Статья:

Реформа государственной гражданской службы в субъектах Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(118)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Барашко О.В. Реформа государственной гражданской службы в субъектах Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 25(118). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/118/75483 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Реформа государственной гражданской службы в субъектах Российской Федерации

Барашко Ольга Владимировна
магистрант, Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет „Синергия“, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Исследование и анализ законодательства субъектов Российской Федерации в области государственной гражданской службы.

 

Ключевые слова: государственная гражданская служба, Российская Федерация, субъекты, реформирование.

 

В нынешнее время в связи с обострением экономических проблем в мире и государстве, падением стоимости барреля нефти, увеличением курса основных валют, а также эпидемиологической ситуацией, связанной с пандемией коронавируса в мире, а также социальных проблем населения, возрастает роль и значение государственной гражданской службы. Создание определенных принципов и условий для соблюдения демократических прав в обществе, а также обеспечение его стабильности, усиление защиты законных прав и свобод граждан являются основой и отношением граждан к государственным гражданским служащим.

Реформирование и усовершенствование правовой системы российского общества осуществляется со значительными трудностями и издержками, постоянно совершенствуется механизм правового регулирования труда государственных служащих, в том числе, и в субъектах Российской Федерации. Этим, прежде всего, обусловлен выбор темы статьи.

Эффективная и профессиональная деятельность гражданских служащих во многом зависит от их правового положения и мотивации. Поэтому проблема совершенствования законодательства приобретает особую значимую актуальность, а совершенствование законодательства должно быть направлено на создание стимулов к добросовестному и инициативному выполнению должностных обязанностей и установление достойного материального вознаграждения за труд. Все эти факторы непосредственно оказывают влияние на результаты профессиональной деятельности государственных гражданских служащих и осуществление возложенных на них функций и задач.

Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в выполнении Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 года № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы» [1], анализе правового регулирования труда государственных гражданских субъектов Российской Федерации. Система государственной службы должна быть перестроена по принципу эффективности и нацеленности на результат. Об этом заявил Президент Российской Федерации В.В.Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года «Чиновники всех уровней должны быть заинтересованы в росте своей эффективности, жестко нацелены на получение конкретного результата».

«По этим принципам нужно перестроить всю систему государственной службы. Там, где это целесообразно – внедрить проектные методы работы.
И, конечно нужно обеспечить продвижение современных профессиональных кадров на государственной и муниципальной службе в бизнесе, науке, в экономике, на производстве - во всех сферах», - добавил президент. [2]

Отметим, что на региональном уровне в работе по созданию системы управления гражданской службой применяются различные подходы. И это возможно благодаря наличию у регионов достаточной автономии в вопросе формирования региональной гражданской службы, которая вытекает из разграничения полномочий между федеральным центром и регионами в области регулирования гражданской службы субъектов Российской Федерации. В целях выявления особенностей регионального управления гражданской службой был проведен анализ и сравнение законодательства о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации[3].

В частности законы республик, краев, автономных областей и городов Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Результаты показали следующее.

В Республике Адыгея законодатели посчитали достаточными описанные в федеральном законодательстве понятия содержание, форма и срок действия служебного контракта, заключение служебного контракта, испытание на гражданской службе, перевод на иную должность гражданской службы или перемещение, изменение существенных условий служебного контракта, временное замещение иной должности гражданской службы, отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа, отстранение от замещаемой должности гражданской службы.

В Республиках Алтай и Бурятии отмечаем подробное описание порядка присвоения и сохранения классных чинов. В Башкортостане полностью исключены главы о поступлении на гражданскую службу, служебном контракте, ни слова не указано об основаниях и последствиях прекращения служебного контракта, однако подробно раскрыли актуальное для субъекта содержание статьи о соблюдении гражданскими служащими запрета открывать и иметь счета (вклады), хранении наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках.

В Республиках Дагестан и Северной Осетии-Алании основное внимание уделено правовому положению (статусу) гражданского служащего с его основными правами и обязанностями. Подробно изложены Требования к служебному поведению гражданского служащего и урегулирование конфликта интересов на гражданской службе, понятия содержание, форма и срок действия служебного контракта, заключение служебного контракта, испытание на гражданской службе и другое.

В Карелии Закон «О государственной службе Республики Карелия» включил в себя всего 4 страницы текста, в которых в своей основе признаются утратившими силу статьи в отношении понятий государственной должности, государственного служащего и пенсионного обеспечения. Закон является самым старшим по изданию, самым кратким и видимо в законодательном плане самым запутанным по организации государственной гражданской службы.

