Статья:

Борьба с финансированием терроризма на примере законодательства некоторых стран Европы

Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Карапетян Э.Ш. Борьба с финансированием терроризма на примере законодательства некоторых стран Европы // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/3(3).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Борьба с финансированием терроризма на примере законодательства некоторых стран Европы

Карапетян Элина Шамовоновна
студент, Казахский национальный университет, Казахстан, г. Алматы
Самалдыков Максут Кошекович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Казахский национальный университет, Казахстан, г. Алматы

 

Как известно, в сегодняшнем динамично развивающемся мире одним из основных источников угроз глобальной безопасности в целом и национальной безопасности государств в частности признается террористическая и экстремистская деятельность организаций, группировок и отдельных лиц, а также их финансирование. Столь высокая степень опасности обусловлена, в первую очередь, масштабностью негативных последствий террористической и экстремистской деятельности: большим количеством пострадавших в результате совершения террористических актов. Более того, уровень опасности рассматриваемых нами угроз находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня их организованности, который в настоящее время непрерывно растет. Все это служит основанием для всеобъемлющей борьбы с подобными явлениями не только на внутригосударственном, но и на международном уровне [7, с.70].

Тенденции развития террористической деятельности и ее финансирования можно проследить по регулярно публикуемым на национальном, региональном и международном уровнях статистическим данным. Так, например, нами была изучена статистика по терроризму, выведенная Институтом экономики и мира (The Institute for Economics and Piece - IEP) совместно с Университетом Мэриленда (University of Maryland). В 2015 году ими был представлен «Глобальный индекс терроризма» («The Global Terrorism Index 2015»), включающий в себя Рейтинг государств по уровню террористической активности. Рабочей группой было исследовано 162 государства. Для каждого из них был объективно выведен показатель уровня террористической активности, основанный на анализе негативного влияния террора на экономическую и социальную жизнь страны в течение пяти последних лет [6].

В результате исследования рейтинга, мы выявили, что в него входит шесть стран-участниц Совета Европы: Великобритания, Греция, Франция, Германия, Италия и Швеция. Все перечисленные страны являются участницами Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года. Далее нами будет рассмотрено то, насколько положения данной конвенции и иных международно-правовых инструментов по борьбе с финансированием терроризма имплементированы в странах, находящихся на трех верхних позициях Индекса, а именно в Великобритании, Греции и Франции.  

В первую очередь рассмотрим систему борьбы с терроризмом и его финансированием в Великобритании. 12 июля 2011 года на территории страны была разработана и опубликована «Долгосрочная антитеррористическая стратегия» («Contest»), которая существует и по сегодняшний день. Она преследует следующие стратегические задачи: "предотвращение" («prevent»); "преследование" («pursue»); "защита" («protect») и "готовность" («prepare») [1, с. 224]. Что же касается НПА по борьбе с терроризмом и его финансированием, на территории Великобритании первый отраслевой закон по терроризму появился еще в 2000 и предоставлял властям полномочия для ареста финансовых средств террористических организаций и группировок, а также частных лиц на границах страны [4, с.14]. Резонанс со стороны общественности и мирового сообщества был вызван положением о возможности ареста иностранных граждан, подозреваемых в причастности к терроризму, на неопределенный срок с последующей их депортацией [8, с.61]. Что же касается последних НПА Великобритании в рассматриваемой сфере, то самым значимым из них является «Закон о регулировании полномочий следствия» 2016 г. С момента его принятия, законодательство Великобритании находится в полном соответствии с резолюциями 2178 от 18.09.2014 г. и 2199 от 12.02.2015 г. СБ ООН [2].

Таким образом, Великобритания имеет насыщенную и длительную историю борьбы с терроризмом и его финансированием, а на территории страны и в настоящий момент происходит беспрерывный процесс прогрессивного развития отраслевого законодательства в рассматриваемой нами сфере.

