Статья:

УЛУЧШЕНИЕ СВЯЗИ И ФУНКЦИИ МОЗГА ПУТЕМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Фадеева Д.А. УЛУЧШЕНИЕ СВЯЗИ И ФУНКЦИИ МОЗГА ПУТЕМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 41(177). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/177/102335 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УЛУЧШЕНИЕ СВЯЗИ И ФУНКЦИИ МОЗГА ПУТЕМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фадеева Дарья Алексеевна
студент, Российский Православный Университет, РФ, г. Москва

 

Нейробиологи обнаружили, что чтение романа может улучшить работу мозга на самых разных уровнях. Недавнее исследование о пользе чтения художественной литературы для мозга было проведено в Университете Эмори в США. Исследование под названием “Краткосрочное и долгосрочное влияние романа на связь в мозге" было недавно опубликовано в журнале Brain Connectivity.

Исследователи обнаружили, что погружение в роман усиливает связь в мозге и улучшает его функции. Интересно, что чтение художественной литературы, как было обнаружено, улучшает способность читателя ставить себя на место другого человека и развивать воображение таким образом, который похож на визуализацию мышечной памяти в спорте.

Современные привычки к чтению продолжают развиваться в цифровую эпоху. Статистические данные варьируются в зависимости от того, сколько именно людей читают романы в этом десятилетии по сравнению с прошлыми десятилетиями. Существует определенная тенденция для обычных читателей покупать больше художественной литературы, чем научно—популярных книг, и получать факты, новости и знания из Интернета. В 2012 году только четыре из 20 лучших книг были научно-популярными.

Когда вы в последний раз читали хороший роман?

Вы из тех, кто любит читать романы? Удивительно, но 42 % выпускников института никогда больше не прочтут книгу после его окончания. Опрос 2012 года “Интернет-проект Pew и американская жизнь” показал, что люди, которые любят читать художественную литературу, движимы личным обогащением, и описали, что им нравится в чтении, сказав что-то вроде: “Мне нравится знакомиться с идеями и иметь возможность пережить так много раз, мест и событий”. Другой человек сказал: “Я смотрю на это как на стимулятор ума, и это расслабляет”. Другие выражали удовольствие от того, что живут опосредованно через персонажа и ведут другую “жизнь ума".

Согласно исследованию, чтение - это выбор образа жизни, который также обусловлен желанием отключиться от постоянного потока визуальной информации. Читатели говорили что-то вроде: “Для меня лучше представлять вещи в своей голове, чем смотреть их по телевизору... Это альтернатива телевизору, который каждый раз превосходит телевизор... Чтение лучше, чем что-либо электронное”. Один респондент выразил общее мнение заядлых читателей художественной литературы, сказав: "Мне нравится быть способным выйти за пределы самого себя”.

Одно из преимуществ выхода за пределы себя, ставя себя на место кого-то другого с помощью романа, заключается в том, что это улучшает модель психики человека. Хотя многие люди все еще читают художественную литературу, это новое исследование подтверждает, что людей всех возрастов следует поощрять к увеличению времени чтения, стремясь сократить время просмотра телевизора.

Одна из проблем просмотра телевизора заключается в том, что он уменьшает модель психики человека или как ее еще называют Теория разума. Теория разума (англ. Theory of Mind (ToM) — это способность приписывать психические состояния — убеждения, намерения, желания, притворство, знания и т.д. - себе и другим и понимать, что у других есть убеждения, желания и намерения, отличные от ваших собственных.

К сожалению, телевидение является наименее интерактивным из всех новых средств массовой информации и, скорее всего, уменьшит Теорию разума. Статья под названием “Связь между телевизионным воздействием и теорией сознания среди дошкольников” была опубликована в ноябре 2013 года в журнале “Journal of Communication”. Исследователи обнаружили, что дошкольники, у которых в спальне есть телевизор и которые чаще смотрят фоновое телевидение, имеют более слабое понимание убеждений и желаний других людей и сниженное когнитивное развитие.

