Статья:

РОЛЬ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ И ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Мамбеткаримов Р.Р., Есбосинова Г.К. РОЛЬ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ И ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 42(178). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/178/102906 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ И ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ

Мамбеткаримов Рашид Рустемович
студент, Каракалпакский государственный университет имени Бердаха, Узбекистан, Республика Каракалпакстан, г. Нукус
Есбосинова Газинахан Каримбаевна
студент, Каракалпакский государственный университет имени Бердаха, Узбекистан, Республика Каракалпакстан, г. Нукус
Арзиев Аманбай Сарсенбаевич
научный руководитель, старший преподаватель кафедры Архитектура, Каракалпакский государственный университет имени Бердаха, Узбекистан, Республика Каракалпакстан, г. Нукус

 

Начертательная геометрия - это одна из ветвей геометрии, которая занимается вопросами исследования геометрических основ построения изображений предметов на плоскости, вопросами решения пространственных геометрических задач при помощи изображений. Она учит грамот владеть языком чертежа, умению составлять и свободно читать чертежи, решать различные инженерно-технические задачи. В процессе изучения дисциплины достигаются и другие цели, расширяется общенаучной кругозор студентов, развиваются навыки инженерного мышления, внимательность, наблюдательность и другие качества, развитие которых является одной из задач обучения и воспитания в ВУЗе. Изменение сроков подготовки инженеров-строителей в очередной раз поднимает вопрос о месте и роли начертательной геометрии и инженерной графики в инженерном образовании. Мнений существует много от сохранения внешнем виде содержания и объемов дисциплины до пересмотра содержания дисциплины на основе тотальной компьютеризации.

По мнению создателя начертательной геометрии Г.Монжа, «начертательная геометрия имеет две цели. Первая-точное представление на чертеже, имеющим только два измерения объектов трехмерных, которые могут быть точно заданы. С этой точки зрения  - это язык необходимый инженеру, создающему какой-либо проект, а также всем тем, кто должен руководить его осуществлением и наконец, мастерам, которые должны сами изготовлять различные части. Вторая цель начертательной геометрии-выводить из точного описания тел все, что неизбежно следует из их формы и взаимного расположения.

Для выполнения задач, поставленных в учебной программе, при сохранении заданного количества аудиторных часов, необходимо изыскивать новые способы и методы изучения дисциплины.

Одним из направлений в интенсификации учебного процесса является активное внедрение компьютерных технологий. Разработаны и активно внедряются различные курсы, созданные на базе компьютерных технологии, например, курс начертательной геометрии на основе геометрического моделирования [3], [4] и ряд других. Созданы электронные лекционные курсы, электронные учебники, тесты и различные вспомогательные материалы. Некоторые авторы, например В.А.Рукавишников, В.А.Антонов, [4] ставят вопрос о «закате» начертательной геометрии как дисциплины.

К сожалению, необходимо отметить, что поголовное увлечение компьютеризацией не учитывает в реали современного дня. Нет необходимости повторять путь, уже пройденный многими техническими университетами Западной Европы и США. По свидетельству В.Лившиц [5], в 90- е годы прошлого века произошел отказ от ручного черчения, изучения начертательной геометрии как основной методологической базы. Но несколько выпусков инженеров, оказавшихся с низким уровнем профессиональных знаний, требующих доучивания на рабочем месте, не умеющих различать виртуальные и реальные объекты, с низким уровнем пространственного представления, заставили вернуться к традиционной практике.

С целью обеспечения максимально возможного контакта преподавателя и студента, воспитания навыков самостоятельной работы, лекционный курс читается традиционно, необходимые материалы в виде электронного учебника, тестов выложены на образовательном портале. Каждый студент имеет возможность самостоятельно проработать материалы, результаты тестов учитываются рейтинговой системой оценки. Низкие навыки самостоятельной работы студентов и различный исходный уровень подготовки студентов предъявляют особые требования практическим занятиям. Разработаны задания, которые содержат пример решения задачи в аксонометрических проекциях, в ортогональных проекциях. Это позволяет студенту наглядно представить ход решения и результат при решении задачи (рис.1).

 

Рисунок 1. Определения проекции наложенного сечения (видимость)

 

В качестве обобщения полученного опыта можно отметить следующее:

  • опора исключительно на компьютеризацию учебного процесса не дает возможности обучаемому пройти путем проб и ошибок под руководством преподавателя, утрачивается возможность использовать принцип постепенного наращивания инженерной составляющей, обучения минимальным навыкам ручного черчения;
  • роль преподавателя как руководителя, владеющего инженерным мастерством, должна возрастать;
  • для выравнивания выходных результатов необходимо шире развивать систему дополнительных занятий и организовать постоянный текущий контроль и учет его рейтинговой системой оценивания;
  • недопустимо ставить в какой бы то ни было форме вопрос об уменьшения числа аудиторных часов для изучения начертательной геометрии и инженерной графики, замены другими формами учебной работы.

Строительные чертежи в зависимости от вида изображаемых объектов называются:

  • архитектурно - строительными (чертежи жилых, общественных и производственных зданий);
  • инженерно-строительными (чертежи инженерных сооружений- мосты, дороги, туннели, безусловные гидротехнические сооружения и др.);
  • топографическими (чертежи земной поверхности, рельефа местности).

В зависимости от содержания и назначения чертежи делят на части- комплекты, каждой из которых присваивают постоянные буквенные условные обозначения стандарта

В строительных чертежах допускается:

не обозначать материалы, например, при их единообразии, или показать их частично, если необходимо выделить на чертеже отдельные элементы, изготавливаемые их разных материалов;

применять дополнительные обозначения, не предусмотренные в настоящим стандарте, поясняя их надписью на поле чертежа.

 

Список литературы:
1. Монж,Г. Начертательная геометрия / Г.Монж.--  М.: Изд-во АН СССР, 1947.--296 с.
2. Тимошенко, С.П. Инженерное образование в России/ С.П.Тимошенко.--Люберцы: Изд-во ВИНИТИ, 1997.--   58 с.
3. Мурадов Ш. и др. "Начертательная геометрия"  Т. 2006 г.
4. Садикова Г. "Начертательная геометрия и инженерная графика". Т. 2003.
5. Арзиев А. Балтабаева Ш. Мамбеткаримов Р."Начертательная геометрия" Н.-- 2021.