ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
Конференция: CCCXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCCXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
Экстремизм является одной из наиболее популярных проблем современного общества и представляет серьезную угрозу для безопасности нашей страны. С появлением сети «Интернет» зафиксировано множество случаев использования данного портала для массового воздействия на людей, соответственно, возросло число контента экстремистской направленности. По данным Национального антитеррористического комитета РФ в настоящее время в мире действует около 5 тысяч интернет — сайтов, активно используемых террористами и экстремистами.
Приказом Генпрокуратуры России от 21.03.2018 № 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности» установлено, что органам прокуратуры в целях недопущения использования средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для осуществления экстремистской деятельности надлежит организовать их мониторинг, а также установить постоянное взаимодействие с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными подразделениями При выявлении в сети «Интернет» информации, распространяемой с нарушением закона, осуществлять подготовку заключений и принимать меры по ограничению доступа к информационным ресурсам [1].
Однако, деятельность органов прокуратуры, направленная на борьбу с экстремизмом в сети «Интернет», сталкивается с трудностями. Одни из них обусловлены долгим алгоритмом действий, закрепленных в Инструкции, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26.08.2019 г. № 596 «Об утверждении инструкции о порядке рассмотрения уведомлений и заявлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет».
При поступлении в прокуратуру города (района) информации о существовании определенного сайта, содержащего контент экстремистского характера, прокурор города (района) должен направить соответствующие данные в прокуратуру субъекта, не имея при этом возможности самостоятельно направить требование в Роскомнадзор о блокировке данного
интернет-ресурса. Далее, прокуратура субъекта проводит проверку. Данная проверка зачастую включает проведение экспертизы для оценки содержащегося контента. По итогам проверки формируется заключение, направляемое в Генеральную прокуратуру РФ. Затем Генеральная прокуратура готовит требование в Роскомнадзор о принятии мер по удалению информации и (или) по ограничению доступа к информационным ресурсам [2].
На наш взгляд, все это существенно увеличивает сроки реагирования со стороны органов прокуратуры, соответственно, для ускорения процесса следовало бы наделить прокуратуру субъекта РФ возможностью самостоятельного направления требования в Роскомнадзор о блокировке сайта, содержащего контент экстремистского характера.
Следующая проблема, с которой сталкиваются органы прокуратуры, обусловлена анонимностью размещаемой информации. Не всегда удается установить авторов материалов для привлечения данных лиц к ответственности. Для решения данного вопроса А.В. Паламарчук предлагает на основе договора
о предоставлении интернет-услуг в обязательном порядке применять пункт, учитывающий идентификацию IP-адреса компьютера для определения его владельца [3, c. 69-71].
Тем не менее, органы прокуратуры активно и успешно реализуют свои полномочия на данном направлении прокурорского надзора.
Так, прокуратурой Хвастовичского района Калужской области в результате мониторинга сети «Интернет» выявлены сайты, содержащие сведения, пропагандирующее запрещенную на территории РФ информацию. Интернет пользователи имели свободный доступ к видеороликам, оправдывающим идеологию признанной экстремистской на территории РФ организации. В целях устранения выявленных нарушений прокурор района обратился в суд с исковым заявлением о признании указанной информации запрещенной к распространению на территории РФ. [4].
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить необходимость расширения правовых мер для противодействия экстремизму в сети «Интернет», а также развития правового просвещения граждан.