Чтение улучшает связи мозга

Изменения, вызванные чтением романа, были зарегистрированы в левой височной коре, области мозга, связанной с восприимчивостью к языку, а также в первичной сенсомоторной области мозга. Нейроны этой области были связаны с обманом разума, явление, известное как обоснованное или воплощенное познание.

Пример воплощенного познания похож на визуализацию в спорте — просто мысль об игре в баскетбол может активировать нейроны, связанные с физическим актом игры в баскетбол.

“Нейронные изменения, которые мы обнаружили, связанные с физическими ощущениями и системами движения, предполагают, что чтение романа может перенести вас в тело главного героя”, - сказал нейробиолог профессор Грегори С. Бернс, ведущий автор исследования. Способность поставить себя на место другого человека улучшает теорию разума.

“Истории формируют нашу жизнь и в некоторых случаях помогают определить личность”, - сказал доктор Бернс, директор Центра Нейрополитики Университета Эмори в Атланте. Он добавил: “Мы хотим понять, как истории проникают в ваш мозг и что они с ним делают”.

Повествовательный аспект романа - это многогранная форма коммуникации, которая задействует широкий спектр областей мозга. Хотя несколько лингвистических и литературных теорий описывают, что представляет собой история, нейробиологические исследования только начали выявлять сети мозга, которые активны при обработке историй.

Чтобы определить временные рамки, в течение которых связь в мозге длилась дольше всего, исследователи измерили изменения связи в состоянии покоя до и после чтения романа. Исследователи предпочли роман короткому рассказу, потому что длина и глубина романа позволили бы им использовать набор повторяющихся взаимодействий с соответствующими уникальными стимулами (разделами романа), установленными в более широком, контролируемом контексте стимулов, которые могут быть использованы между несколькими периодами сканирования мозга.

Вывод: чтение улучшает познание и Теорию разума

Сканирование выявило повышенную связность в мозге студентов по утрам после заданий по чтению. Области с улучшенной связностью включали левую височную кору головного мозга студентов, область мозга, связанную с пониманием языка, а также центральную борозду мозга, которая связана с ощущениями и движением.

"Передняя часть борозды содержит нейроны, которые управляют движением частей тела", - отметил Бернс. Добавляя: "Задняя часть содержит нейроны, которые получают сенсорную информацию от частей тела. Улучшенная связь здесь была неожиданной находкой, но это подразумевает, что, возможно, акт чтения помещает читателя в тело главного героя".

Способность поставить себя на место другого человека с помощью воплощенного познания является ключом к совершенствованию теории разума, а также способности быть сострадательным.

Бернс заключил: "Как минимум, мы можем сказать, что чтение историй, особенно тех, которые имеют сильные повествовательные арки, реконфигурирует сети мозга, по крайней мере, на несколько дней. Это показывает, как истории могут оставаться с нами. Это может иметь глубокие последствия для детей и роли чтения в формировании их мозга".

Чтение хорошего романа позволяет вашему воображению взлететь. Романы позволяют вам забыть о повседневных проблемах и перенестись в мир фантазий, который становится реальностью в вашем воображении. Редко экранизация книги бывает такой же хорошей, как оригинальный роман. Даже самые продвинутые спецэффекты всегда будут уступать визуальной силе вашего собственного воображения.

 

Список литературы:
1. “Краткосрочное и долгосрочное влияние романа на связь в мозге" [Электронный ресурс]. URL:http://esciencecommons.blogspot.com/2013/12/a-novel-look-at-how-stories-may-change.html
2. Модель психики человека [Электронный ресурс]. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Модель_психического_состояния_человека
3. Статья “Связь между телевизионным воздействием и теорией сознания среди дошкольников” [Электронный ресурс]. URL:https://www.eurekalert.org/news-releases/585892