Личная безопасность сотрудника Органов внутренних дел
Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность
XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Личная безопасность сотрудника Органов внутренних дел
На сегодняшний день проблема обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел (далее ОВД) является актуальной, поскольку все чаще сотрудники оказываются в экстремальных условиях. Так, в период с января по ноябрь 2018 года 38 сотрудников полиции погибли и более 1,3 тысяч получили ранения при исполнении служебных обязанностей [7]. Кроме того, выполнение сотрудником служебных действий требует максимального физического и психического напряжения.
Личная безопасность сотрудников ОВД – это совокупность правовых, тактических, защитных и психологических мер, которые позволяют обеспечивать сохранение жизни и здоровье сотрудников ОВД при условии поддержания высокого уровня профессиональных действий. Личная безопасность представляет собой защищенность их жизни и здоровья, ценностей и интересов от опасных воздействий в процессе осуществления оперативно-служебной деятельности [4].
Предлагается включить обеспечение личной безопасности сотрудников ОВД в отдельный вид профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Так, если обратиться к зарубежному опыту, в частности США, то уже там обеспечение личной профессиональной безопасности сотрудников является обязательной частью подготовки полицейских.
Специалисты Германии считают, что основой разработки эффективной программы является именно анализ причин гибели и несчастных случаев сотрудников полиции, на основе этого анализа сделать упор на устранение данных причин. Так, основными причинами гибели или ранения сотрудников ОВД в России, выявленными в ходе анализа, являются:
- несвоевременное оказание медицинской помощи сотрудникам ОВД
- низкий уровень владения оружием и специальными средствами;
- отсутствие личного досмотра подозреваемых,
- переоценка своих возможностей, связанная с не обращением за подкреплением;
- неиспользование средств индивидуальной бронезащиты.
На сегодняшний день существует проблема неосторожного и неумелого обращения сотрудников ОВД с оружием. По мнению Ю. В. Ветровой, одним из путей снижения потерь среди сотрудников ОВД является специальное обучение тактике и методам обеспечения личной безопасности при огневом контакте [1, c. 154].
Практика показывает, что основания для применения огнестрельного оружия возникают внезапно, и у сотрудника полиции не достаточно времени на прицельный выстрел. Согласно данным исследования, проведенного Н.Н.Пономаревым, в случае оказания сотруднику полиции сопротивления с применением огнестрельного оружия, огневой контакт, как правило, скоротечен и происходит на небольших дистанциях до 10 метров в 62,5% случаев [6, c. 256]. Следовательно, когда сотруднику ОВД требуется применить оружие, на первый план выходит скорость работы с оружием. К. Н. Горюн считает, что обеспечить безопасность сотрудника ОВД при огневом контакте позволяет владение техникой скоростной стрельбы «навскидку» [2, c. 28]. Стрельба «навскидку» представляет собой вид скоростной стрельбы, особенностью которого является то, что для прицеливания не используется прицельное приспособление пистолета, а используется эффект «мышечной памяти».
В настоящее время многими преподавателями в различных сферах используется игровая форма обучения, которая может быть актуальна и при огневой подготовке с целью совершенствования и закрепления сформированных навыков стрельбы.
Основы обеспечения личной безопасности эффективнее закладываются в период обучения, переподготовки и повышения квалификации. Сравнительно недавно в системе образования появилась такая учебная дисциплина, как «Личная безопасность сотрудников ОВД». В связи с тем, что дефиниция личной безопасности законодательно не урегулирована, возникают проблемы в том, какие разделы должна включать данная дисциплина. Кроме того, не разработана технология обучения в тактике личной безопасности в зависимости от специфики профессиональной деятельности.
Обучение включает проведение теоретических и практических занятий, число практических занятий должно быть в совокупности не меньше, чем теоретических, поскольку именно практика способствует более быстрому запоминанию и абстрагированию. В процессе практического обучения будет эффективным методом ситуативного обучения, в котором ситуации максимально приближены к реальным с последующим разбором ошибок и формирование безопасной и эффективной тактики.
Личная безопасность сотрудника ОВД зависит от его нравственно-волевых качеств, которые являются фактором психофизической регуляции и свойствами личности и проявляются в ситуациях, связанных с преодолением трудностей. Основными нравственно-волевыми качествами являются: упорство, терпеливость, смелость, гуманность, дисциплинированность, ответственность, решительность.
Данные морально-волевые качества необходимо развивать на стадии обучения будущих сотрудников ОВД посредством внедрения игровых и интерактивных методов по дисциплине «Личная безопасность сотрудника ОВД», которые включают проведение профессиональных соревнований и викторин. Обучающимся создается реальная ситуация из правоохранительной деятельности, в процессе которой обучающиеся пытаются ее решить, реализуя максимально свои возможности и способности, тем самым развивая нравственно-моральные и нравственно-волевые качества. Данная методика уже прошла апробацию в ряде образовательных организаций МВД России [3], которая подтвердила эффективность реализации условий и методов. Предлагается внедрять данные методы во все учебные заведения на территории Российской Федерации, где осуществляется подготовка сотрудников органов внутренних дел.
Важным аспектом в обеспечении профессиональной безопасности сотрудников ОВД является его морально-психологическая подготовка, поскольку не всегда сотрудник, обладая соответствующими навыками, в экстремальных условиях сможет их применить, поэтому очень важно сформировать установку на выживание при любых обстоятельствах. По мнению психологов, каждый сотрудник может овладеть этими установками и руководствоваться ими при выполнении служебных заданий при любых условиях. Формирование установки на выживание подразумевает воспитание чувства страха, развитие должной осмотрительности и бдительности. Сотрудник ОВД не должен недооценивать лицо, совершающее правонарушение, разработать несколько планов для решения служебного задания, соблюдать определенную дистанцию между собой и правонарушителем, надевать бронежилет, следить за руками и движениями тела правонарушителя.
Таким образом, профессиональная личная безопасность сотрудника ОВД должна основываться на уровне профессиональной подготовленности, предполагающем владение и использование специальных средств в случаях, предусмотренных законом, психологических установках, позволяющих выжить в экстремальных условиях и психологических качествах, таких как стрессоустойчивость, самообладание, быстрота принятия наиболее выгодного и эффективного варианта решения служебной задачи.