Статья:

К ВОПРОСУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗа

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(185)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Монгуш У.С. К ВОПРОСУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗа // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 6(185). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/185/105950 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗа

Монгуш Уран Саяновна
магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск
Истюфеева Жанна Николаевна
научный руководитель, Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск

 

Аннотация. В статье обозначен вопрос психологического сопровождения профессионального становления и развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Проанализирована концепция психологического сопровождения, уделено внимание основным задачам, формам её реализации в ВУЗе.

 

Ключевые слова: психологическая поддержка, профессиональное становление, учебная деятельность, психологическая служба.

 

Современная система образования навязывает разнообразные требования к выпускнику вуза и определяет его итоговый профессиональный уровень понятием «владение компетенциями». Компетенции – это неотъемлемая характеристика студента, предъявляемым набором ЗУН, моделей поведения и личных качеств, которые выпускник должен обладать после окончания всей образовательной программы или её некой части.

Следовательно, эти компетенции приобретаются в процессе социально‐педагогического, культурного, профессионального и воспитательного взаимодействия субъектов образовательного процесса университета. Поскольку часть профессиональных компетенций в образовательных стандартах часто определяется через личностные характеристики, где роль психологического сопровождения в период профессионального образования в вузе значительно возрастает.

Важность развития системы психологической поддержки высшего образования подтверждается современной российской образовательной практикой. Актуальность психологического сопровождения личностного и профессионального развития студента обусловлен, в первую очередь, принципом гуманизации образования, в котором признаёт людей как личностей и субъектов своей собственной жизни.

Основные психологические проблемы, с которыми сталкивается студент на разных этапах обучения в вузе, а также требования современного рынка труда к выпускникам вузов, свидетельствуют о  необходимости создания работы в вузах психологических служб. Деятельность психологической службы в вузе направлена на повышение эффективности взаимодействия субъектов педагогического процесса, открытие возможностей вуза в развитии навыков стрессоустойчивости и поддержания стабильного психоэмоционального состояния  студентов.

Под психологической поддержкой психологи В. А. Горянина, А. А. Деркач, Л. М. Митина, В. С. Мухина выделяют сопровождение психически здоровых людей испытывающих сложности на определенном периоде жизни. В своей статье Осухова Н. Г. поясняет, что «Психологическая помощь предоставляется по законам развития личности и постепенно открывает перспективы саморазвития, самопознания и самореализации личности». Психологическая поддержка создает условия для перехода личности от внешней помощи к самопомощи, формирования жизненной позиции «Я сам справлюсь с жизненными вопросами и трудностями». Психологическая помощь осуществляется в контексте деятельности психологических служб» [4].

Психологическая поддержка в университете – это организованная, структурированная и постоянно практикуемая работа психологической службы университета, которая направленна на личностное и профессиональное развитие будущего выпускника в период обучения в вузе, на выявление потенциальных способностей студента, а также коррекции сложностей в личностном развитии.

Психологическая служба в вузе - интегральное сообщество, в работе которого есть три аспекта: научный, который ориентирован на изучение закономерностей психического и интеллектуального развития личности с целью разработки методов профессионального применения знаний на практике; научно‐методический, обеспечивающий процесс обучения и воспитания с участием психологов в разработке необходимых для работы учебно-методических материалов; практический аспект, направленный на непосредственную работу с участниками образовательного процесса разного возрастного контингента и оказание психологической помощи в решении жизненных сложностей. Единство этих трех аспектов составляет предмет психологической службы [5].

Основной целью психологической службы ТувГУ, на базе которого изучается тема данного исследования, является психологическая поддержка и сопровождение профессионального обучения и развития личности студентов. Психологическое сопровождение студентов вуза осуществляется для преодоления трудностей касающихся личностного роста, коррекции девиантного поведения, коррекции конфликтных и деструктивных ситуаций в отношениях. Деятельность психологической службы направлена на поддержку всех участников образовательного процесса. Основными направлениями деятельности психологической службы являются: психологическое просвещение, психодиагностика, психологическая коррекция, психологическая профилактика и научно‐исследовательская деятельность.

Психологическая сопровождение — это социально-психологическая работа, проводимая психологической службой вузов с целью активизации личностных и социальных ресурсов, развития адаптационного потенциала личности студентов на протяжении образовательного пути [1].

На начальных курсах формируется студенческий коллектив, навыки и умения рациональной организации учебной деятельности, реализуется призвание к избранной профессии, формируется оптимальный режим работы, отдыха и быта, и ещё создается система работы по самообразованию и формирование профессионально важных качеств личности. Резкое нарушение непрерывного рабочего стереотипа приводит к нервным срывам и стрессам. В период адаптации, связанный с нарушением прежних стереотипов, может поначалу вызвать как относительно низкую успеваемость, так и трудности в общении. Знание индивидуально-психологических и возрастных особенностей студента, на основе которых выстраивается система введения его в новую деятельность и новую среду, позволяет избежать дезадаптации и создать высокий уровень социально-психологической адаптации в образовательной деятельности.

