УПРАВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ И ВИРТУАЛЬНЫЙ БИЗНЕС
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)
УПРАВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ И ВИРТУАЛЬНЫЙ БИЗНЕС
Предпосылками возникновения виртуальной организации в музыкальной области являются предоставленные в Интернет неограниченные возможности развития бизнеса. Если территориальные факторы и природные ресурсы ограничены, то объем информационных ресурсов и пространства в Интернет практически не имеют предела.
Распространение Интернета и всемирная глобализация повлияли на консервативный музыкальный бизнес, изменив тот порядок, при котором условия музыкантам диктовали крупные продюсеры и рекорд-лейблы [1]. В силу новизны музыкального бизнеса в том виде, в котором он пребывает сейчас, четкой методологии, описывающей механизмы продвижения и популяризации музыкального продукта, до сих пор не существует, что и обуславливает актуальность изучения данных механизмов.
Музыкальный рынок представляет собой совокупность рынка музыкальных товаров и рынка услуг, каждый из которых в свою очередь можно разбить на четыре крупных сегмента. В категорию товары попадают: музыка на физических носителях, цифровая дистрибьюция, продажа прав и лицензий, музыкальная атрибутика. Услуги представлены музыкальным стримингом, звукозаписью, концертной деятельностью и эфирами на радио и ТВ.
Основным источником совокупной выручки на музыкальном рынке является концертная деятельность, однако в рамках рассматриваемой задачи гораздо более привлекательным является сегмент цифровой музыки. Это связано с тем, что в данном сегменте отсутствуют высокие входные барьеры, характерные для сегмента концертной деятельности, а также значительно ниже финансовые риски
Музыкальный бизнес не раз перестраивался по мере развития интернет-технологий. Главными проблемами по-прежнему остаются пиратство и слабое желание интернет-пользователей платить за легальный контент. Так, только в период с 2004 по 2010 год доходы мировой индустрии звукозаписи упали почти на 31%. В 2013 году был впервые зафиксирован небольшой рост продаж музыкальных записей по сравнению с предыдущим годом в размере 0,3%. В основном – за счет официальных продаж в онлайн-магазине iTunesStore. Но уже в 2014 году продажи отдельных треков в iTunesStore упали на 11% по сравнению с показателями предыдущего года: с 1,26 млрд. долларов до 1,1 млрд. долларов, а продажи физических носителей сократились на 9%.6 В России цифры еще хуже общемировых. С 2008 по 2010 год объем продаж легальных физических носителей упал с 400 миллионов долларов до 185, то есть за три года сокращение больше чем в два раза, а уровень пиратства составляет 63%. Для сравнения – в США уровень пиратства всего 19%.
Меняется и само отношение к музыке, способы ее слушания. Популярные еще 3—5 лет тому назад онлайн-магазины типа iTunesStore вытесняются с рынка стриминговыми сервисами, наподобие Spotify и BeatsMusic. По прогнозам аналитиков к 2021 году почти 70% всех доходов музыкальной индустрии в сети будут приходиться на стриминговые сервисы, а доходы онлайн-магазинов упадут на 39%. При этом 23% от всех пользователей стриминговых сервисов, которые раньше покупали хотя бы один альбом в месяц, теперь вообще их не покупают. Из 210 миллионов пользователей сервисами онлайн-вещания платные аккаунты пока имеют только 22% пользователей. Более того, музыка сегодня нуждается в иных способах привлечения современной аудитории. Способах, которые бы максимально отвечали запросам и привычкам этой самой аудитории, привыкшей к стриминговым сервисам, гаджетам, фоновому и потоковому восприятию музыкального материала.
Среди самых важных трансформаций, произошедших в музыкальной индустрии стоит выделить:
– музыкальное изобилие проектов, у слушателя возник эффект перенасыщения;
– уменьшение длительности контакта с одним произведением;
– переход к стриминговому прослушиванию;
– синдром дефицита внимания интернет-аудитории;
– клиповое восприятие и распад больших музыкальных форм.
Модно отметить, что происходит резкое повышение роли информационных технологий в управлении организационными системами в современных условиях [2], что свидетельствует о широких перспективах развития музыкального виртуального бизнеса как в отдельных регионах, странах [3], так и на мировом рынке. Развитие музыкального бизнеса оказывает непосредственное влияние на культурное развитие и решение социальных проблем регионов и отдельных стран и несомненно включается в процесс цифровизации намного быстрее, чем другие отрасли.