Статья:

СРАВНЕНИЕ СТЕПЕНИ КОМФОРТНОСТИ САМОЧУВСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ШКОЛЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Цыбулько Е.А., Савицкий М.Н. СРАВНЕНИЕ СТЕПЕНИ КОМФОРТНОСТИ САМОЧУВСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ШКОЛЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 42(178). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/178/103219 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СРАВНЕНИЕ СТЕПЕНИ КОМФОРТНОСТИ САМОЧУВСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ШКОЛЫ

Цыбулько Егор Антонович
студент, УО Гомельский государственный медицинский университет, Республика Беларусь, г. Гомель
Савицкий Максим Николаевич
студент, УО Гомельский государственный медицинский университет, Республика Беларусь, г. Гомель
Гандыш Екатерина Васильевна
научный руководитель, ассистент кафедры, УО Гомельский государственный медицинский университет, Республика Беларусь, г. Гомель

 

Введение. В современном обществе профессиональный стресс является ведущим фактором, влияющим на эмоциональное состояние человека и его здоровье. Из-за продолжительного воздействия профессиональных стрессов может развиться синдром эмоционального выгорания, при этом, врачи и преподаватели попадают в список наиболее уязвимых в этом отношении профессий [1].

Коэффициент комфортности самочувствия педагога является одним из главных показателей риска развития профессионального и эмоционального выгорания. Соответственно, чем ниже коэффициент комфортности, тем выше риск развития синдрома эмоционального выгорания.  

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это реакция организма, проявляющаяся состоянием эмоционального и умственного истощения, возникающая вследствие продолжительно действующих профессиональных стрессов.

Профессия врача занимает одно из первых мест по риску возникновения синдрома эмоционального выгорания. Каждый день они общаются с большим количеством людей: пациенты, их родственники. Также их рабочий график предусматривает строго установленный режим работы. Все это является факторами, способствующими развитию профессионального стресса. Особенностью профессионального выгорания преподавателей университета является подготовка квалифицированных рабочих кадров, что требует от них высокого уровня профессионализма. В обязанности преподавателя вуза входит проведение аудиторных занятий, научно-исследовательская, воспитательная работа и т. д. В конечном итоге такая деятельность не исключает рабочих перегрузок, нехватки времени [3].

Педагогическая деятельность относится к системе "человек – человек", ежедневно учитель имеет многочисленные контакты, не все из них бывают желанными и приемлемыми. В некоторых ситуациях учителю необходимо постоянно контролировать свое поведение, слова, иметь деловой настрой и выстраивать адекватным способом взаимоотношения с подчиненными (учениками), коллегами. Даже когда у педагога и появляется свободное время, всё равно он не может полностью расслабиться, абстрагироваться от работы и учеников. Ему приходится держать марку и не выходить из профессиональной роли 24 часа в сутки. Такое напряжение может не сказываться на эмоциональном состоянии человека [2].

Цель исследования: сравнить степень комфортности  преподавателей медицинского ВУЗа и средней школы.

Материалы и методы. Для реализации поставленной цели был проведен социологический метод с помощью анкеты «Тест на определение коэффициента комфортности самочувствия педагога» В. И. Андреева с авторской модификацией. Данный тест помогает определить комфортность самочувствия педагога в своей профессиональной среде, от которой зависит риск и степень эмоционального, а также профессионального выгорания. В исследовании участвовали 40 преподавателей: 20 преподавателей Гомельского государственного медицинского университета  и 20 преподавателей ГУО «Средняя школа №1 г. Ганцевичи». Средний возраст тестируемых преподавателей ГомГМУ составил 42,89 лет, преподавателей школы – 45,82 года. Статистическая обработка данных проводилась с помощью Microsoft Excel 2013.

Результаты исследования.

Коэффициент комфортности самочувствия преподавателей оценивался с помощью анкеты «Тест на определение коэффициента комфортности самочувствия педагога» В. И. Андреева по 100-балльной шкале (высокий коэффициент – 70-100, средний – 50-70, пониженный – 30-50, низкий – менее 30).

Таблица 1.

Результаты анкетирования преподавателей ГомГМУ

Коэффициент комфортности

Количество преподавателей (%)

Высокий

30

Средний

55

Пониженный

15

Низкий

0

 

Таблица 2.

Результаты анкетирования преподавателей школы

Коэффициент комфортности

Количество преподавателей (%)

Высокий

5

Средний

70

Пониженный

20

Низкий

5

 

Выводы. Таким образом, в ходе проведенного исследования  установлено, что коэффициент комфортности самочувствия у учителей школы ниже, чем у преподавателей медицинского ВУЗа. Что может быть обусловлено возрастом учащихся школ (не в полной мере осознают необходимость учения) и постоянным взаимодействием с родителями учащихся, которые не всегда могут идти на контакт. Все вышеуказанные факторы могут способствовать развитию у учителей эмоционального и профессионального выгорания.

 

Список литературы: 
1. Гладышева Л.Г. Психокоррекция синдрома эмоционального выгорания среднего медицинского персонала: вып. квалиф. раб. – Барнаул, 2018. – 79 с.
2. Мишина М.М., Воробьева К.М. Эмоциональное выгорание педагогов в условиях модернизации образовательной среды // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2020. – №3. – 13 c.
3. Долгополова А.В., Манухина А.М. Психолого-педагогическая профилактика эмоционального выгорания педагогов // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. – 2020. – №2. – С. 75—86.