Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЁЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(179)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Черных А.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЁЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 43(179). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/179/103727 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЁЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Черных Артём Викторович
магистрант, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Социально-культурная сфера современного общества сегодня нуждается в особом внимании со стороны государства, поскольку её роль в процессах социализации личности, формирования культуры молодого поколения является очень важной.

Досуг - это социальное благо, развиваемое индивидуумом и обществом для восстановления физической и умственной силы после работы и учебы - в целях развития индивидуальных страстей и интересов, обеспечения культурного отдыха и формирования богатой личности индивидуума.

Процесс организации свободного времени для человека играет важную роль не только в аспекте типичного отдыха, игры, но прежде всего, его следует анализировать как рациональную деятельность, имеющую ключевое значение. В научной литературе досуг определяется по-разному.

Т. А. Погрешаева определяет досуг в двух перспективах, первая - количественный путь, как часть ежедневного бюджета времени, которое остается после выполнения всех профессиональных и непрофессиональных обязанностей и после удовлетворения основных потребностей организма (физиологические и гигиенические), второй - качественный способ, как время, которым человек может свободно распоряжаться, например, для развлечений и самосовершенствования [5, с. 67].

Т. Вуджек определил свободное время человека, как то, что остаётся в собственном распоряжении после завершения всех мероприятий, связанных с обязанностями в школе и по дому. Более того, он считал, что человек может осуществлять деятельность в свободное время по собственному вкусу и интересам [1, с.34].

На основании приведенных выше определений можно предположить, что досуг - это свободное время, которое остается у человека после выполнения всех обязанностей, налагаемых спецификой возрастной и жизненной ситуации, которое он может использовать любым способом по своему усмотрению.

Свободное время необходимо для надлежащего функционирования организма каждого человека. По словам В. Оконя [3, с. 214], его можно посвятить:

1) отдыху, то есть регенерации физических и психических сил;

2) развлечениям, доставляющим удовольствие;

3) добровольной и бескорыстной общественной деятельности;

4) развитию интересов и талантов личности с помощью общеизвестной и любительской художественной, технической, научной или спортивной деятельности.

В терминах Б. Грушина [2, с. 117] свободное время имеет две основные функции:

1) функцию воссоздания человеческих сил, поглощенных в сфере труда и других необходимых видов деятельности;

2) духовную (культурную, идеологическую, эстетическую) функцию и физическую силу человека.

Досуг молодёжи на сегодняшний день является одной из важнейших сфер реализации активности и творческого потенциала молодёжи, но, с другой стороны, проявляются неравные возможности для части молодёжи в отношении доступа к культурным ценностям, некоторым услугам сферы досуга, что объясняется, в том числе, и активными процессами коммерциализации досуговой сферы.  Изучить досуг современной молодёжи, её основные предпочтения – значит понять её жизненные приоритеты, ценности, позиции, взгляды и идеи.

Для решения целей и задач исследования, был проведён опрос молодёжи Старооскольского городского округа Белгородской области, цель которого заключалась в изучении отношения молодёжи к организации их досуга, мнение о существующих формах их привлечения к досуговой деятельности, взгляд на совершенствование данных форм. Полученные сведения стали предварительной информацией об объекте исследования для общей ориентации в проблеме.

Результаты исследования должны были ответить на следующие исследовательские вопросы:

1) Каковы интересы молодежи Старооскольского городского округа в сфере досуга?

2) Насколько молодежь Старооскольского городского округа информирована о мероприятиях в сфере досуга?

Сбор данных осуществлялся с помощью диагностического исследования с использованием анкеты анонимного опросника. В исследовании принимали участие 100 молодых жителей (в возрасте 16-23 лет) Старооскольского городского округа.

В опросе приняли участие школьники старших классов: МАОУ «СОШ № 24 с УИОП», МАОУ «СПШ № 33», МАОУ «СОШ № 27 с УИОП», МАОУ «СШ № 19 – корпус кадет «Виктория», а также студенты Старооскольского филиала НИУ «БелГУ», СТИ НИТУ «МИСиС», АНОО ВО «ВЭПИ», ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж».

