ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(179)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(179)
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Введение
Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления люди порой не знают, как поступить, как защитить свои права.
Для защиты своих законных интересов очень редко обращаются к правовым документам. Они пытаются самостоятельно или при помощи знакомых защитить свои права, что приводит к нарушению законности. Переживания могут повлечь за собой те или иные заболевания, подорвать физическое или психическое здоровье. Как сохранить себя, свое здоровье и достоинство, свои права, не оказаться за бортом жизни? Эти вопросы часто встают перед людьми.
Для начала надо узнать зачем так важно знать свои права и обязанности и что это такое.
Права - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе. На земле есть много людей и каждый преследует свои цели и стараются идти к ним любой ценой и если бы не были придуманы права, то в мире был бы хаос, так что права были придуманы для безопасности каждого из нас, и чтобы мы не мешали другим людям жить.
Обязанность - это необходимость, предписывающая каждому человеку определенный вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение. Обязанности также очень важны, как и права. Они были придуманы для развития человека, а также развитию самодисциплине.
Актуальность - изучение прав и обязанностей обучающихся. Обучающиеся редко читают нормативные документы вузов, в которых содержится необходимая для них информация и воспитание правовой культуры
Цель проекта: изучить права и обязанности обучающихся, провести анализ соблюдения прав и обязанностей, обучающихся в разных учебных заведениях.
Я решил заняться именно этой темой для данной работы потому что мне стало интересно качество знания прав и обязанностей и чтобы помочь ознакомится с ними, что я и сделал своей целью. Перед собой я поставил следующие задачи :
1. Изучить информацию о правах и обязанностях.
2. Определить уровень правовой осведомленности учащихся.
3. Составить и провести опрос обучающихся
4. Подвести итоги, подготовить листовку-путеводитель для обучающихся в школах(10-11 классы), университетах (1 курс) и колледжах,
Гипотеза - большинство людей не было заинтересованно в изучения правовых документах, тем самым не знают свои права и обязанности.
Методы исследования:
-анализ нормативно правовых документов
-обобщение и систематизация материала по данной теме;
-анкетирование.
Ожидаемый результат - получение информации о знаниях учеников об своих правах и обязанностях.
Продукт - подготовка листовки-навигатора по правам и обязанностям для обучающихся.
Нормативно-правовые акты
С рождением ребенок получает много прав. Они нужны ему для выживания, развития, защиты. Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Среди международных документов по защите прав детей можно выделить два основных и наиболее значимых – это Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка.
Кроме международных документов есть и Российские: главный закон нашей страны - Конституция РФ, Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”.
В нашей Конституции прописаны права граждан нашей страны, одним из которых является право на получение образования. Государству нужны грамотные и образованные люди. Поэтому обучение в настоящее время осуществляется на бесплатной основе.
Основными документами, которые регулируют права и обязанности в учебных заведениях являются:
1. Правила внутреннего распорядка обучающихся.
2.Конституция РФ.
3. Порядок оформления отношений между образовательной организацией и обучающимися.
4. Порядок основания перевода,отчисления и восстановления обучающихся.
5. Устав вуза.
6. Положение об аттестации обучающихся.
Права и обязанности обучающихся
Переступив порог школы, ребенок уже становится учеником. На первом классном часе первая учительница обязательно должна ознакомить с правилами поведения, а также с тем, на что ребенок имеет полное право, находясь в данном заведении. Так же и во всех других структурах образования.
Права заключаются в следующем:
- Каждый имеет полное право получить не только начальное, но и среднее образование совершенно бесплатно.
- Каждый учащийся при желании может участвовать в управлении жизни вуза, все это обычно прописывается в Уставе.
- Право на уважение со стороны преподавателей и всех работников учреждения.
- Имеет право знать свою отметку как за письменные работы, так и за устные ответы.
- Может участвовать во всех школьных мероприятиях, которые соответствуют его возрастной категории.
- Есть право на добровольное участие в трудовой деятельности.
- Право на помощь в приобретении знаний по предмету, который имеется в образовательной программе.
- Каждый может в стенах заведения организовывать различные объединения, которые не противоречат школьному Уставу.
- Учащиеся должны в обязательном порядке иметь время для отдыха между занятиями, а также в каникулярное время.
- Есть у каждого право на то, чтобы его внимательно выслушали.
- При желании всегда можно перейти в другое заведение.
- Не запрещается домашнее обучение, экстернат или досрочная сдача экзаменов.
Обязанности обучающегося
Права – это хорошо, но не стоит забывать про то, что у каждого человека имеется свой круг обязанностей, которые он должен выполнять.
- Прежде всего человек должен уважать не только педагогов, но и всех работников школы.
- Уважительно относится к результатам чужого труда.
- Самой главной, наверное, обязанностью является добросовестное отношение к учебе.
- Соблюдение режима: приходить на занятия и уходить в строго отведенное время.
- После пропуска надо прийти в учебное заведение с объяснительным документом, это может быть медицинская справка в случае болезни.
- Каждый обязан приходить соблюдая гигиену.
- Необходимо соблюдать технику безопасности.
Все права и обязанности должны быть не только известны взрослым и детям, но и непременно выполняться.
Что запрещено делать:
- Ни в коем случае нельзя приносить с собой на занятия опасные предметы угрожающее жизни, например, оружие, боеприпасы.
- Провоцировать конфликты, которые заканчиваются дракой.
- Запрещено пропускать занятия без уважительной на то причины.
- Приносить с собой спиртные напитки, употреблять их в вузе или приходить в алкогольном опьянении строго запрещается.
- Курение на территории также находится под запретом.
- Недопустимо играть в азартные игры в стенах Образовательной организации.
- Запрещено воровать чужие вещи.
- Причинение вреда имуществу вузу, и если на, то пойдет это понесет за собой наказание.
- Запрещается грубо и неуважительно обращаться к администрации учебного заведения или преподавателю.
- Человек не должен игнорировать замечания педагогов.
Если всегда и во всех учебных заведениях будут соблюдаться права и обязанности ученика, то учебная жизнь будет интересной и организованной, а все участники учебного процесса останутся всем довольны.
Опрос
Среди учащихся, Школы, колледжа, Университета было проведено анкетирование с целью исследовать уровень знаний учащихся своих прав и обязанностей.
Ученикам школы были предложены вопросы в тестовой форме:
Среди школы было опрошено 32 человека.
На основе результатов опроса были составлены диаграммы:
Права
Рисунок 1. Обязанности
Рисунок 2. Обязанности
Среди колледжа было опрошено 13 человек. На основе университета было опрошено 44
На основе результатов опроса были составлены диаграммы:
Среди университета и колледжа было опрошено 57 человек.
На основе результатов опроса были составлены диаграммы:
Права
Рисунок 3. Результаты
Заключение
Моя гипотеза подтвердилась - большое число опрошенных или не знают, или сомневаются в знании своих прав либо обязанностей.
Чтобы помочь ученикам в изучении этих двух очень важных понятий, я подготовил карточки с инструкцией, где можно ознакомиться со своими правами и обязанностями. Кроме того, ученики могут ознакомиться с моим проектом (текстовой частью) и прочитать какие у них есть основные права и обязанности в их вузе.
Приложение 1.