Статья:

К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА АЭРОДРОМАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Петров Б.П., Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА АЭРОДРОМАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 42(178). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/178/102822 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА АЭРОДРОМАХ

Петров Борис Павлович
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Синагатуллин Фанус Канзелнханович
преподаватель, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В данной статье рассмотрим основные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на аэродромах, цель которых - своевременное выявление и устранение факторов, ведущих к возникновению пожаров.

 

Ключевые слова: противопожарная преграда, пожарная безопасность полетов, роза ветров.

 

Актуальность темы заключается в том, что аэродромы являются  объектами повышенной пожароопасности, и на них следует проводить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности  авиационной техники, зданий и сооружений, других материальных средств, в целях устранить возможность выхода их из строя или разрушения в случае чрезвычайной ситуации.

Существует два основных направления противопожарной защиты на аэродромах:

  1. Обеспечение пожарной безопасности полетов – это комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию пожаров воздушных судов, возникших при чрезвычайной ситуации, цель которых – спасение людей, находящихся на борту.
  1. Система противопожарной защиты авиационной техники и объектов защиты аэродрома – комплекс мероприятий, которые служат для предотвращения пожаров; своевременного обнаружения очага возгорания и его тушения; безопасной эвакуации людей, а также для оснащения зданий, складов и стоянок воздушных судов средствами противопожарной защиты.

Последнее направление достигается благодаря постоянному проведению пожарно-профилактических работ, которые позволяют своевременно выявлять и устранять причины, ведущие к возникновению пожаров. Поэтому, уже на стадии разработки и проектирования будущего аэропорта необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Противопожарные разрывы между зданиями, которые предотвращают распространение пожара. Их ширина в зависимости от степени огнестойкости зданий варьируется от 10 до 20 м.
  1. Создание нормативных запасов воды в зонах стоянки самолетов, на складах и вблизи отдельных зданий, путем строительства противопожарного водопровода и пожарных водоемов.
  1. В соответствии с розой ветров, располагать места стоянок самолетов, складских помещений таким образом, чтобы ветер не мог способствовать распространению огня.
  1. Ширину дорог на аэродроме, которая должна быть не менее 6 м.
  2. Расстояние от проезжей части до стены здания не должно превышать 25 м.
  1. В зданиях и сооружениях должны предусматриваться противопожарные преграды. Согласно Федеральному закону №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарная преграда – это строительная конструкциях, с нормированным пределом огнестойкости, а также объемный элемент сооружения, предназначенный для предотвращения распространения огня из одной части здания в другую. К ним относятся: стены, перекрытия, перегородки. В среднем предел огнестойкости пожарных преград составляет 15-150 минут.

Также на аэродромах существуют здания, которые подвергаются воздействию высоких температур: стартофинишные участки аэродромных покрытий; здания с повышенной взрывопожарной опасностью. Для увеличения их надежности и безопасности применяют термостойкие защитные материалы, а также конструкции с повышенной огнестойкостью. Например, специальная облицовка термостойкими огнезащитными материалами, покрытие металлических конструкций специальными красками (типа ВПМ), которые при пожаре вспучиваются повышая огнестойкость конструкции. Для деревянных конструкции предусмотрена пропитка антипиренами.

Таким образом, пожарная безопасность на аэропортах является одной из важнейших составляющей безопасности людей. Необходимо своевременно проводить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Четко следовать требованиям руководящих документов, как с момента планирования будущего аэропорта так и при его последующей эксплуатации.

 

Список литературы:
1. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. Чем и как тушат пожар // Современные проблемы безопасности (FireSafety 2020): теория и практика: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. С. 146-151.
2. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. К вопросу об управлении силами и средствами на пожаре // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020): Материалы II Международной научно-практической конференции. -Уфа: РИК УГАТУ, 2020. С. 124-127.
3. Казаков М.В. Применение поверхностно-активных веществ для тушения пожаров. М.: Стройиздат, 1977. 103 с.