Вопросы были закрытыми и открытыми, в нескольких случаях можно было выбрать более одного из предложенных ответов и добавить свой. Собранные данные подвергались статистическому и описательному анализу.

Так, из массива опрошенных на вопрос «Чем Вы занимаетесь в свободное время?» 62,5% молодых респондентов ответили, что встречаются и общаются с друзьями (дома или за его пределами), 60,7% – «сидят» в Интернете, в социальных сетях, 61,0% – смотрят телевизор, 32,6% – отдыхают без определенной цели (просто отдыхают, расслабляются), 24,5% – занимаются домашним хозяйством, 29,3% – посещают кафе, бар, дискотеки.

Отвечая на вопрос о том, из каких источников молодые жители получают информацию о том или ином культурном мероприятии, они сообщили, что наиболее популярным в этом отношении источником являются друзья, знакомые, одноклассники, одногруппники (72,0%), 12,0% узнают о культурно-массовых мероприятиях из рекламных стендов, афиш, 5,0% – из СМИ, в том числе социальных сетей. Остальные 11,0% затруднились ответить на поставленный вопрос.

В этой ситуации кроется, на первый взгляд, «неуловимая» проблема – проблема информирования молодёжи о различных культурно-массовых мероприятиях. Зачастую информация является залогом участия в общественной жизни и поэтому право молодёжи на доступ к информации должна признаваться официально. 

Что касается отношения молодых жителей округа к интеллектуальному досугу, то тут стоит отметить, что существует определённое количество подростков, которые активны, понимают необходимость саморазвития и стремятся к этому. Все современные школьники, как и студенты, открыты к интеллектуальному досугу, но мало информированы, их внимание сложно привлечь и по-настоящему заинтересовать.

Кроме того, важно поощрять детей и подростков к физической активности. Разумно и систематически практикуемая физическая активность является одним из важнейших факторов, влияющих на здоровье, качество жизни и долголетие человеческого вида [3, с. 221]. Лучший способ популяризации здорового образа жизни - спорт, потому что «движение влияет на систему кровообращения даже тогда, когда оно активирует только некоторые группы мышц или части нашего тела» [4, с. 78].

Необходимо отметить, что анализ полученных данных, содержащихся в проведенном исследовании и изучаемой литературе ясно показывает, что проблема организации свободного времени очень важна для современного человека, потому что рациональное управление досугом сильно влияет на уровень психофизического состояния и интеллектуального развития молодежи.

На основе анализа собранного эмпирического материала были сделаны следующие выводы:

  1. Среди молодежи доминирует пассивный способ проведения свободного времени. Необходимо популяризировать активный отдых, потому что малоподвижный образ жизни человека имеет негативные последствия для всего организма.
  2. Необходимо дальнейшее развитие организации молодежного досуга в Старооскольском городском округе. Нужно наполнить досуг молодежи культурным и спортивным содержанием.
  3. Одной из приоритетных задач в сфере организации работы с молодёжью является развитие инфраструктуры для деятельности молодёжи, формирование идеологии молодёжного досуга, при этом следует не содержать целенаправленного воздействия на четкую и жесткую регламентацию деятельности молодёжи на досуге, а регулировать ее деятельность, подразумевая в большей степени не воздействие, а содействие молодёжи и взаимодействие с ней. 

 

Список литературы: 
1. Вуджек, Т. Тренировка ума. Упражнения для развития повышенного интеллекта [Текст] / Т. Вуджек. – СПб.: Изд-во Питер Пресс, 2017. – 112с.
2. Грушин Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования [Текст] / Б. А. Грушин. -. М.: Политиздат, 1987. – 368 с.
3. Оконь, В. Введение в общую дидактику [Текст]  / В. Оконь. – М.:Высш.школа, 1998. – 383 с.
4. Патрушев, В.Д. Общие черты и особенности свободного времени [Текст] / В.Д. Патрушев. – М.: Эксмо, 2014. – 157 с. 
5. Погрешаева, Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества [Текст] / Т.А. Погрешаева. – Саратов: Изд-во СГУ, 2010. – 142 с.