ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(272)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(272)
ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
THE MAIN DOCUMENTS REGULATING THE ACTIVITIES OF THE EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS
Buyan Sonam
Master's degree, Tuvan State University, Russia, Kyzyl
Salchak Alekmaa Anai-oolovna
Scientific adviser, Candidate of Law, Associate Professor of Tuvan State University, Russia, Kyzyl
Аннотация. Данная научная статья представляет обзор основных документов, регламентирующих деятельность Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Анализ проводится с учетом его роли в Европейской системе прав человека и принципов, на которых он основан.
Abstract. This scientific article provides an overview of the main documents regulating the activities of the European Court of Human Rights (ECHR). The analysis is carried out taking into account its role in the European Human Rights system and the principles on which it is based.
Ключевые слова: Европейский суд, права человека, регламент, жалоба.
Keywords: European Court of Justice, human rights, rules of procedure, complaint.
Европейский суд по правам человека является основным международным органом, ответственным за защиту прав человека в странах, являющихся членами Совета Европы. Решения ЕСПЧ являются обязательными для выполнения государствами-членами и имеют силу закона. В связи с этим, акты ЕСПЧ оказывают значительное влияние на национальное законодательство и правоприменительную практику в сфере гражданского судопроизводства.
Регламент Европейского суда (далее - Регламент) представляет собой исключительно процедурный документ, который устанавливает правила для судей, организует работу ЕСПЧ при рассмотрении жалоб и принятии решений по ним, а также определяет структуру Суда Согласно Правилу 45 Регламента, жалоба должна быть представлена в письменном виде и подписана заявителем или его представителем, который должен предоставить доверенность или другой документ, подтверждающий его полномочия. Это правило идентично требованию статьи 35 Конвенции, которая запрещает подачу анонимных жалоб
В Правиле 47 Регламента указано, что в индивидуальной жалобе должны содержаться:
— сведения о заявителе (представителе заявителя);
— наименование государства (государств), на чьи действия подана жалоба;
— краткое изложение фактов и предполагаемого нарушения Конвенции и соответствующих доказательств;
— краткое подтверждение того, что соблюдены условия приемлемости (исчерпание внутренних средств правовой защиты и «правило шести месяцев»);
— цель жалобы;
— сведения о том, подавалась ли эта жалоба в какой-либо иной орган международного разбирательства и урегулирования.
Согласно Правилу 47 невыполнение заявителем жалобы перечисленных требований может повлечь за собой отказ в рассмотрении ее ЕСПЧ. Правило 47 в полной мере раскрывает такой критерий приемлемости индивидуальной жалобы, как обоснованность (ст. 35 Конвенции), т.е. не содержит какие-либо нововведения. И несоответствие жалобы установленным требованиям не влечет за собой автоматический отказ Европейского суда в ее рассмотрении.
Подобные требования обоснованности заявляемых требований встречаются в российском праве. Гражданский процессуальный кодекс РФ, например, установил форму и содержание искового заявления (ст. 131), вменил лицу, заявляющему требования, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается (ст. 55), определил перечень документов, подлежащих представлению совместно с исковым заявлением (ст. 132) и назвал основания для отказа в принятии искового заявления (ст. 134). Поэтому в данном случае практику ЕСПЧ можно назвать общепринятой.
Основные документы, регламентирующие деятельность Европейского Суда по правам человека, представляют собой фундаментальный набор правил и норм, обеспечивающих защиту прав человека в европейских государствах. ЕСПЧ является одним из важнейших инструментов для обеспечения соблюдения этих прав и свобод, а его деятельность и компетенция определены в упомянутых выше документах.