Статья:

Информационное сопровождение социальных проектов в коммуникативном пространстве

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Аблаким А.С. Информационное сопровождение социальных проектов в коммуникативном пространстве // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 19(112). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/112/71712 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Информационное сопровождение социальных проектов в коммуникативном пространстве

Аблаким Айза Сарсенбайкызы
магистрант, Казахский Университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, Республика Казахстан, г. Алматы

 

THE ESSENCE AND CONTENT OF INFORMATION SUPPORTFORSOCIAL PROJECTS IN THE COMMUNICATIVE SPACE

 

Aiza Ablakim

Master degree, Kazakh Abylai Khan University of International Relations and World Languages, Republic of Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. В данной статье проанализированы основные подходы к определению информации и информационного сопровождения социальных проектов в коммуникативном пространстве. Изучены специфика и технология информационного сопровождения социальных проектов в коммуникативном пространстве. Найдены пути изучения сущности и содержания информационного сопровождения социальных проектов. Приведены примеры определения понятия информации от специалистов по кибернетике и специалистов, изучающих сущность информации. Даны четкие понятия определения социального проекта от ряда ученых.

Abstract. This article analyzes the main approaches to the definition of information and informational support of social projects in the communicative space. The specifics and technology of information support of social projects in the communicative space are studied. Ways are found to study the nature and content of information support for social projects. Examples of determining the concept of information from experts in cybernetics and specialists studying the essence of information are given. Clear definitions of the definition of a social project from a number of scientists are given.

 

Ключевые слова: общество, социум, информация, коммуникация, актуальность, СМИ, социальный проект, информационное сопровождение, специалисты.

Keywords: society, society, information, communication, relevance, media, social project, information support, specialists.

 

Введение: В последние годы вырос интерес к деятельности социальных организаций. Всё большее количество людей стало обращать внимание на проблемы социума. Развитие социальных программ приобретает огромный масштаб по всему миру, и, в частности, в Казахстане. Все это является результатом воздействия общественности на различные информационные каналы. Продвижение того или иного социального проекта немыслимо в современном обществе без информационного сопровождения. Специфика конкретных социальных проектов оказывает существенное влияние как на целевую направленность их информационного продвижения, так и на выбор той или иной технологии информационного сопровождения.

Современное общество не может обойтись без рекламы.

Организация рекламного продвижения товаров и услуга - залог эффективной коммерческой деятельности для многих хозяйствующих субъектов на рынке.

Реализация социальных проектов - оказание услуг некоммерческого характера, но и они нуждаются в том, чтобы потенциальные пользователи могли своевременно ознакомиться с различными типами или видами этих услуг, с условиями их оказания, с внутренними возможностями тех структур, которые их предоставляют и т.д.

То есть, реклама и для социальных проектов является актуальным и достаточно важным видом информационного продвижения. Более того, практика показала, что многие социальные проблемы не могут эффективно решаться без своевременного информационного ознакомления населения с мероприятиями, предпринимаемыми различными государственными и общественными органами.

В информационном сопровождении социальных проектов особую роль играют PR- технологии, поскольку именно благодаря связям с общественностью многие социальные проекты находят своих спонсоров и развиваются с использованием денежных средств, поступающих от них. [1]

Несмотря на важность и актуальность информационного сопровождения социальных проектов, специалисты еще не пришли к согласованному мнению по поводу сущности и содержания данной проблемы.

Если информации как категория - типичный предмет и объект исследования и существует обширная литература по данному вопросу, то по поводу информационного сопровождения проектов (особенно социальных) имеются лишь отдельные статьи и небольшое количество Интернет-источников.

При помощи различных каналов коммуникации разработчиками проекта осуществляется его информационное сопровождение (информационная коммуникация).

Благодаря технологиям информационной коммуникации обеспечивается связь между проектом и его целевой аудиторией. Особенность коммуникационных технологий заключается в их тесной связи с понятием информации.[2]

Существует несколько определений информации, в зависимости от сферы использования и применения. Большой вклад в изучение информации внесли специалисты по кибернетике:

