Информирование населения о различных событиях и новостях. Данная задача включает в себя освещение политических, культурных, экономических и социальных событий.
  • Формирование общественного мнения. Не секрет что в основном СМИ влияют на восприятие общества тех или иных событий.
  • Осуществление контроля над  государственными органами и должностными лицами. СМИ расследуют преступления, связанные с коррупцией, злоупотреблением властью и т.д., а также освещают данную информацию в источниках. Основным законом, регулирующим деятельность средств массовой информации является Конституция Российской Федерации 1993 г., статья 29 Основного закона нашей страны, гласит, что свобода слова и мысли гарантируется каждому человеку и гражданину. Статья 29 Конституции РФ закрепляет взаимосвязанные между собой свободы и права, которые направлены непосредственно на развитие одинаковых и равных возможностей абсолютно каждого человека и гражданина для общения с разными людьми, основываясь на конкуренции мнений и идей, а также самовыражения. Все свободы и права, которые перечислены в настоящей статье: мысли, слова, агитации, пропаганды, мнения, убеждения, информации, свобода от цензуры имеют одинаковые и близкие значения, а также не могут быть применены без учета существующей между ними системной связи. Конституция РФ рассматривает свободу мысли и слова, как неразрывное и единое право мыслить и выражать свои мысли свободно [1]. Следующим, важным законом, регулирующим деятельность СМИ является - Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» - в частности статья 1 гласит о свободе массовой информации, что в первую очередь означает: не подлежат ограничениям - получение, поиск, распространение и производство массовой информации; учреждение, СМИ владение, распоряжение и пользование ими; приобретение, изготовление, эксплуатация оборудования, технических устройств, их хранение, а также хранение материалов, сырья, которые предназначены для распространения и производства продукции СМИ [2]. Помимо вышеизложенных основных законов, деятельность СМИ регулируется также:

1. Уголовным кодексом Российской Федерации;

2. Гражданским кодексом Российской Федерации;

3. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

4. Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

5. Законом Российской Федерации «О государственной тайне»;

6. Федеральным законом «О рекламе»;

7. Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»;

8. Федеральным законом «Об информации, информатизации защите информации»;

9. Федеральным законом «О связи»;

10. Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов»;

11. Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Несмотря на то, что в Российской Федерации действуют сотни нормативно-правовых актов, в той или иной мере регулирующих деятельность СМИ, на данный момент продолжается выпуск журналов и других печатных источников, которые призывают людей к захвату власти, а также разжигают социальную, классовую, религиозную вражду. Таким образом, такие нормативно-правовые акты как Конституция РФ и Федеральный закон «О средствах массовой информации» и д.р., создают правовую основу для функционирования СМИ, определяя их права и обязанности. Из-за большого количества нормативно-правовых актов, контроль над действиями СМИ является очень сложным процессом. Считается необходимым создание единого свода законов, которые бы регулировали их деятельность.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. N 7-ФКЗ) // Консультант Плюс: Законодательство.
2. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 18.04.2018, с изм. от 17.01.2019) «О средствах массовой информации» // Консультант Плюс: Законодательство.
3. Ю. Р. Храбровская, Г. Г. Фастович, Н. Б. Бузурная Информационно-правовое регулирование деятельности СМИ в России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №4-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-pravovoe-regulirovanie-deyatelnosti-smi-v-rossii (дата обращения: 23.01.2025).