Самым молодым в законодательстве отмечаем Закон «О государственной службе Республики Крым», который в целом повторил Федеральный закон 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

В Республике Марий Эл отличительной особенностью закона является статья «Специальная оценка условий труда гражданских служащих», где законодательно закреплено проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда гражданских служащих. В Республике Мордовия законодатели своим нормативно-правовым актом отнесли правовое регулирование отношений к полномочиям Республики Мордовия.

В Республике Калмыкия упускаются вопросы правового положения (статуса) гражданского служащего, служебного контракта и основания и последствия прекращения служебного контракта.

В Республике Коми определяются полномочия Государственного Совета Республики Коми, Главы Республики Коми, Правительства Республики Коми в регулировании вопросов государственной гражданской службы Республики Коми. По отдельным должностям предполагается установление особого порядка оплаты труда гражданских служащих в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

В Хакасии очень подробно изложены все понятия государственной гражданской службы и технические основы её реализации, определены государственные должности, порядок наделения гражданина Российской Федерации полномочиями, прекращения осуществления полномочий, увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия. Особое внимание уделено правам, обязанностям и запретам для лиц, замещающих государственную должность.

В Республиках Тыва и Саха (Якутия) текст закона воспроизведен практически в точности с федеральным законом, с дополнительными социальными гарантиями гражданским служащим, работающим в районах Крайнего Севера, в части касающейся предоставления ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью 24 календарных дня. По отдельным должностям гражданской службы указом Главы Республики Саха (Якутия) может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

В Республике Татарстан денежное довольствие предусматривает ежемесячную компенсационную выплату за специальный режим работы и производится государственным служащим, замещающим высшие и главные должности государственной службы, иные должности с ненормированным служебным днем. Также предусмотрена ежемесячная надбавка за профильную ученую степень. В Удмуртской Республике основные права, обязанности гражданского служащего, запреты, связанные с гражданской службой, требования к служебному поведению гражданского служащего имеют ссылку и устанавливаются Федеральным законодательством.

Закон Чеченской Республике в своей основе полностью трактует положения федерального законодательства. В Чувашской Республике основу закона составляют только понятия в названиях статей и содержат ссылки на федеральные законы и законы субъекта Российской Федерации.

В Алтайском крае и в Забайкальском краях понятия служебного контракта и прохождения государственной гражданской службы не раскрываются, кратко установлены основы законодательства о государственной службе субъекта Российской Федерации. В Камчатском крае наоборот закон полностью трактует положения Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Отличие закона Краснодарского края заключается в определении различных представителей нанимателя к различным группам должностей, а оплата профессиональной служебной деятельности гражданского служащего устанавливается отдельным законом Краснодарского края, определяющим денежное содержание гражданского служащего.

В нормативно-правовом акте Красноярского края указан минимум понятий, содержит отдельные неточности и двоякое толкования. Не раскрываются вопросы правового статуса государственного служащего, служебного контракта, прохождения гражданской службы, персональных данных и многих других. Так понятие пенсионного обеспечения гражданских служащих оперируется 1000 – 3000 рублей.

Предусматривается финансирование расходов на оплату труда независимых экспертов, входящих в состав образуемых государственными органами аттестационных и конкурсных комиссий, а также членов комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта. В законе не предусматриваются поощрения руководством Красноярского края.

В Пермском крае предусмотрели порядок участия гражданского служащего края в управлении коммерческой или некоммерческой организацией от имени государственного органа, если участие в управлении осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Приморском крае подробно в денежном выражении установили порядок выплаты по обязательному государственному страхованию при наступлении смерти или инвалидности и размеры страховой суммы по договору страхования, а также порядок ежегодной индексации. Кроме этого, установили условия назначения, выплаты и порядок перерасчета размера пенсии за выслугу лет гражданским служащим.

В Ставропольском крае как во многих других законах понятия служебного контракта и прохождения государственной гражданской службы не раскрываются. Но подробно, в денежном выражении, устанавливаются оклад за классный чин, порядок назначения пенсии за выслугу лет. Поощрения и награждения за гражданскую службу в связи с выходом на страховую пенсию по старости (инвалидности) включает в себя единовременное поощрение. Кроме этого, дополнительные государственные гарантии предусмотрены по оплате стоимости санаторной путевки для лечения в санаторно-курортной организации.