Что касается законодательства Греции, занимающей 29-е место в «Международном индексе терроризма», то следует отметить, что многие его положения не соответствуют реалиям современного мира. На территории Греции действует Уголовный Кодекс, принятый еще 1950 году, а также Закон «О борьбе с терроризмом и защите демократической Конституции» от 1978 года. Данные НПА не содержат каких-либо положений, касающихся непосредственно финансирования терроризма. Более того, лишь одна статья УК Греции, статья 187А «Террористические акты», криминализирует террористическую деятельность. При этом, закон называет террористическую организацию "криминальной" и ссылается на ст.187, согласно которой, создание или участие в таковой наказывается лишением свободы на срок до 10 лет [5, с.30]. Что же касается отраслевого законодательства Греции, то на ее территории действует закон №3691 от 2008 г. «О борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма». Он был принят Грецией для приведения национального законодательства в соответствие с третьей директивой ЕС «О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег и финансирования терроризма». Однако, согласно заключению ЕС, положения данной директивы еще не до конца имплементированы [2].

Таким образом, Грецией полностью признается опасность таких явлений как терроризм, экстремизм и их финансирование. На территории страны данные действия преступны и незаконны. Однако, на наш взгляд, стране предстоит большая работа по приведению в действие региональных и универсальных международных соглашений, участницей которых она является.

Далее перейдем к рассмотрению французского антитеррористического законодательства. Последние изменения в него были внесены в 2015 году: введено 9 новых контртеррористических мер, ограничивающих возможность проведения анонимных финансовых операций с наличными деньгами, повышающих эффективность отслеживания и выявления подозрительных транзакций, а также предусматривающих возможность замораживания активов в случае выявления какой-либо причастности к террористической деятельности [3]. Наряду с этим, с 1 января 2016 года информация о всех депозитах и переводах средств на сумму более 10 000 евро в месяц автоматически сообщается французскому подразделению финансовой разведки «TRANSFIN», входящему в группу «Эгмонт». В 2016 году также был издан Декрет, значительно расширяющий право правительственных властей на замораживание подозрительных активов, а также ограничивающий возможность пользования анонимными картами предварительной оплаты [2].

Таким образом, французская система борьбы с терроризмом и его финансированием подвергается постоянному процессу совершенствования посредством реализации указанных нами ранее мер профилактики и борьбы с подобными угрозами.

Из всего вышеизложенного следует сделать вывод, что все рассмотренные нами страны Совета Европы признают особую опасность терроризма, экстремизма и их финансирования и, соответственно, исключительную необходимость противодействия подобным угрозам. Борьба с последними осуществляется всеобъемлюще: на всех уровнях и во всех сферах. На основе проведенного нами анализа были выявлены эффективные механизмы борьбы с терроризмом, экстремизмом и их финансированием. И этот опыт, на наш взгляд, представляется актуальным и полезным для многих стран мира, в том числе и для стран-участниц ШОС и СНГ. Он поможет выявлению наиболее эффективной модели их взаимодействия друг с другом, а также специальных компетентных органов на внутригосударственном уровне. Это, в свою очередь, способствует формированию необходимых условий для поддержания стабильности и безопасности в регионе, а также созданию благоприятного и конструктивного экономического климата.

 

Список литературы:
1. Barry M. Rubin, Judith Colp Rubin. Chronologies of modern terrorism. — M.E. Sharpe, 2015. — 405 p. — ISBN 0765620472, 9780765620477.
2. Bureau of counterterrorism and countering violent extremism «Country reports on terrorism 2016». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://www.state.gov/documents/organization/272488.pdf (Дата обращения 20.02.2018). 
3. Plan d’action contre la radicalisation et le terrorisme, Dossier de presse - 9 mai 2016. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://www.state.gov/j/ct/rls/crt/2016/272231.htm  (Дата обращения 19.12.2017). 
4. Silke, A. (ed.) The Psychology of Counter-Terrorism, Routledge, London – New York, UK – USA. 2011.
5. Tanos Dokos. Greek security doctrine in the post-cold war era, Thesis (a journal of foreign policy issues), volume II, issue №2, summer 1998, Athens, р.26-38.
6. The Global Terrorism Index 2015  – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://globalterrorismindex.org/ (Дата обращения: 02.12.2017).
7. Богомолов С.Ю. Противодействие финансированию терроризма как угрозе экономической безопасности на площадке мирового сообщества // Актуальные проблемы противодействия преступлениям в сфере экономики: материалы Всероссийской научно-практической конференции (5-6 ноября 2014 г.) / под ред. Е.Е. Черных. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2015. –с.23–27.
8. Самалдыков М.К. Лишение гражданства Казахстана и безопасность. Проблемы правового характера. // Вестник. Серия международные отношения и международное право. -2017- №3(79) –с.58-67.