ИССЛЕДОВАНИЕ АУДИО- И ВИДЕОЗАПИСЕЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)
ИССЛЕДОВАНИЕ АУДИО- И ВИДЕОЗАПИСЕЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация. В статье рассматриваются способы изучения и оценивания аудио- видеозаписей в гражданском судебном процессе.
Ключевые слова: аудио- видеозаписи в гражданском процессе, исследование аудио- и видеозаписей, оценка аудио- видеозаписи, приобщение аудио- видеозаписи.
Во всех отраслях процессуального права уделяется особое внимание вещественным доказательствам, особенно правилам их исследования. Если в судебном процессе допустить нарушение исследования вещественных доказательств, то это приведет к неверному решению судьи.
Предлагается рассмотреть вопрос о изучении аудио- видеозаписей в качестве вещественных доказательств. Аудио- видеозаписи в процессуальном праве выделены, как особый вид вещественных доказательств, так как они считаются неординарными, но значимыми.
Способом исследования аудио- видеозаписей является их воспроизведение. Аудио- видеозаписи приобщаются на электронном носителе, воспроизводятся в зале судебного заседания на специальном оборудовании. Законом не устанавливается вид электронного носителя, также как и техника, которая необходима для изучения аудио- видеозаписей. Заявитель ходатайства о приобщении документов к материалам дела, может сам обеспечить вопрос о воспроизведение аудио- видеозаписей в судебном заседании, имея с собой техническое оборудование.
Заявитель должен быть готов к передачи суду оборудования для воспроизведения записей, также как и электронный носитель, они будут храниться в материалах дела. Но заявитель может подать ходатайство, если носитель представляет собой особую ценность и суд, после вступления решения в законную силу, может выдать носитель владельцу.
Воспроизведение аудио- видеозаписей, осуществляется во время судебного заседания судьей, секретарём, сторонами или представителями. Если перечисленные лица не имеют даже представления о работе техники для воспроизведения записи, в таких случаях прибегают к помощи специалиста (ч. 1 ст. 188 ГПК РФ). В протоколе судебного заседания должны отображаться сведения о прослушивании или просмотре записи, об источниках доказательств, о техническом оборудовании, на котором воспроизводилась запись, время начала воспроизведения записи и конец.
Аудио- видеозапись может быть воспроизведена повторна полностью и её часть.
После воспроизведения аудио- видеозаписи суд слушает объяснения сторон о содержании записи, её достоверности, подлинности и значимости в судебном процессе. Лица, участвующие в деле, могут задавать друг другу вопросы с разрешения суда.
Стоит обратить особое внимание на то, что аудио- видеозаписи, содержащие личные сведения стороны не могут воспроизводиться в открытом судебном заседании или только с личного согласия лица, к которому относятся эти записи. Если данное согласие отсутствует, то запись может быть воспроизведена в закрытом судебном заседании (ст. 182 ГПК РФ).
Стоит сказать о том, что в законе говориться о праве граждан на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, и на тайну телефонных переговоров (ч.2 ст. 53 Конституции РФ).
Суд осматривает доказательства в соответствии со статьями 58,184 ГПК РФ. При подготовке к судебному заседанию или при разбирательстве дела, суд в праве произвести осмотр аудио- видеозаписи на месте с привлечение свидетелей, экспертов, специалистов (ст. 184 ГПК РФ). Также суд может посмотреть определенную информацию (запись) в сети Интернет.
Если аппаратура для произведения аудио- и видеозаписи или само качество записи не могут позволить суду однозначно оценить информацию, которая передается в записи, то суд может привлечь специалиста (ч.3 ст. 185 ГПК РФ). Таким образом, специалист является лицом, участвующим в деле, он обязан явиться в суд, отвечать на вопросы суда, давать консультации. Консультация представляется в письменной форме, оглашается в судебном заседании и приобщается к делу. Она может быть в виде "расшифровки" текста, которая выполняется с использованием технических средств. К специалистам могут задаваться вопросы от лиц, участвующих в деле, для разъяснений консультации (ст. 188 ГПК РФ) [2].
У суда могут появиться вопросы о подлинности аудио- и видеозаписи. В таких случаях суд в праве привлечь эксперта для исследования записи. Эксперт проводит экспертизу, которая определит, присутствует ли монтаж и подлинность записи (ст. 79, ч.3 ст. 185 ГПК РФ) [1].
Как говорилось выше, аудио- и видеозаписи имеют специфический характер, этот факт должен учитываться при их оценке судом. Специфическими они являются по той причине, что аудио- и видеозаписи могут быть записаны в плохом качестве, находиться на любых носителях, могут являть копией.
Специалистами отмечается, что копия записи отличается свойствами от цифровой записи. Используя специальные технические средства, специалисты видят на копии записи любые искажения. Также специалисты отмечают, что цифровая запись с легкостью подвергается монтажу, копированию на другие носители, удалению, редактированию.
На самом деле, сегодня имеется огромное количество средств для фальсификации аудио- и видеозаписей, поэтому суд относиться к таким доказательствам с особой осторожностью. По этой причине в гражданском процессе возникает вопрос о назначении экспертизы для проверки аудио- и видеозаписей на доброкачественность. Стоит обратить внимание, что экспертиза аудио- и видеозаписей в гражданском процессе не является обязательным условием. Суд назначает экспертизу только тогда, когда считает это необходимым.
Однако экспертами отмечается, что на сегодняшний день нет точных методов и способов, которые могли бы обнаружить монтаж аудио- и видеозаписи с вероятностью 100%. Следует вывод, что на заключение, которое представляется суду экспертом, не всегда можно ссылаться с точной уверенностью и настраиваться категорично. По этой причине суду придется ссылаться на другие материалы дела, которые составляют доказательную базу. Сопоставив иные факты, у суда есть возможность принять правильно и справедливое решение по возникшему спору.