В Хабаровском крае дополнительно установлены и приводятся районные коэффициенты к денежному содержанию гражданского служащего за работу в районах Крайнего Севера. Особо уделено внимание медицинскому обеспечению гражданских служащих.

В Еврейской автономной области регулируются только отдельные вопросы о порядке организации и прохождения государственной гражданской службы, о правовом положении государственных гражданских служащих Еврейской автономной области, а также вопросы финансирования гражданской службы области. По итогам работы за квартал гражданским служащим области может выплачиваться премия. За успешное и добросовестное исполнение своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную государственную службу предусматривается награждение губернатором области нагрудным знаком «Отличник государственной службы Еврейской автономной области».

В Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах особенностью закона является установление пятидневной служебной неделе и продолжительность служебного времени для женщин - 36 часов в неделю. Определены дополнительные гарантии гражданских служащих, в том числе оплата проезда самого гражданского служащего и неработающим членам семьи в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта один раз в два года. Предусмотрена оплата труда независимых экспертов, входящих в состав образуемых государственными органами аттестационных и конкурсных комиссий, комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре используется новая трактовка понятия классного чина гражданского служащего автономного округа - как степень служебного положения государственного гражданского служащего, имеющего определенный класс, служебный разряд, с которым связаны определенные права и обязанности по должности гражданской службы. Из дополнительных государственных гарантий гражданским служащим предусмотрено предоставление к ежегодному оплачиваемому отпуску льготной путевки на санаторно-курортное лечение и льготной путевки детям гражданского служащего, а также оплата проезда к месту санаторно-курортного лечения.

В Чукотском автономном округе в числе дополнительных гарантий на гражданской службе гражданскому служащему предоставляется протезно-ортопедическая помощь, услуги по изготовлению и ремонту зубных протезов, а также обеспечение лекарствами гражданского служащего.

В Севастополе отличие заключается в оплате труда, где дополнительные выплаты, в том числе ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы значительно снижена по сравнению с федеральным законодательством и составляет для различных должностей от 30 до 50%. В Санкт-Петербурге основное отличие также состоит в системе оплаты труда, где должностной оклад и оклад по классному чину производится путём установки и использования базовой единицы для исчисления должностного оклада гражданского служащего и его классного чина. Кроме этого, определена и доплата к выплате за выслугу лет. В Москве отличием является прежде всего положение, где гражданский служащий получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета города Москвы. Дополнительно гражданским служащим предусмотрены достаточное количество гарантий, от предоставления бесплатной или льготной санаторно-курортной путевки к ежегодному оплачиваемому отпуску, бесплатного отпуска лекарственных средств, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, оказание другой протезно-ортопедической помощи, в том числе и членам семьи до значительных денежных поощрений.

Таким образом, мероприятия Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации», в том числе совершенствование финансово-экономического обеспечения, оптимизация численности, улучшение кадрового состава и повышение профессионального уровня служащих, создание материальных стимулов, организационно-технических условий для эффективного исполнения ими служебных обязанностей были в основном проведены только на федеральном уровне.

Главным направлением реформы государственной службы субъектов Российской Федерации должно являться создание эффективной системы управления, совершенствование ее финансово-экономического и материально-технического обеспечения, реорганизация оплаты труда и материального стимулирования служащих.

В сфере правового регулирования труда на гражданской службе должны быть реализованы справедливые принципы обеспечения служащих общепризнанных социально-трудовых прав, свобод и оплаты труда; государственная гарантированность условий труда и социальной защиты служащих; равный доступ к государственной службе; назначение на должности гражданской службы с учетом заслуг и деловых качеств; конкурсный подбора кадров гражданской службы, эффективность их использования; сочетание стабильности и сменяемости кадров государственной гражданской службы; зависимость уровня социальной и правовой защищенности служащих от степени ответственности, профессионализма и результативности их труда; государственное управление кадровой политикой на гражданской службе.

Таким образом, преодоление указанного противоречий является залогом дальнейшего движения на пути становления систем управления гражданской службой в регионах.

 

Список литературы:
1. Указ Президента Российской Федерации  от 24.06.2019 N 288 
"Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы" – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/news/60815 
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.03.2018 – Режим доступа: http://kremlin.ru/ events/president/news/56957
3. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/