Статья:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

Конференция: CCCXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Закиян А.А. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 43(322). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/43(322).pdf (дата обращения: 21.12.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 6 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

Закиян Анжелика Арменовна
магистрант, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Севостьянов Роман Александрович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Экстремизм является одной из наиболее популярных проблем современного общества и представляет серьезную угрозу для безопасности нашей страны. С появлением сети «Интернет» зафиксировано множество случаев использования данного портала для массового воздействия на людей, соответственно, возросло число контента экстремистской направленности. По данным Национального антитеррористического комитета РФ в настоящее время в мире действует около 5 тысяч интернет — сайтов, активно используемых террористами и экстремистами.

Приказом Генпрокуратуры России от 21.03.2018 № 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности» установлено, что органам прокуратуры в целях недопущения использования средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  для осуществления экстремистской деятельности надлежит  организовать их мониторинг, а также установить постоянное взаимодействие с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными подразделениями При выявлении в сети «Интернет» информации, распространяемой с нарушением закона, осуществлять подготовку заключений и принимать меры по ограничению доступа к информационным ресурсам [1].

Однако, деятельность органов прокуратуры, направленная на борьбу с экстремизмом в сети «Интернет», сталкивается с трудностями. Одни из них обусловлены долгим алгоритмом действий, закрепленных в Инструкции, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26.08.2019 г. № 596 «Об утверждении инструкции о порядке рассмотрения уведомлений и заявлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет».

При поступлении в прокуратуру города (района) информации о существовании определенного сайта, содержащего контент экстремистского характера, прокурор города (района) должен направить соответствующие данные в прокуратуру субъекта, не имея при этом возможности самостоятельно направить требование в Роскомнадзор о блокировке данного
интернет-ресурса. Далее, прокуратура субъекта проводит проверку. Данная проверка зачастую включает проведение экспертизы для оценки содержащегося контента. По итогам проверки формируется заключение, направляемое в Генеральную прокуратуру РФ. Затем Генеральная прокуратура готовит требование в Роскомнадзор о принятии мер по удалению информации и (или) по ограничению доступа к информационным ресурсам [2].

На наш взгляд, все это существенно увеличивает сроки реагирования со стороны органов прокуратуры, соответственно, для ускорения процесса следовало бы наделить прокуратуру субъекта РФ возможностью самостоятельного направления требования в Роскомнадзор о блокировке сайта, содержащего контент экстремистского характера.

Следующая проблема, с которой сталкиваются органы прокуратуры, обусловлена анонимностью размещаемой информации. Не всегда удается установить авторов материалов для привлечения данных лиц к ответственности. Для решения данного вопроса А.В. Паламарчук предлагает на основе договора
о предоставлении интернет-услуг в обязательном порядке применять пункт, учитывающий идентификацию IP-адреса компьютера для определения его владельца [3, c. 69-71]. 

Тем не менее, органы прокуратуры активно и успешно реализуют свои полномочия на данном направлении прокурорского надзора.

Так, прокуратурой Хвастовичского района Калужской области в результате мониторинга сети «Интернет» выявлены сайты, содержащие сведения, пропагандирующее запрещенную на территории РФ информацию. Интернет пользователи имели свободный доступ к видеороликам, оправдывающим идеологию признанной экстремистской на территории РФ организации. В целях устранения выявленных нарушений прокурор района обратился в суд с исковым заявлением о признании указанной информации запрещенной к распространению на территории РФ. [4].

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить необходимость расширения правовых мер для противодействия экстремизму в сети «Интернет», а также развития правового просвещения граждан.

 

Список литературы:
1. Приказ Генпрокуратуры России от 21.03.2018 № 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_298172/ (дата обращения: 02.11.2025); 
2. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 августа 2019 г. № 596 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения уведомлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет» // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72554256/ (дата обращения: 06.11.2025); 
3. Паламарчук А.В. Свобода информации и законность: теория и практика / А.В. Паламарчук / Монография. – М.: Генеральная прокуратура РФ, 2013. – 304с.
4. По требованию прокуратуры Хвастовичского района суд вынес решение о блокировке сайтов, содержащих информацию экстремистского характера // URL: https://epp.genproc.gov.ru/ru/proc_40/mass-media/news/archive/e3854250/   (дата обращения: 07.11.2025).