Государство как основной субъект современного российского экологического права
Конференция: XLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
XLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Государство как основной субъект современного российского экологического права
Российское государство, являясь суверенным гарантом организации и функционирования политической власти в нашем обществе, и, таким образом, реализует и соблюдает все права граждан, провозглашенные в законодательстве. Конституцией РФ установлена обязанность государства охранять окружающую природную среду, сохранять ее в благоприятном состоянии. Данная обязанность возлагается на Правительство Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации». [3] Данный нормативный правовой акт прямо устанавливает, что Правительство РФ принимает все меры для реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение их экологического благополучия. Главной проблемой участия государства в лице его компетентных органов в экологических правоотношениях состоит в том, что в настоящее время интересы государства в области экологических правоотношений не являются для него приоритетными.[6]
Государство, будучи основным субъектом экологических правоотношений имеет, в связи с чем, исключительное право требования от прочих субъектов надлежащее соблюдение и исполнение ими своих обязанностей, ограничений и принуждать лиц, не исполняющих требования законодательства в области экологии, к их исполнению.
Тот факт, что государство является собственником природных ресурсов дает ему право на выступление «от имени окружающей среды» при причинении экологического вреда другими субъектами правоотношений. [6] Участие государства в экологических правоотношениях является публично-правовым.
К субъектам экологического права и экологических правоотношений относят Российскую Федерацию, ее субъекты, муниципальные образования, физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, которые в силу своей компетенции принимают участие в экологических правоотношениях. Как субъекты правоотношений в силу наделения законодательством, они имеют соответствующие права и обязанности.
Специальная литература характеризует роль государства в экологических правоотношениях через его обязанности, которые состоят в реализации экологических прав граждан. Характерным является и то, что данные обязанности отражены в законодательстве, а именно в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране окружающей среды»[4], однако рассматриваются они применительно не к государству, а к органам его власти и должностным лицам. Само по себе государственное обязание в отношении прав граждан в сфере экологических правоотношений определено непрямо и недостаточно. К тому же можно отметить, что само по себе место государства в системе правоотношений определено не только его обязанностями. [5]
Самой важной отличительной чертой участия государства в экологических отношениях является то, что государство создает нормы экологического права, наделяя прочих субъектов правоотношения, в том числе и себя, определенными правами и обязанностями. Объем и содержание данных прав зависит от приоритетов в проведении государственной экологической политики.
Государственная экологическая политика является одной из частей, которые составляют направление развития государственной политики в целом. Экологическая политика государства должна быть сформирована применительно к отдельно взятой стране, с учетом опыта других государств, их инновационных разработок в сфере экологии и экологической безопасности, обеспечивать максимально возможный уровень развития соблюдения экологического законодательства, а также сохранение оптимальной экологической ситуации для человека.
Особенности деятельности государства как субъекта экологического права имеет определенную правовую форму и реализуется через экологическую функцию, осуществляемую им как властным субъектом. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) прямо не ставит перед государством задачу охранять окружающую среду, но сама по себе данная функция следует из ряда норм законодательства, среди которых использование и охрана природных ресурсов как основы жизни народа, права каждого человека на благоприятную окружающую среду.
Так же нормами Конституции РФ определено, что природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. [2]
Таким образом, государство, как властный субъект правоотношений, при выполнении экологической функции должен следовать определенными законодательством направлениями деятельности в области экологических правоотношений. Государство, в силу осуществления своей властной деятельности, может влиять на решение экологических проблем. Сама по себе деятельность государства в экологических отношениях не может состоять только в управлении в сфере экологии, и должна быть представлена и деятельностью государства в качестве собственника природных ресурсов. Как собственник природных ресурсов страны, государство должно подчиняться им же установленным правилам в отношении собственника имущества. Для природных ресурсов функция государства как собственника состоит в организации и осуществлении рационального природопользования, в обеспечении равного доступа прочих субъектов правоотношения к природным ресурсам. Следовательно, деятельность государства как собственника экологических природных ресурсов состоит в том, чтобы использовать их для комфортной жизнедеятельности населения страны.
Государство участвует в экологических правоотношениях не только на внутригосударственном уровне, но и на международном. Право народа на собственность в отношении их природных ресурсов подтверждено на международном уровне. Обязанность государства охранять окружающую среду закреплена в Стокгольмской декларации (Принята в г. Стокгольме 16.06.1972 на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды).[1] На международном уровне установлено, что государство самостоятельно обладает правом распоряжения и разработки его ресурсов согласно проводимой им политики в области окружающей природной среды, помимо этого, государства на должны нарушать право другого государства на окружающую природную среду.
В настоящее время экологическая обстановка в мире достаточно сложная. Каждое из существующих государств в той или иной мере своей деятельностью способствовало ухудшению экологической обстановки в мире.
Так или иначе, но вполне очевидно, что современный экологический кризис предъявляет к обществу требования по коренному изменению стратегии государственности. Влияние экологического фактора на государство и преломление его деятельности по этому критерию выражается, во-первых, в формировании экологической политики как самостоятельного направления государственной стратегии и, во-вторых, в повышении роли экологической функции государства, состоящей в обеспечении экологических интересов общества. В то же время в недалекой перспективе или уже сейчас экологическая составляющая государственной власти должна быть поднята с уровня функции до назначения государства в обществе.