Статья:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Малюкина С.Н., Сахно А.И. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 42(178). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/178/102780 (дата обращения: 14.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

Малюкина Светлана Николаевна
студент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень
Сахно Александр Иванович
канд. юрид. наук, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень

 

Как свидетельствует мировая статистика и программные документы ООН и ВОЗ, опасные инфекционные и неинфекционные болезни, влекущие за собой пандемии и эпидемии стали все чаще вызывать большую озадаченность у политиков и правительств, требуя мобилизации необходимых ресурсов для осуществления быстрых и эффективных мер в области здравоохранения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с Международными медико-санитарными правилами (2005г.)[2] правительства стран-членов Всемирной организации здравоохранения, несут ответственность за защиту и состояние здоровья своего населения.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.07. 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»[5] государственная политика Российской Федерации направлена на укрепление здоровья граждан. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что «здоровье всех народов имеет основополагающее значение для достижения мира и безопасности»[2], а здоровье населения – это важнейший элемент национальной безопасности России. Известно также и то, что для развития каждого государства в плане социально-экономических отношений главным орудием является высокоэффективная система здравоохранения.

Не все вопросы, касающиеся здоровья населения, считаются угрозами национальной безопасности. Безопасность системы здравоохранения сосредоточена на пандемиях, эпидемиях и распространении инфекционных заболеваний.

Инфекционные заболевания представляют собой наиболее значительную угрозу для здоровья населения. Болезни способны вызывать высокий уровень заболеваемости и смертности, разжигать страх и разрушение общества, а также провоцировать экономические кризисы.

Появление новых и рецидивирующих инфекционных заболеваний, включая новую коронавирусную инфекцию COVID-19, атипичную пневмонию 2002-2003 годов и вирус гриппа A 2009 года, представляют значительную угрозу. Быстрое распространение опасных для человека микробных патогенов во всем мире приводит к увеличению спроса на стратегическую политику безопасности в области здравоохранения и требует пересмотра многих законодательных документов об охране здоровья граждан, приведения их в соответствие с основными принципами и задачами в области биологической безопасности, нормативно закрепленными в статьях 2-4 Федерального закона от 30.12.2020 г. № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации»[3].

Основополагающими нормативными правовыми документами в сфере здравоохранения являются Конституция Российской Федерации[1] и Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[4], а также принимаемые в соответствии с последним иные законы. Большое количество законов и подзаконных актов, касающихся прав граждан в сфере охраны здоровья действуют в Российской Федерации на данный момент: «двадцать федеральных законов, тридцать постановлений Правительства, сто пятьдесят шесть ведомственных нормативных актов федеральных органов государственной власти»[11]. Однако, данные нормативные документы порой не реализуются, дублируют друг друга либо разрознены между собой.

Современные угрозы в области здравоохранения требуют пересмотра многих законодательных актов и их совершенствования. Основные угрозы здоровью населения и приоритетные направления дальнейшего развития здравоохранения России указаны в Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации до  2025 г.[8].

Проблема, которую отметила Шелегова Д.А.[11] - это отсутствие исчерпывающей формулировки понятия «доступность» в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[4]. И с этим сложно поспорить, так как на примере толкового словаря Ожегова С.И. можно проследить, что слово «доступный» имеет несколько значений, среди которых: «такой, который подходит для многих, для всех (по возможности пользоваться, по умеренности цены); легкий для понимания»[9] и другие. Данные значения слова не применимы к толкованию в данном случае. Именно поэтому Шелегова Д.А. предлагает внести толкование термина «доступность» как возможность в финансовом плане, физическую досягаемость и отсутствие дискриминации.

В качестве проблемы Перхов В.И. выделяет «устойчивый разрыв между декларируемыми и реально реализуемыми правами граждан на бесплатную медицинскую помощь»[6]. И с этим невозможно не согласиться, так, автор научной статьи «Программа государственных гарантий как инструмент обеспечения социальных обязательств государства в сфере охраны здоровья граждан» отмечает такую проблему, как рост платных медицинских услуг, хотя статья 80 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ[4] гласит о том, что в рамках Программы гражданам предоставляются бесплатно все виды медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Следует обратить внимание на то, что все это происходит на фоне ежегодного утверждения Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Правительством Российской Федерации и ежегодного увеличения финансирования системы здравоохранения.

