УЛУЧШЕНИЕ СВЯЗИ И ФУНКЦИИ МОЗГА ПУТЕМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)
Рубрика: Медицина и фармацевтика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)
УЛУЧШЕНИЕ СВЯЗИ И ФУНКЦИИ МОЗГА ПУТЕМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нейробиологи обнаружили, что чтение романа может улучшить работу мозга на самых разных уровнях. Недавнее исследование о пользе чтения художественной литературы для мозга было проведено в Университете Эмори в США. Исследование под названием “Краткосрочное и долгосрочное влияние романа на связь в мозге" было недавно опубликовано в журнале Brain Connectivity.
Исследователи обнаружили, что погружение в роман усиливает связь в мозге и улучшает его функции. Интересно, что чтение художественной литературы, как было обнаружено, улучшает способность читателя ставить себя на место другого человека и развивать воображение таким образом, который похож на визуализацию мышечной памяти в спорте.
Современные привычки к чтению продолжают развиваться в цифровую эпоху. Статистические данные варьируются в зависимости от того, сколько именно людей читают романы в этом десятилетии по сравнению с прошлыми десятилетиями. Существует определенная тенденция для обычных читателей покупать больше художественной литературы, чем научно—популярных книг, и получать факты, новости и знания из Интернета. В 2012 году только четыре из 20 лучших книг были научно-популярными.
Когда вы в последний раз читали хороший роман?
Вы из тех, кто любит читать романы? Удивительно, но 42 % выпускников института никогда больше не прочтут книгу после его окончания. Опрос 2012 года “Интернет-проект Pew и американская жизнь” показал, что люди, которые любят читать художественную литературу, движимы личным обогащением, и описали, что им нравится в чтении, сказав что-то вроде: “Мне нравится знакомиться с идеями и иметь возможность пережить так много раз, мест и событий”. Другой человек сказал: “Я смотрю на это как на стимулятор ума, и это расслабляет”. Другие выражали удовольствие от того, что живут опосредованно через персонажа и ведут другую “жизнь ума".
Согласно исследованию, чтение - это выбор образа жизни, который также обусловлен желанием отключиться от постоянного потока визуальной информации. Читатели говорили что-то вроде: “Для меня лучше представлять вещи в своей голове, чем смотреть их по телевизору... Это альтернатива телевизору, который каждый раз превосходит телевизор... Чтение лучше, чем что-либо электронное”. Один респондент выразил общее мнение заядлых читателей художественной литературы, сказав: "Мне нравится быть способным выйти за пределы самого себя”.
Одно из преимуществ выхода за пределы себя, ставя себя на место кого-то другого с помощью романа, заключается в том, что это улучшает модель психики человека. Хотя многие люди все еще читают художественную литературу, это новое исследование подтверждает, что людей всех возрастов следует поощрять к увеличению времени чтения, стремясь сократить время просмотра телевизора.
Одна из проблем просмотра телевизора заключается в том, что он уменьшает модель психики человека или как ее еще называют Теория разума. Теория разума (англ. Theory of Mind (ToM) — это способность приписывать психические состояния — убеждения, намерения, желания, притворство, знания и т.д. - себе и другим и понимать, что у других есть убеждения, желания и намерения, отличные от ваших собственных.
К сожалению, телевидение является наименее интерактивным из всех новых средств массовой информации и, скорее всего, уменьшит Теорию разума. Статья под названием “Связь между телевизионным воздействием и теорией сознания среди дошкольников” была опубликована в ноябре 2013 года в журнале “Journal of Communication”. Исследователи обнаружили, что дошкольники, у которых в спальне есть телевизор и которые чаще смотрят фоновое телевидение, имеют более слабое понимание убеждений и желаний других людей и сниженное когнитивное развитие.
Чтение улучшает связи мозга
Изменения, вызванные чтением романа, были зарегистрированы в левой височной коре, области мозга, связанной с восприимчивостью к языку, а также в первичной сенсомоторной области мозга. Нейроны этой области были связаны с обманом разума, явление, известное как обоснованное или воплощенное познание.
Пример воплощенного познания похож на визуализацию в спорте — просто мысль об игре в баскетбол может активировать нейроны, связанные с физическим актом игры в баскетбол.
“Нейронные изменения, которые мы обнаружили, связанные с физическими ощущениями и системами движения, предполагают, что чтение романа может перенести вас в тело главного героя”, - сказал нейробиолог профессор Грегори С. Бернс, ведущий автор исследования. Способность поставить себя на место другого человека улучшает теорию разума.
“Истории формируют нашу жизнь и в некоторых случаях помогают определить личность”, - сказал доктор Бернс, директор Центра Нейрополитики Университета Эмори в Атланте. Он добавил: “Мы хотим понять, как истории проникают в ваш мозг и что они с ним делают”.
Повествовательный аспект романа - это многогранная форма коммуникации, которая задействует широкий спектр областей мозга. Хотя несколько лингвистических и литературных теорий описывают, что представляет собой история, нейробиологические исследования только начали выявлять сети мозга, которые активны при обработке историй.
Чтобы определить временные рамки, в течение которых связь в мозге длилась дольше всего, исследователи измерили изменения связи в состоянии покоя до и после чтения романа. Исследователи предпочли роман короткому рассказу, потому что длина и глубина романа позволили бы им использовать набор повторяющихся взаимодействий с соответствующими уникальными стимулами (разделами романа), установленными в более широком, контролируемом контексте стимулов, которые могут быть использованы между несколькими периодами сканирования мозга.
Вывод: чтение улучшает познание и Теорию разума
Сканирование выявило повышенную связность в мозге студентов по утрам после заданий по чтению. Области с улучшенной связностью включали левую височную кору головного мозга студентов, область мозга, связанную с пониманием языка, а также центральную борозду мозга, которая связана с ощущениями и движением.
"Передняя часть борозды содержит нейроны, которые управляют движением частей тела", - отметил Бернс. Добавляя: "Задняя часть содержит нейроны, которые получают сенсорную информацию от частей тела. Улучшенная связь здесь была неожиданной находкой, но это подразумевает, что, возможно, акт чтения помещает читателя в тело главного героя".
Способность поставить себя на место другого человека с помощью воплощенного познания является ключом к совершенствованию теории разума, а также способности быть сострадательным.
Бернс заключил: "Как минимум, мы можем сказать, что чтение историй, особенно тех, которые имеют сильные повествовательные арки, реконфигурирует сети мозга, по крайней мере, на несколько дней. Это показывает, как истории могут оставаться с нами. Это может иметь глубокие последствия для детей и роли чтения в формировании их мозга".
Чтение хорошего романа позволяет вашему воображению взлететь. Романы позволяют вам забыть о повседневных проблемах и перенестись в мир фантазий, который становится реальностью в вашем воображении. Редко экранизация книги бывает такой же хорошей, как оригинальный роман. Даже самые продвинутые спецэффекты всегда будут уступать визуальной силе вашего собственного воображения.