ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В статье представлены психолого-педагогические условия формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в младшем школьном возрасте, раскрываются основные компоненты, показатели и этапы обучения детей толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья. Выборку исследования составили ученики 4 класса.
Ключевые слова: преимущества инклюзивного образования, толерантность, отношение к детям с ОВЗ в младшем школьном возрасте, формирование толерантного отношения.
В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и данный показатель растет с каждым годом. В связи с этим происходит нормативное закрепление идеи о повышении качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также появляются новые тенденции развития общего образования – «Инклюзивное образование», подразумевающее доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями.
Воспитание толерантного отношения требует такого построения формирующего процесса, который учитывает развитие показателей толерантности и всех ее компонентов как личностного качества. Многие авторы, в том числе А. М. Ханова, М. И. Стрельцова, считают что процесс формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья проходит поэтапно [3].
Первый этап - информационный и познавательный: усвоение информации, получение знаний об объекте, необходимых для формирования толерантного отношения. На этом этапе развития толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья ребенок получает необходимую информацию о разнообразии и различиях людей в мире, их способностях и ограничениях, помощи, в которой они нуждаются, и приспособлениях, необходимых для жизни.
Второй этап - это этап формирования эмоционально оценивающего отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. На втором этапе формирования толерантного отношения закрепляются приобретенные ребенком знания и на их основе формируется эмоционально оценочное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Третий этап - это этап формирования устойчивого толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. На третьем этапе происходит формирование стабильного толерантного поведения, а также оценка ребенком собственных действий и поступков.
Такой пошаговый процесс формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у учеников предполагает использование учителем специальных соответствующих форм и методов на каждом этапе. Фаталиева Л. П. Шихалиева Щ., Караева С. А. определили наиболее эффективные методы развития толерантности у учеников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы:
- организация классных часов, семинаров, встреч и уроков толерантности, демонстрация и обсуждение презентаций, видео или других визуальных материалов;
- ролевые и деловые игры, которые способствуют уважительному и позитивному отношению к детям с ограниченными возможностями.
По мнению авторов, использование таких методов позволяет устранить причины низкой культуры толерантности, а именно, отсутствие информации о возможностях людей с ограниченными возможностями здоровья, и в этом контексте возникают барьеры страха, отчуждения и непохожести.
Н. И. Исмаилова создала, на свой взгляд, ряд методов для формирования толерантности учащихся в который входят:
- тренинги, ролевые игры и упражнения, которые помогают лучше понять людей с ограниченными возможностями здоровья, игры и упражнения, направленные на развитие сочувствия и принятия друг друга;
- психологические дилеммы, проблемные ситуации;
- занятия о людях-инвалидах, направленные на понимание их особенностей и проблем;
- организация различных мероприятий вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: культурные, трудовые, развивающие, здоровьесберегающие .
Автор описывает более активные методы, в ходе которых ученики включаются в процесс диалога со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья, это дает возможность «почувствовать различные ситуации, в которых человек с проблемами со здоровьем может прийти к выводам самостоятельно» [4].
Изучив тему воспитания толерантности учащихся к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных школ, можно выделить несколько методов по воспитанию толерантного отношения, а именно: убеждение и предложение, стимулирование и мотивация, упражнения и тренинги, игры, ролевые игры, творческая деятельность и т.д..
Реализация каждого метода воспитания толерантности включает использование набора методов. Все методы воспитания толерантности можно разделить на три соответствующие группы.
1. образовательные мероприятия со школьниками;
2.диалоговое осознание и обобщение;
3. образование через наглядные примеры [5].
Цель использования перечисленных методов и приемов в педагогической практике является воспитание толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями, а именно организация взаимодействия между учащимися, в ходе которого они могут беспрепятственно вступать в диалог, понимать и принимать друг друга, независимо от различий между ними.