СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. Для руководителя организации важно понимать не только систему организации работы предприятия, но и иметь представление, как на его производстве происходит управление персоналом. Ввиду того, что сотрудники являются важной частью процесса производства, то необходима система по которой будет происходить контроль и образование эффективного кадрового потенциала.
Терминологический справочник
Система управления персоналом – это комплекс мер и методов, которые руководство использует для решения кадровых вопросов и увеличения эффективности кадров.
Вводная часть
На данный момент системный подход к формированию структуры кадровой службы и управлению персоналом в целом является наиболее продуктивным. От того как именно выстроена в компании система управления персоналом зависит эффективность работы организации. Наличие четкой и понятной системы управления персоналом позволяет эффективно и оперативно реагировать на кадровые вопросы, возникающие в процессе производства.
Основная часть
Главная исходная точка формирования современной системы управления человеческими ресурсами, основанной на системном подходе - это принятие сотрудника как объекта исследования. Существует пять основных ключевых элементов, на которых основан кадровый менеджмент в организации:
- Цели.
- Функции.
- Структура.
- Инфраструктура.
- Ресурсы.
Исходя из того, что главным субъектом системы управления персоналом, является человек, то цель создания системы можно определить как рациональное формирование и использование человеческих ресурсов компании, развитие творческого и профессионального потенциала сотрудников для достижения социально-экономических целей организации и удовлетворения потребностей персонала.
В первую очередь система управления человеческими ресурсами создана для структуризации и создания стратегии эффективного развития персонала. И.К. Макарова выделяет 2 вида целей в системе управления персонала. (Таб.1) Таким образом мы можем выделить две основные линии развития системы управления персоналом: обеспечение конкурентоспособности на рынке за счет рационального использования ресурсов и достижение бизнес целей компании; достижение личных и социальных потребностей персонала.
Таблица 1.
Виды целей в системе управления персоналом
Экономические |
Социальные |
Повышение прибыли |
Повышение компетентности сотрудников |
Увеличение производительности |
Обеспечение занятости |
Высокая конкурентоспособность |
Уменьшение текучести персонала |
Улучшение качества |
Здоровый социально-психологический климат |
Рациональное использование ресурсов |
Создание бренда работодателя и компании |
Развитие инновации и творчества |
Удовлетворение потребностей работников |
В настоящее время существует множество классификаций и видов систем управления персоналом. Перечислим современные и наиболее актуальные на сегодняшний день.
Управление по результатам. Методика показывает наибольший эффект при децентрализованном руководстве. Задачи делегируются рабочим группам, которые работают над конкретным результатом. Такой подход относиться к целевому менеджменту, когда желаемый результат известен заранее. В данной системе управления целью каждого работника становиться достижение конкретного результат, что является залогом успеха стратегии компании. Здесь конечный результат определяется как один из мотивов в управлении персоналом. Для организации и сотрудников определяются желаемые результаты и требования к ним. Осуществление планов подкрепляется постоянным контролем. Результаты оцениваются на каждом этапе, для корректировок.
Мотивационный менеджмент. Система предполагает изучение личностных, профессиональных потребностей сотрудников. Данный метод позволяет поддерживать социально-психологический климат в коллективе и улучшить производительность сотрудников. В такой систему управления основной акцент делается на мотивации сотрудника и желание достичь конечного результата.
Рамочный метод управления. Данная структура позволяет сделать акцент на ответственности сотрудников за результат работы , допустить коллектив до принятия решений в определенных условиях. Руководство контролирует границы ответственности подчинённых, способствует созданию необходимой информационной системы и включается в процесс при необходимости.
Партисипативный менеджмент. Базисный принцип этой системы - это участие персонала в принятии управленческих решений. Сотрудникам могут определять ритм работы, определять технологии решения задач, принимать решения в определенных границах ответственности. Кроме того, они могут участвовать в формировании стратегии компании и распределении ресурсов. Коллектив получает возможность влиять на график работы и оплату труда, контролировать качество услуг, нести ответственность за конечный результат. Таким образом, работники участвуют в управленческой деятельности, что позволяет им реализовать свои потребности, а в организации повышается качество услуг и производительность.
Предпринимательское управление. Основной принцип такой системы- предпринимательская деятельность внутри компании. Предпринимательская философия подразумевает творческий подход к работе, поиск новых решений, проектов, развитие и инновации. Эта методика имеет достаточно демократических характер.
Система управления персоналом формируется в соответствии с целями организации, включая подсистему общего и линейного руководства, ряд функциональных подсистем.
Заключение
Исходя из вышеперечисленного мы можем сделать вывод, что наличие в компании системы управления персоналом упрощает взаимодействие между сотрудниками и руководством. Персонал четко понимает границы своих полномочий, есть ли у них возможность участия в принятии организационных решений. Руководитель в свою очередь имеет возможность эффективно выстраивать подстраивать систему управления персоналом под конкретные цели компании и формировать необходимые кадры для повышения кадрового и трудового потенциала.