АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
Как свидетельствует мировая статистика и программные документы ООН и ВОЗ, опасные инфекционные и неинфекционные болезни, влекущие за собой пандемии и эпидемии стали все чаще вызывать большую озадаченность у политиков и правительств, требуя мобилизации необходимых ресурсов для осуществления быстрых и эффективных мер в области здравоохранения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с Международными медико-санитарными правилами (2005г.)[2] правительства стран-членов Всемирной организации здравоохранения, несут ответственность за защиту и состояние здоровья своего населения.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.07. 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»[5] государственная политика Российской Федерации направлена на укрепление здоровья граждан. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что «здоровье всех народов имеет основополагающее значение для достижения мира и безопасности»[2], а здоровье населения – это важнейший элемент национальной безопасности России. Известно также и то, что для развития каждого государства в плане социально-экономических отношений главным орудием является высокоэффективная система здравоохранения.
Не все вопросы, касающиеся здоровья населения, считаются угрозами национальной безопасности. Безопасность системы здравоохранения сосредоточена на пандемиях, эпидемиях и распространении инфекционных заболеваний.
Инфекционные заболевания представляют собой наиболее значительную угрозу для здоровья населения. Болезни способны вызывать высокий уровень заболеваемости и смертности, разжигать страх и разрушение общества, а также провоцировать экономические кризисы.
Появление новых и рецидивирующих инфекционных заболеваний, включая новую коронавирусную инфекцию COVID-19, атипичную пневмонию 2002-2003 годов и вирус гриппа A 2009 года, представляют значительную угрозу. Быстрое распространение опасных для человека микробных патогенов во всем мире приводит к увеличению спроса на стратегическую политику безопасности в области здравоохранения и требует пересмотра многих законодательных документов об охране здоровья граждан, приведения их в соответствие с основными принципами и задачами в области биологической безопасности, нормативно закрепленными в статьях 2-4 Федерального закона от 30.12.2020 г. № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации»[3].
Основополагающими нормативными правовыми документами в сфере здравоохранения являются Конституция Российской Федерации[1] и Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[4], а также принимаемые в соответствии с последним иные законы. Большое количество законов и подзаконных актов, касающихся прав граждан в сфере охраны здоровья действуют в Российской Федерации на данный момент: «двадцать федеральных законов, тридцать постановлений Правительства, сто пятьдесят шесть ведомственных нормативных актов федеральных органов государственной власти»[11]. Однако, данные нормативные документы порой не реализуются, дублируют друг друга либо разрознены между собой.
Современные угрозы в области здравоохранения требуют пересмотра многих законодательных актов и их совершенствования. Основные угрозы здоровью населения и приоритетные направления дальнейшего развития здравоохранения России указаны в Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации до 2025 г.[8].
Проблема, которую отметила Шелегова Д.А.[11] - это отсутствие исчерпывающей формулировки понятия «доступность» в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[4]. И с этим сложно поспорить, так как на примере толкового словаря Ожегова С.И. можно проследить, что слово «доступный» имеет несколько значений, среди которых: «такой, который подходит для многих, для всех (по возможности пользоваться, по умеренности цены); легкий для понимания»[9] и другие. Данные значения слова не применимы к толкованию в данном случае. Именно поэтому Шелегова Д.А. предлагает внести толкование термина «доступность» как возможность в финансовом плане, физическую досягаемость и отсутствие дискриминации.
В качестве проблемы Перхов В.И. выделяет «устойчивый разрыв между декларируемыми и реально реализуемыми правами граждан на бесплатную медицинскую помощь»[6]. И с этим невозможно не согласиться, так, автор научной статьи «Программа государственных гарантий как инструмент обеспечения социальных обязательств государства в сфере охраны здоровья граждан» отмечает такую проблему, как рост платных медицинских услуг, хотя статья 80 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ[4] гласит о том, что в рамках Программы гражданам предоставляются бесплатно все виды медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Следует обратить внимание на то, что все это происходит на фоне ежегодного утверждения Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Правительством Российской Федерации и ежегодного увеличения финансирования системы здравоохранения.
К чему может привести такой подход? Здесь существует два пути:
- в связи с тем, что финансирования не достаточно для обеспечения должного уровня оказания медицинской помощи произойдет сокращений больниц, как это произошло в Германии;
- либо будет расти коэффициент добровольного медицинского страхования, как это происходит в США.
Однако ни ситуацию на примере Германии, ни ситуацию на примере США нельзя реализовать в России в силу того, что в Германии плотность населения значительно меньше, а в США около тридцати миллионов человек и вовсе не застрахованы.
Так, в целях устранения пробелов и повышения эффективности законодательства, регулирующего отношения в области охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Сахно А.И.[7] предлагает унифицировать и систематизировать законодательство путем его кодификации и рекомендует:
- имплементацию норм Международных медико-санитарных правил[2], на основании того, что они положительно зарекомендовали себя в период чрезвычайной ситуации, связанной с пандемией коронавируса;
- проведение анализа уже существующих норм на предмет их эффективности, достаточности и соответствию реальным угрозам;
- принятие единого Кодекса о санитарно-эпидемиологическом благополучии Российской Федерации, который бы объединил все законодательство об охране здоровья и о системе здравоохранения.
Можно согласиться с приведенными предложениями современных исследователей, так как уже длительный период правоведы предлагают принятие единого Медицинского кодекса, который систематизировал бы всю нормативную базу в области здравоохранения, устранил пробелы и регламентировал бы область деятельности органов общественного здравоохранения, государственных органов и должностных лиц.
Однако для того, чтобы создать единый нормативный правовой документ для начала следует исключить пробелы в законодательстве, дублирующиеся и противоречащие нормы. Что касается имплементации норм Международных медико-санитарных правил, то следует обратить внимание на точность формулировок в указанном документе, внедрять их во внутреннее законодательство следует осторожно, так как многие положения Международных медико-санитарных правил довольно расплывчаты и нуждаются в уточнении.
Подводя итог, необходимо указать на необходимость обновления и систематизации отечественного законодательства об охране здоровья граждан и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, приведения его в соответствие с базовыми положениями закона о биологической безопасности, с учетом положений основных документов стратегического планирования и перспектив развития всей системы здравоохранения Российской Федерации.
Осуществление этой деятельности особо актуально в современных условиях предупреждения распространения пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 и преодоления ее последствий, выполнение данной задачи целесообразно осуществлять с учетом анализа накопленного международного опыта, а также рекомендаций ООН, ВОЗ, других международных организаций, современных достижений науки в области эпидемиологии и биологической безопасности.