ВИДЫ И ПРАВОВОЕ ОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ К ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
Конференция: CCXLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCXLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ВИДЫ И ПРАВОВОЕ ОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ К ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
Правовое положение иностранных граждан регламентируется большим числом нормативных правовых актов. Его характеризует также особый правовой режим, который предоставляется государством пребывания. Вместе с тем главная роль в укреплении общественного порядка и общественной безопасности в сфере миграции, безусловно, принадлежит мерам административного принуждения. Данный факт свидетельствует о необходимости развития и совершенствования института административного принуждения в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в российском праве.
Меры административного принуждения выступают важнейшим механизмом регулирования миграции. Так, в случае нарушения режима пребывания (проживания) иностранные граждане могут быть привлечены к административной ответственности. С каждым годом наблюдается увеличение составов административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан. Несмотря на популярность изучения правовых аспектов пребывания иностранных граждан на территории России, в правовой литературе имеется недостаток работ, посвященных комплексному анализу правового положения иностранных граждан. В связи с этим представляет интерес анализ некоторых векторов развития законодательства определяющего правовой режим пребывания иностранных граждан на территории России и применяемых к ним мер административного принуждения.
Ряд авторов придерживается мнения, что иностранный гражданин – это лицо, находящееся на территории государства, не являющееся ее гражданам, но имеющее гражданство другого государств [2]. Таким образом, данное определение лица без гражданства исключают из определения иностранного гражданина.
Важное значение в регламентации правового статуса иностранных граждан имеет Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [1]. Из его наименования понятно, что его основная направленность заключается в легализации правового статуса иностранных граждан, подтверждении их законного нахождения на территории нашей страны. Также устанавливается особый порядок въезда и выезда для отдельных групп иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом, возражая сторонникам применения такой терминологии, другие исследователи заявляют о его неприемлемости, так как он некорректен по отношению к иностранным гражданам – они являются гражданами, но другого государства и в общественном сознании слово имеет негативный оттенок.
Отдельным видом миграции является трудовая миграция. Регулирование трудовой миграции – сложная задача, которая обостряется в связи с ростом политической напряженности, сложностями в экономической сфере, обострением социальных противоречии конфликтов. Каждое государство сегодня сталкивается с проблемой внешней трудовой миграции. Одни страны заинтересованы в привлечении трудовой силы, другие всячески сдерживают нежелательный поток мигрантов, стараясь привлекать исключительно востребованных и высококвалифицированных специалистов, например, в сфере IT-технологий, медицины, консалтинга и т.д.
Таким образом, термин «субъект права» следует отграничивать от другого смежного понятия – «субъект правоотношения». Его позиция основывается на различном понимании данных категорий, считая, что субъекта права следует рассматривать в статическом положении, что означает обладание им определенной правоспособностью. Иная ситуация наблюдается применительно к понятию субъекта правоотношений, о котором следует говорить не в статическом, а в динамическом аспекте, что предполагает его наделение дееспособностью.
Понимание правового статуса органов местного самоуправления усложняется тем обстоятельством, что при определенных ситуаций они сами выступают в качестве корпораций. Таким образом, имеется следующая ситуация: сами муниципальные образования не признаются отдельным видом юридического лица, но органы местного самоуправления имеют соответствующий правовой статус [3].
Трудовая миграция, как правило, осуществляется по экономическим причинам и на основании волеизъявления самих мигрантов. Однако, на перемещение трудящихся-мигрантов могут оказывать непосредственное влияние те же причины, которые понуждают покинуть беженца покинуть свою страну происхождения.