Статья:

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ КАК ОСНОВА РУССКОЙ УНИКАЛЬНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(175)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Рябков К.А. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ КАК ОСНОВА РУССКОЙ УНИКАЛЬНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 39(175). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/175/100626 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ КАК ОСНОВА РУССКОЙ УНИКАЛЬНОСТИ

Рябков Кирилл Алексеевич
студент, Тюменский индустриальный университет, РФ, г. Тюмень

 

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать…

 

Эти крылатые строчки великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева достаточно часто цитируются в научной и публицистической литературе для обозначения особого пути развития России. Загадку ее самобытности пытались разрешить многие русские философы и историки (К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский, С.М. Соловьев, П.Я. Чаадаев, Н.А. Бердяев и многие другие). Почему Россия особенная? Почему она отличается как от европейских, так и от азиатских государств? Что ближе для России: Восток или Запад? Эти вопросы волнуют нас и сегодня. Волнуют, потому что в условиях массовой глобализации важно не растерять свою уникальность, важно сохранить ментальные традиции и отечественную культуру.

Примечательно, что поиск ответов на эти вопросы привел в свое время к возникновению двух историко-философских школ: западников и славянофилов. Спор между ними шел о судьбе России и ее призвании в мире. Западники мечтали о европейском пути развития и положительно оценивали петровские реформы, способствующие вхождению России в мировое сообщество. А славянофилы верили в самобытный путь России и осуждали разрушение гармоничного строя России и введение крепостного права. Однако эти философские идеологии, как диалектические противоположности, удивительным образом взаимодействовали, взаимодополняли друг друга, укрепляли веру в возможности движения России к процветанию, способствовали развитию научной мысли, культуры и литературы.

Так, например, современные философы В.В. Ильин и А.С. Ахиезер считают, что «с Европой нас роднит вера, с Азией история».  Кроме того, перенимая у Европы инновационные технологии, Россия использует сугубо восточные формы заимствования [1, с.56-57]. Это особое, исторически сложившееся, положение России очень точно и образно представил А.А. Блок в своих «Скифах»:

Мы, как послушные холопы,

Держали щит меж двух враждебных рас

Монголов и Европы!

Россия, по представлению А.А. Блока, своеобразный «щит», стена и переходный мост между Западом и Востоком. На нее возложена миссия примирения. Здесь достаточно отчетливо проявляется близкая поэту идея С.М. Соловьева о способности России выступать на мировой арене в качестве третьей, объединяющей Запад и Восток, силы [2].

В этой связи уместно вспомнить статью Д.С.Мережковского «Памяти Тургенева». Автор видит в писателе черты как коренного русского человека, так и величайшего западника. Эта «противоречивость, которая составляет доныне неразрешенный, трагический узел нашей истории, противоположность западной культуры и русской самобытности, превращается в его душе в гармонию, в стройное и неразрывное сочетание» [3, 29]. Тургенев одновременно славянский гигант и истинный европеец, и в этом его уникальность. Именно он одним из первых открыл удивленной Европе самобытную русскую литературу и таинственную русскую душу.

Отмечая в писателе еще две диалектические противоположности (Эстетства и Народности, Веры и Знания), Мережковский убедительно показывает, как в столкновении тенденций осуществляется развитие: «Так, с каждым годом растет образ Тургенева, становится все выше и выше, светлее и светлее» [3, 28]. Более того, сами противоречия жизни становятся предметом осмысления и изображения в русской литературе: «Отцы и дети», «Преступление и наказание», «Война и мир». Художественное воплощение этой общечеловеческой проблематики способствовало признанию самобытной русской литературы во всем мире.

Противоречивость свойственна и нашему менталитету в целом. Это отмечают все исследователи. Обратим внимание на наблюдения Н.А. Бердяева: ««Подойти к разгадке тайны, сокрытой в душе России, можно, сразу же признав антиномичность России, жуткую ее противоречивость… Бездонная глубь и необъятная высь сочетаются с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства, рабством. Бесконечная любовь к людям, поистине Христова любовь, сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью. Жажда абсолютной свободы во Христе (Великой Инквизитор) мирится с рабьей покорностью» [4, 3-4]. В единстве и борьбе этих диалектических противоположностей складывался на протяжении веков уникальный национальный характер. Главная особенность русского человека - поступать не в соответствии с требованиями ума, а по велению сердца. Пусть она многими сегодня даже не осознается, но эта особенность заложена на ментальном уровне.

С противоречивостью русского менталитета многие исследователи связывают и понимание толерантности. Б.В. Емельянов в опоре на работы И.А. Ильина и А.П. Куницына отмечает, что «одним из аналогов толерантности, коренящимся в русском менталитете, является понятие терпимости» [5, 56-57]. Терпимость может проявляться по-разному: это может быть и пассивное воздержание, и любовное действенное терпение, и жертвенное принятие трудностей во имя сохранения этнической целостности и государственности. Такое терпеливое отношение русских людей к своим трудностям и проблемам всегда поражало иностранцев. При этом есть и другая толерантного русского менталитета – уважительное отношение к иноплеменникам, другим нациям и народам. В отличие от Европы, Россия, сохранила все свои этносы, да и самой Европе не раз приходила на помощь, оберегая ее границы. В русском народе слабо чувство национального эгоизма и исключительности, ему в большей мере присуще чувство взаимопомощи, как говорил Ф.М. Достоевский – всечеловечности. Из этого следует, что даже такое общечеловеческое, глобальное качество, как толерантность, у нас особенное, самобытное: проявляется во взаимодействии терпимости и уважения.

Русские мыслители всегда искали смысл развития России. Исследования и споры в этом направлении продолжаются и сегодня. Отмеченные выше диалектические противоположности русской дают основание утверждать, что развитие России идет по своим особым законам, они не всегда доступны логическому анализу европейцев и азиатов. Русским людям свойственно не столько сознание, сколько чувство, что Россия имеет особую судьбу, что русский народ особенный. И в этом наша уникальность.

 

Список литературы:
1. Соловьев С.М. Лекции по русской истории 1867/68 года. XVIII – начало XIX века. – Брянск, 2020. – 584 с.
2. Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. – М.: Издательство МГУ, 2000. – 384 с.
3. Мережковский Д.С. Памяти Тургенева // Купина Н. А., Матвеева Т. В. Русское красноречие. Хрестоматия. – Пермь, 1993. – С. 28–30.
4. Бердяев Н. А. Судьба России. – М.: Сов. писатель, 1990. – 346 с.
5. Емельянов Б. В. Русский менталитет: возможности толерантности // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: Коллективная моногр. / Отв. ред. Н. А. Купина и М. Б. Хомяков. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – С.51–59.