К чему может привести такой подход? Здесь существует два пути:

- в связи с тем, что финансирования не достаточно для обеспечения должного уровня оказания медицинской помощи произойдет сокращений больниц, как это произошло в Германии;

- либо будет расти коэффициент добровольного медицинского страхования, как это происходит в США.

Однако ни ситуацию на примере Германии, ни ситуацию на примере США нельзя реализовать в России в силу того, что в Германии плотность населения значительно меньше, а в США около тридцати миллионов человек и вовсе не застрахованы.

Так, в целях устранения пробелов и повышения эффективности законодательства, регулирующего отношения в области охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Сахно А.И.[7] предлагает унифицировать и систематизировать законодательство путем его кодификации и рекомендует:

- имплементацию норм Международных медико-санитарных правил[2], на основании того, что они положительно зарекомендовали себя в период чрезвычайной ситуации, связанной с пандемией коронавируса;

- проведение анализа уже существующих норм на предмет их эффективности, достаточности и соответствию реальным угрозам;

- принятие единого Кодекса о санитарно-эпидемиологическом благополучии Российской Федерации, который бы объединил все законодательство об охране здоровья и о системе здравоохранения.

Можно согласиться с приведенными предложениями современных исследователей, так как уже длительный период правоведы предлагают принятие единого Медицинского кодекса, который систематизировал бы всю нормативную базу в области здравоохранения, устранил пробелы и регламентировал бы область деятельности органов общественного здравоохранения, государственных органов и должностных лиц.

Однако для того, чтобы создать единый нормативный правовой документ для начала следует исключить пробелы в законодательстве, дублирующиеся и противоречащие нормы. Что касается имплементации норм Международных медико-санитарных правил, то следует обратить внимание на точность формулировок в указанном документе, внедрять их во внутреннее законодательство следует осторожно, так как многие положения Международных медико-санитарных правил довольно расплывчаты и нуждаются в уточнении.

Подводя итог, необходимо указать на необходимость обновления и систематизации отечественного законодательства об охране здоровья граждан и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, приведения его в соответствие с базовыми положениями закона о биологической безопасности, с учетом положений основных документов стратегического планирования и перспектив развития всей системы здравоохранения  Российской Федерации.

Осуществление этой деятельности особо актуально в современных условиях предупреждения распространения пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 и преодоления ее последствий, выполнение данной задачи целесообразно осуществлять с учетом анализа накопленного международного опыта, а также рекомендаций ООН, ВОЗ, других международных организаций, современных достижений науки в области эпидемиологии и биологической безопасности.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
2. Международные медико-санитарные правила (2005 г.): одобр. 58 сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения от 23.06.2005 г. – Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». - Режим доступа: по подписке.
3. О биологической безопасности в Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2020 г. по сост. на 30.12.2020 г. // Собрание законодательства РФ, 2021, № 1 (часть 1), ст. 31.
4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ, по сост. на 02.07.2021 г. // Собрание законодательства РФ, 2011, № 48, ст. 6724.
5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 по сост. на 02.07.2021 г. // Собрание законодательства РФ, 2021, № 27 (часть II), ст. 5351.
6. Перхов В.И. Программа государственных гарантий как инструмент обеспечения социальных обязательств государства в сфере охраны здоровья граждан // Менеджер здравоохранения. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-gosudarstvennyh-garantiy-kak-instrument-obespecheniya-sotsialnyh-obyazatelstv-gosudarstva-v-sfere-ohrany-zdorovya-grazhdan (дата обращения: 13.12.2021).
7. Сахно А.И. Проблемы кодификации законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации // Сибирское юридическое обозрение. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kodifikatsii-zakonodatelstva-o-sanitarno-epidemiologicheskom-blagopoluchii-naseleniya-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 13.12.2021).
8. Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации до 2025 г.: Указ Президента РФ от 06.06.2019 г. № 254 по сост. на 06.06.2019 г. // Собрание законодательства РФ,  2019, № 23, ст. 2927.
9. Толковый словарь русского языка [Текст] : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. – 907 с.
10. Устав Всемирной организации здравоохранения от 22.07.1946 г. – Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». - Режим доступа: по подписке.
11. Шелегова Д.А. Проблемы реализации права на охрану здоровья в РФ / Д.А. Шелегова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71969/ (дата обращения: 13.12.2021).