  • Так, Норберт Винер, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта, считал информацию обозначением содержания сообщения и сигнала, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему.
  • Леон Брюллен, французский физик, определял информацию как отрицание энтропии.
  • Клод Элвуд Шеннон, которого называют отцом современных теорий информации и связи, дал определение информации как коммуникации, в процессе которой устраняется неопределенность.
  • Уильям Росс Эшби, английский психиатр и специалист по кибернетике, в своем труде «Введение в кибернетику» опирался на передачу разнообразия с помощью информации. [3]
  • Информацию как оригинальность, новизну, меру сложности структур рассматривал в своей работе «Теория информации и эстетическое восприятие» Абраам Моль. [4]
  • Помимо этого, советские ученые Яглом А.М., Яглом И.М. в совместном труде «Вероятность и информация» изучали информацию с позиции вероятности выбора, а Урсул А.Д., специалист по философским проблемам информатики и кибернетики, считал информацию отраженным разнообразием. [5]

Часть специалистов, изучающих сущность информации, считает ее свойством всех материальных объектов, так называемым атрибутом материи. Однако есть мнения, что информация связана только лишь с функционированием самоорганизующихся систем.

Под информацией часто понимают данные, которые организованы и использованы определенным образом. Также информация значит положительное приращение знаний в рамках различных задач относительно рассматриваемого объекта у определенного наблюдателя, либо непосредственно специфические продукты или услуги, которые предназначены производителем для передачи потенциальному потребителю знаний в максимально доступной форме.

Специалисты, обращая внимание на ценностные характеристики, отмечают ценность информации в возрастании вероятности достижения целей в результате использования данной информации.

Особый интерес представляет мнение Н.Н.Моисеева [6] считающего правильным употребление понятия информации только при описании процессов, протекающих в живой природе и обществе. Он считает, что исходя из сущности субъективно-активных отношений, понятие информация может быть только описано, но не определено.

На практике информацию часто оценивают с точки зрения актуальности и полезности, степени воздействия на поведение системы в целом и адекватности. Для целей маркетинга важное значение приобретает характеристика информации как раздражителя.

С позиции управления, информация является основой управленческого процесса. От качества информации во многом зависит и качество управления предприятием.

Информационная деятельность менеджера организации подразумевает организацию сбора информации, а также ее анализа и обработки. Также менеджер определяет приоритетность поступающей информации и упорядочивает обмен информацией в рамках предприятия или фирмы.

Иногда специалисты рассматривают информационное сопровождение с точки зрения соответствующей подачи информации о фирме, ее товаре, отраслях производства. Типичным примером является создание информационно-презентационных сайтов компаний, проектов и т.д.

В печатных СМИ текст информационной коммуникации иногда строится на том, что позиция рассказчика сливается с позицией читателя. При этом основная форма - рассказ о происшедшем, о том, что имело место быть. Чтобы данный рассказ выполнил свое предназначение (достиг цели), в описании происшедшего необходимо четко выделить структуру действий: кто, что, где, когда делает. Следует отметить, что содержание сообщения искажает любая интерпретация.

Несомненно, следует согласиться с мнением А.П. Маркова[7], который считает, что «в формате социальной коммуникации текст есть адресованное сообщение, предполагающее активную позицию реципиента по отношению к получаемому сообщению: он должен его расшифровать, выбрав подходящий смысловой код или выработав новый. Творческий акт при этом совершается на обоих концах информационно-коммуникативной цепи».

Марков рассматривает любой маркетинговый текст как своеобразное «кодированное сообщение», направленное на провокацию определенного ответного действия. Ответная поведенческая реакция потенциальной аудитории зависит от адекватности понимания и интерпретации разработчика. Поэтому проектировщик маркетинговых коммуникаций, особенно рекламы и PR-акций, уделяет огромное внимание тексту, его планируемым и непредсказуемым возможностям влияния на сознание и поведение потребителя.
Информационное сопровождение, несомненно, является важной и неотъемлемой составляющей при реализации проекта, при условии его ориентированности на общество. Данный вид коммуникации чрезвычайно сложен, и от типа канала коммуникации полностью зависят коммуникационные формы организации информационного сообщения. Поскольку средство зачастую и есть сообщение, то коммуникационные формы находятся в самих каналах.

Таким образом, в основе коммуникационных технологий лежит информация. Получателем информации является общественность.

Через каналы коммуникации - печатные, электронные и сетевые СМИ - проводится информационное сопровождение.

Оптимальное средство передачи информации должно с одной стороны быть доступным потенциальной аудитории, с другой - соответствовать информационным запросам фирмы. Главная функция информационной коммуникации при реализации проекта - донесение информации о проекте до целевой аудитории.

В печатных СМИ основной формой текста информационной коммуникации является рассказ о происшедшем. Проектировщику маркетинговых коммуникаций, особенно рекламы и PR-акций, следует уделять огромное внимание тексту, т.к. его планируемые и непредсказуемые возможности текста могут серьезно повлиять на сознание и поведение потребителя.

