ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ И ЗАПРЕТОВ, СВЯЗАННЫХ С МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ И ЗАПРЕТОВ, СВЯЗАННЫХ С МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ
Ограничения и запреты, установленные для муниципальных служащих, прежде всего связаны противодействием коррупции, поскольку должностные обязанности муниципальных служащих связаны с принятием решений из которых следует возникновение, изменение, прекращение отношений в отношении как неопределенного круга лиц, так и в отношении конкретного лица. Все запреты о ограничения в отношении муниципальных служащих указаны в ст. 12, 13, 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Запреты на муниципальной службе - это запрещение совершать определенную деятельность, они осуществляются, как правило, путем бездействия. Поступая на муниципальную службу лицо принимает условия ее прохождения, а также то, что он не может публично высказывать свои суждения, в том числе о работе органа в котором он проходит службу, не может заниматься предпринимательской деятельностью. Установленные в указанных статьях запреты имеют свои цели:
- повышение статуса муниципального служащего в обществе;
- исходя из властных полномочий, установленные запреты направлены на воспрепятствование злоупотреблению полномочий со стороны служащих;
- создать условий для независимости служебной деятельности в системе муниципальной службы.
Установленные меры следует разделить на ограничивающие и императивно запрещенные.
Запреты, связанные с муниципальной службой, - это обусловленные и установленные действующим законодательством нормы, однозначно запрещающие муниципальному служащему производить те или иные действия как на службе, так и вне ее. Это связано с правовым статусом служащего.
С целью противодействия коррупции установлены следующие запреты:
Запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. В это понятие входит покупка товаров для последующей продажи как лично так и через доверенных лиц, оказывать услуги, закупать оборудование предназначенное для предпринимательской деятельности, владеть в собственности объектами которые предназначены для занятия предпринимательской деятельностью. Владеть правами на товарные знаки, торговую марку, фирменной наименование, промышленные образцы. Данный запрет связан тем, чтобы служащий надлежащим образом исполнял свою трудовую деятельность, поскольку бизнес также требует время и сил. Однако заниматься предпринимательской деятельностью не запрещено близким родственникам служащего. Служащий может также заниматься другой оплачиваемой деятельностью: творческой, научной, педагогической. С уведомления руководителя может заниматься иной деятельностью которая приносит служащему доход при условие, что не наступает конфликта интересов. Занятие служащим предпринимательской деятельностью наносит существенный вред по авторитету муниципального служащего и должно сурово наказываться.
2. Муниципальному служащему запрещено быть поверенным по любым вопросам в учреждении в котором он работает, поскольку в любом случае, данный факт приводит к конфликту интересов, поскольку поверенный действует в интересах другого лица и как правило за материальное вознаграждение.
3. Муниципальному служащему запрещается получать подарки, в том числе в виде сертификатов, денежных вознаграждений, ссуд. Это сделано для того, чтобы муниципальный служащий руководствовался в своей профессиональной деятельности только законом, должностной инструкцией и другими внутренними актами.
Муниципальный служащий может получать подарки в рамках протокольных мероприятий, или по договору дарения. Муниципальному служащему запрещено получать подарки, которые были переданы его родственникам для того, чтобы оказать на него воздействие, и он знал о данном факте.
Однако муниципальный служащий имеет право принимать подарки, которые соответствуют правилам вежливости и этикета. Стоимость таких подарков в соответствии с ст. 575 ГК РФ не должна превышать 3000 рублей.
4. Муниципальные служащие не могут ездить в командировки за счет физических и юридических лиц. Служебная командировка оплачивается непосредственно работодателем за счет средств своего бюджета или за счет средств бюджета других муниципальных образований, международных иностранных некоммерческих организаций, если в этом есть служебная необходимость или муниципального служащего пригласили как эксперта на соответствующее мероприятие. Данный запрет также направлен на то, чтобы не допустить подкупа муниципального служащего. Также муниципальный служащий не может получать деньги на личные расходы во время командировок за счет физических и юридических лиц. Однако муниципальному служащему не запрещено пользоваться услугами принимающей стороны - размещение, транспорт, питание, но только лишь в объеме, не превышающем уровень обычного гостеприимства.
5. Муниципальные служащие не могут пользоваться материально-техническими средствами работодателя в личных целях или в интересах иных лиц как в рабочее время, так и во вне его. В случае установления факта такого использования, муниципальный служащий сразу считается неквалифицированным специалистом, пренебрегающем профессиональной этикой.
6. Запрет муниципальному служащему принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. Этот запрет носит этический характер и направлен на обеспечение независимости муниципальных служащих от иностранных государств, их должностных лиц, международных организаций, других иностранных общественных и религиозных объединений, что связано с правовым статусом муниципального служащего.
7. Запрещено разглашать конфиденциальную, служебную информацию, которая стала известна муниципальному служащему в период своей трудовой деятельности.
8. Если это не входит в должностные обязанности муниципального служащего, он не может высказываться публично или в средствах массовой информации о деятельности данного органа и о руководящих лицах. допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах.
9. Запрещается муниципальному служащему принимать от иностранных компаний, общественных организаций в том числе международных, почетные звания, награды, звания при условии, что его трудовая функция взаимосвязана с данными компаниями.
10. использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;
11. создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;
12. запрещено прекращать свою трудовую деятельность при наличии индивидуального трудового спора
13. входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
14. Запрещено работать в иностранной некоммерческой организации, которая финансируется за счет иностранного бюджета, если иное не предусмотрено международным договором.
Муниципальному служащему запрещено исполнить поручения руководителя, которые являются незаконными. Если муниципальный служащий понимает противоправность действий, он должен обратиться письменно к руководителю и мотивировано обосновать противоправность вынесенного решения. В противном случае, муниципальный служащий несет солидарную ответственность с руководителем, в случае наступления вреда от совершенных действий.
Установленные запреты связаны с тем, что в процессе своей деятельности служащий принимает властные решения, которые обязательны для местного населения соответствующего муниципального образования, при этом население не находится в непосредственном подчинении у служащего. Установленные ограничения и запреты носят обязательный характер и могут быть изменены или отменены при издании соответствующего законодательного акта. Если запреты нарушены в период осуществления служащим своей деятельности, этот факт всегда негативно влияет на принимаемое решение в отношении служащего допустившее нарушение.