Специфика статусного поведения учащихся высшей школы с разным уровнем макиавеллизма
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)
Специфика статусного поведения учащихся высшей школы с разным уровнем макиавеллизма
Изучение проблемы статусного поведения, и, в частности, поведенческих проявлений статусности вызывает интерес у ученых всего мира вот уже на протяжении довольно многих лет. Высокий уровень интереса к данному вопросу объясняется значимостью статусных различий в социальном поведении в целом и их значительного влияния на групповые процессы.
Проведя максимальное обобщение различных подходов изучения проявлений статусности, можно сделать вывод, что статусное поведение – это набор определенных поведенческих особенностей индивида, что характеризует определяющую линию поведения индивида в разнообразных социальных ситуациях и способ его взаимодействия с окружением [1, с.83].
Особое внимание необходимо уделить поведению индивида, которому свойственен макиавеллизм.
К настоящему времени понятие «макиавеллизм» не имеет единого значения, так одни западные психологи под ним подразумевают склонность индивида манипулировать окружающими.
Иные же рассматривают макиавеллизм, как стратегию социального поведения, которая включает в себя манипуляцию другими для достижения собственных целей. По мнению этой группы ученых, макиавеллизм относится к количественным характеристикам и свойственен всем людям, но в разной мере.
Таким образом, можно заключить, что в современной психологии проблематика статусного поведения и макиавеллизма была изучена достаточно подробно. С целью дополнения и расширения существующей теоретической и практической базы отечественных разработок, нами было проведено исследование. Исследуемым контингентом стали 100 студентов возрасте от 19 до 23 лет, обучающихся на факультете психологии, географическом факультете и экономическом факультете.
Непосредственно само исследование было проведено в три этапа. На первом этапе был произведен анализ теоретических подходов, посвященных изучаемой проблеме. Были выделены объект и предмет исследования, сформулированы цели, задачи, гипотезы, подобраны методики для проведения эмпирического исследования. Второй этап представлял собой непосредственно сам процесс сбора эмпирической информации по изучаемой теме. На третьем этапе проводилась подготовка и математическая обработка эмпирических данных, были сделаны обобщающие выводы.
Для сбора данных были использованы следующие методики:
- Методика «Мак-шкала», разработанная Кристи и Гейз, адаптированный Знаковым;
- Опросник «События и факты, оказывающие влияние на статус и репутацию» Д. Басса (D.M. Buss) в адаптации Т.В. Кочетовой
В результате проведенного исследования, мы обнаружили, что половина опрошенных студентов, обладают средним уровнем макиавеллизма. Это может говорить о том, что использование манипуляций у данных студентов четко ограничена необходимостью ситуации. 22% процента студентов, вошедших в число людей с высокими показателями макиавеллизма, скорее всего, склонны использовать манипулятивные техники для получения определенных выгод для себя, пренебрегая при этом желаниями других людей. Студентов же с низким уровнем макиавеллизма, составивших 28 % испытуемых, скорее всего, можно охарактеризовать как нерешительных и, в большей степени, думающих о желаниях других людей, чем о своих собственных.
В ходе корреляционного анализа между результатами методик «Мак-шкала» и «События и факты, оказывающие влияние на статус» нами были обнаружены следующие достоверные связи, представленные в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты корреляционного анализа с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена
Variable |
Marked tests are significant at p <0,05 |
|
Агрессивность по отношению к другим |
Демонстрация отрицательных качеств |
|
Высокий уровень макиавеллизма |
0,88 |
0,58 |
Наличие обнаруженных связей может быть связано с тем, что люди, которым присущ высокий уровень макиавеллизма, характеризуются как авторитарные, доминантные, стремящиеся к конкуренции и контролю над происходящим. При взаимодействии с другими людьми они склонны пренебрежительно относиться к их интересам, обращаться с людьми как средствами для достижения своих целей.
Сравнительный анализ, приведенный в таблице 2, показал, что макиавеллисты чаще используют такие поведенческие стратегии как «Агрессивность по отношению к другим» и «Демонстрация отрицательных качеств». Студенты же, обладающие низкой способностью к манипулированию, чаще применяют такую стратегию статусного поведения как «социальная леность».
Таблица 2.
Результаты статистического анализа по U-критерию Манна-Уитни
|
Медиана Макиавел |
Медиана Немакиавел |
U |
p |
Различия |
Агр. по отн. к др. |
18.50 |
-1.50 |
84.5000 |
0.00001 |
Присутствуют |
Демонстр.отриц. кач. |
6.50 |
-4.00 |
139.500 |
0.00101 |
Присутствуют |
Соц. леность |
-41.00 |
-19.00 |
98.0000 |
0.00004 |
Присутствуют |
Примечание- Показатели «Агрессивность по отношению к другим»- Агр. по отн. к др.; «Демонстрация отрицательных качеств»- Демонстр. отриц. кач.; «Социальная леность»- Соц.леность; Макиавеллисты- Макиавел.; Немакиавеллисты- Немакиавел.
Таким образом, в результате проведенного исследования, гипотеза о том, что студентам, характеризующимся высоким уровнем выраженности макиавеллизма присущи такие особенности статусного поведения, как агрессивность по отношению к другим и демонстрация отрицательных качеств подтвердилась. Гипотеза о существовании значимых различий в проявлении статусного поведения между студентами, которым свойственен низкий уровень склонности ко лжи и студентами, которым присущ высокий уровень склонности ко лжи также подтвердилась.