Специфика информационного сопровождения социальных проектов
Социальная составляющая современной государственной политики Казахстана признается приоритетной, в том числе в сфере финансирования социальных проектов. Большое внимание уделяется развитию отношений с центрами помощи семье и детям, бюро медико-социальной экспертизы, детскими оздоровительными и санаторно-курортными учреждениями, муниципальными органами, местными сообществами, государственными природными заповедниками, национальными парками, органами местного самоуправления, внутренним и международным туризмом социально-образовательного профиля.

Социальные проблемы, характерные для Казахстана, требуют разработки комплексной программы социальной политики, которая нуждается в качественном информационном сопровождении.

Для определения специфики информационного сопровождения социальных проектов, нужно дать четкое определение социального проекта.

С точки зрения Лукова В.А., «социальный проект - это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению» [8].

Марков А.П. акцентирует внимание на том, что «социальный проект - это последовательность мероприятий и акций, целью которых является: предупреждение, минимизация или разрешение проблем, обусловленных дефицитами социально-культурной интеграции, адаптации, реабилитации, социализации, инкультурации и самореализации личности.

Созданная на основе анализа ситуации взаимосвязанная последовательность мероприятий, действий и акций, обеспеченная в нормативно-правовом, экономическом и кадровом отношении, должна обеспечить изменение ситуации и создать условия, способствующие разрешению противоречий и трудностей личностного развития; оптимизации социально-культурной и социально-психологической среды обитания человека» [9].

Исходя их вышеперечисленных подходов к определению понятия, социальный проект есть сконструированная инициатором проекта четко спланированная последовательность мероприятий и акций.

Данная последовательность направлена, во-первых, на предупреждение, минимизацию или разрешение проблем, обусловленных дефицитами социально-культурной интеграции, адаптации, реабилитации, социализации, инкультурации и самореализации личности и во-вторых, на создание, модернизацию или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценностью.

Целью ценности является положительное воздействие на людей по своему социальному значению и создание условий для разрешения противоречий и трудностей личностного развития, а также оптимизации социально-культурной и социально-психологической среды обитания человека.

Существует несколько типологий социальных проектов. По мнению Лукова В.А., «некоторые из них строятся только по содержательному основанию, например, разделяются на (1) тип проектов, которые ориентированы на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности, и (2) тип проектов, которые своей доминирующей задачей имеют экспорт собственных культурных образцов в «чужой» культурный контекст» [8].

В соответствии с этой классификацией выделяются социальные проекты и программы историко-культурной направленности, оздоровительные программы, социально-педагогические проекты и т.д.

При разработке социального проекта важен высокий уровень профессионализма специалистов. Многие PR-агентства и рекламные агентства полного цикла осуществляют информационное сопровождение проектов, в частности, социальных.

В стандартный набор предлагаемых услуг входят: выявление потребностей целевых аудиторий, определение приоритетов компании в области социальной политики, разработка медиаплана, формирование базы журналистов, написание пресс-материалов, разработка сценариев социальных акций и креативных концепций социальной рекламы, тиражирование и размещение плакатов социальной рекламы, организация социально значимых акций с участием СМИ, проведение информационных мероприятий для СМИ, организация информационных кампаний в социальных сетях, оценка эффективности проекта и т.д.

 

Список литературы:
1. Ленский А. Информационные терминалы как инструмент продвижения в точках продаж / А. Ленский // Реклама. Теория и практика . - 2011. - № 5. - С. 57-63.
2. Малявина, С. Коммуникация в проекте. Коммуникативное сопровождение проектной деятельности / С. Малявина // Кентавр. - 2005. - № 35 - С. 30-35.
3. Уильям Росс Эшби/Введение в кибернетику. Издательство: М.: Издательство иностранной литературы, под редакцией В. А. УСПЕНСКОГО/ 1994
4. Моль, А. Теория информации и эстетическое восприятие / А. Моль, - М.: Мир, 1966. - 350 с.
5. Яглом, А.М. Вероятность и информация / А.М. Яглом, И.М. Яглом. - М.: Наука, 1973. - 512 с.
6. Моисеев Н.Н. Современный рационализм / МГВП КОКС/ 1995. – 380 с.
7. Марков, А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Реламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность / А. П. Марков. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 543 с. 
8. Луков, В.A. Социальное проектирование: Учеб.пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / В.A. Луков, - М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. - 240 с.
9. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. - СПб.: СПбГУП, 1997. - 260 с.