ДИСТАНЦИОННАЯ КУПЛЯ – ПРОДАЖА ТОВАРОВ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(184)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(184)
ДИСТАНЦИОННАЯ КУПЛЯ – ПРОДАЖА ТОВАРОВ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ
Стремительное развитие современных технологий, произошедшее в Российской Федерации за последние 20 лет, привело к видоизменению рынка товаров за счет увеличения доли онлайн-продаж.
Только за 2018 год объем российского рынка Интернет-торговли вырос почти на 60% по отношению к 2017 году и составил 1,66 трлн руб.
Экономисты прогнозируют продолжение разрастания сегмента дистанционной торговли на многие годы вперед.
Чаще всего удаленно приобретаются продукты питания, лекарства, одежда, бытовая техника, мебель и иные товары народного потребления.
Для продавцов дистанционная торговля удобна отсутствием необходимости увеличения штата сотрудников, содержания торгового зала и, как следствие, позволяет значительно сократить постоянные издержки.
Однако, именно дистанционная продажа товаров является одной из наиболее частых причин для возникновения споров между продавцом и покупателем.
Приобретая товары по образцам или удаленно, покупатель не имеет возможности выбрать определенную единицу товара, проверить перед покупкой ее качество и соответствие заявленным свойствам.
Если информация о товаре доступна только в каталогах, буклетах, ценовых листах продавца, без фактического ознакомления с товаром или его образцом, в таком случае идет речь о дистанционном способе продажи товара.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими продажу товаров дистанционным способом, выступают Гражданский кодекс РФ, положения Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1, а также утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. «Правилами продажи товаров дистанционным способом».
Совершая ставшие привычными сделки купли-продажи товаров через «Интернет», покупатель зачастую не догадывается, что между ним и продавцом заключается договор розничной купли-продажи.
Сторонами должно быть достигнуто соглашение о предмете (наименование товара, его количество), цене и доставке.
Правила продажи товаров дистанционным способом обязуют продавца предложить покупателю услуги по доставке (плата за оказание такой услуги определяется продавцом), предупредить его о необходимости привлечения специалистов, если использование товара невозможно без осуществления подключения квалифицированными специалистами, предоставить в момент доставки всю информацию, предусмотренную п. 9 Правил.
Продавцу необходимо также уведомить покупателя о том, что товар уже был в употреблении, или в нем устранялся недостаток. В пункте 2 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» приведены требования к информации, которую при дистанционном способе торговли обязуется предоставить продавец.
В частности, это должны быть сведения не только о предлагаемом к продаже товаре, условиях его приобретения, сроках годности, производителе, цене, но и о самом продавце (место нахождения, полное наименование).