Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Куликова Л.П. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 41(177). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/177/102370 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Куликова Любовь Петровна
магистрант Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, РФ, г. Чебоксары
Андреева Лиана Владимировна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, РФ, г. Чебоксары

 

Аннотация. В статье представлены психолого-педагогические условия формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в младшем школьном возрасте, раскрываются основные компоненты, показатели и этапы обучения детей толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья. Выборку исследования составили ученики 4 класса.

 

Ключевые слова: преимущества инклюзивного образования, толерантность, отношение к детям  с ОВЗ в младшем школьном возрасте, формирование толерантного отношения.

 

В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и данный показатель растет с каждым годом. В связи с этим происходит нормативное закрепление идеи о повышении качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также появляются новые тенденции развития общего образования – «Инклюзивное образование», подразумевающее доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями.

Воспитание толерантного отношения требует такого построения формирующего процесса, который учитывает развитие показателей толерантности и всех ее компонентов как личностного качества. Многие авторы,  в том числе А. М. Ханова, М. И. Стрельцова, считают что процесс формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья проходит поэтапно [3].

Первый этап - информационный и познавательный: усвоение информации, получение знаний об объекте, необходимых для формирования толерантного отношения. На этом этапе развития толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья ребенок получает необходимую информацию о разнообразии и различиях людей в мире, их способностях и ограничениях, помощи, в которой они нуждаются, и приспособлениях, необходимых для жизни.

Второй этап - это этап формирования эмоционально оценивающего отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. На втором этапе формирования толерантного отношения закрепляются приобретенные ребенком знания и на их основе формируется эмоционально оценочное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Третий этап - это этап формирования устойчивого толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. На третьем этапе происходит формирование стабильного толерантного поведения, а также оценка ребенком собственных действий и поступков.

Такой пошаговый процесс формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у учеников предполагает использование учителем специальных соответствующих форм и методов на каждом этапе. Фаталиева Л. П. Шихалиева Щ., Караева С. А. определили наиболее эффективные методы развития толерантности у учеников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы:

- организация классных часов, семинаров, встреч и уроков толерантности, демонстрация и обсуждение презентаций, видео или других визуальных материалов;

- ролевые и деловые игры, которые способствуют уважительному и позитивному отношению к детям с ограниченными возможностями.

По мнению авторов, использование таких методов позволяет устранить причины низкой культуры толерантности, а именно, отсутствие информации о возможностях людей с ограниченными возможностями здоровья, и в этом контексте возникают барьеры страха, отчуждения и непохожести.

Н. И. Исмаилова создала, на свой взгляд,  ряд методов для формирования толерантности учащихся в который входят:

- тренинги, ролевые игры и упражнения, которые помогают лучше понять людей с ограниченными возможностями здоровья, игры и упражнения, направленные на развитие сочувствия и принятия друг друга;

- психологические дилеммы, проблемные ситуации;

- занятия о людях-инвалидах, направленные на понимание их особенностей и проблем;

- организация различных мероприятий вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: культурные, трудовые, развивающие, здоровьесберегающие .

Автор описывает более активные методы, в ходе которых ученики включаются в процесс диалога со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья, это дает возможность «почувствовать различные ситуации, в которых человек с проблемами со здоровьем может прийти к выводам самостоятельно» [4].

Изучив тему воспитания толерантности учащихся к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных школ, можно выделить несколько методов по воспитанию толерантного отношения, а именно: убеждение и предложение, стимулирование и мотивация, упражнения и тренинги, игры, ролевые игры, творческая деятельность и т.д..

Реализация каждого метода воспитания толерантности включает использование набора методов. Все методы воспитания толерантности можно разделить на три соответствующие группы.

1. образовательные мероприятия со школьниками;

2.диалоговое осознание и обобщение;

3. образование через наглядные примеры [5].

Цель использования перечисленных методов и приемов в педагогической практике является воспитание толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями, а именно  организация взаимодействия между учащимися, в ходе которого они могут беспрепятственно вступать в диалог, понимать и принимать друг друга, независимо от различий между ними.

 

Список литературы:
1. Шустова Л.П. Феномен толерантности в философских и психолого-педагогических науках /Л.П. Шустова // Фундаментальные исследования № 2, 2015. – С. 4324-4325.
2. Ханова А.М., Стрельцова В.И. Формирование толерантного отношения у обучающихся к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: - Материалы II Международной научной конференции. 2016 г.- ГБОУ «ППЦ», г. Тольятти, с: 122-128. 
3. Исмаилова Н.И. Развитие толерантности у детей дошкольного возраста / Н.И. Исмаилова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-4. – С. 84 – 88. 
4. Чердынцева, Е.В. Воспитание толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности / Е.В. Чердынцева // В сборнике: Технологии в образовании. – 2020. – Сборник материалов Международной научно-методической конференции. – Новосибирск, 2020. – С. 133 – 142.