Учебная деятельность создает условия быть более требовательными к самоорганизации учебного процесса студентам. Для успешной адаптации первокурсника или переведенного студента важно, чтобы они могли уметь планировать свою учебную деятельность и контролировать свое психоэмоциональное состояние. В процессе психологической поддержки важно развивать у студентов способность саморегулировать психоэмоциональное состояние, точнее оптимальное поддержание активности, жизненного тонуса, благополучия и настроения, уверенности в себе и умеренной тревожности, которая переходит в ответственность [2].

В большинстве случаев в психологической поддержке нуждаются студенты-первокурсники, инвалиды и мигранты. Данные категории студентов испытывают психологические проблемы и серьезные сложности в процессе социально-психологической адаптации к условиям новой среды в университете, к требованиям преподавателей, к специфике проходимых занятий, к новой группе сверстников.  Им необходима психологическая поддержка, направленная на развитие навыков саморегуляции учебной деятельности и психоэмоционального состояния; повысить мотивацию учебной деятельности и профессиональную мотивацию; обучение навыкам конструктивного общения в учебной группе и с педагогами; уверенного поведения, который будет направлен на достижение поставленных целей и задач [3].

Психологическая поддержка студентов-мигрантов должна быть направлена на повышение адаптационных способностей личности, разработку продуктивных стратегий выживания, преодоления стресса,   развитие навыков эффективного общения.

Психологическая беспомощность студентов-инвалидов оказывает серьезное влияние на их личностное развитие, формирование системы отношений особенно на преодоление сложных жизненных ситуаций в целом. Известно, что без изменения системы установок личности, без формирования активного образа жизни, самостоятельности, ответственности, индивидуальности невозможно преодолеть психологическую беспомощность, препятствующую социально-психологической адаптации студентов-инвалидов с ограниченными возможностями. В такой ситуации важно научить студентов с нарушением развития принимать себя такими, какие они есть на самом деле, пересмотреть свои силы и способности, помочь достигать поставленных целей [4].

В процессе небольшого аналитического опроса среди студентов кафедр психологии,  начального и дошкольного образования (всего около 100 студентов) педагогического института ТувГУ  выявились реальные потребности в психологических услугах на таблице. 1.

Таблица 1.

Реальные потребности

Реальные потребности студентов

повышение уверенности в себе,

развитие навыков публичных выступлений,

развитие коммуникативных навыков,

умение планировать,

развитие лидерских качеств.

 

Также оказалось, что студенты открыты и готовы к консультациям с психологом по вопросам межличностных отношений и планирования будущего. Психологическая служба вуза оказывает  значительное влияние на облегчение периода обучения в университете намного проще и увлекательнее с положительными эмоциями, включая следующие мероприятия в свою программу обучения:

- навыкам публичного выступления,

- коммуникативным навыкам,

- приемам саморегуляции и планирования,

- способам снятия усталости и стресса,

- восстановления работоспособности,

- тренинги, мотивирующие на успехи, обучение приемам снятия тревоги и страха, которые очень часто проявляются у студентов в личной сфере.

Основные пути деятельности психологической службы ТувГУ на таблице. 2.

Таблица 2.

Основные пути деятельности психологической службы ТувГУ

Направления работы психологической службы ТувГУ

психологическое консультирование

- профориентация абитуриентов,

-другие виды консультаций),

психодиагностика

- индивидуальная,

- групповая,

- профессиональных способностей и навыков,

психологические тренинги

- обучение профессиональным навыкам

- личностного роста,

мастер‐классы и мероприятия по передаче необходимых психологических знаний

- разбор сложных профессиональных ситуаций,

психологическое просвещение

- форумы,

- выставки,

- конференции.

 

Приходим к тому, что психологическое консультирование должно занимать ведущее место среди других направлений психологической помощи. Психологическое консультирование помогает развить индивидуальные способности личности и дать возможность проявиться творческой сущности, применяя различные эффективные способы разрешения сложных жизненных ситуаций. Здесь нам кажется  необходимым определить приоритетные направления психологического консультирования студентов, исходя не только из общих задач возраста и закономерностей профессионального становления, но учитывая особенности региона и определенного менталитета.

Подводя итоги общими задачами психологического сопровождения выделяем:

- предоставление психологической поддержки в профессиональном и личностном самоопределении;

- передача студентам психологических знаний и навыков, необходимых для эффективной профессиональной деятельности и достижения успехов;

- формирование позитивной жизненной позиции студентов и ответственности за принятие собственных решений;

- наращивание психологической компетентности преподавателей и использование психологических инструментов в педагогической практике.

Решение данных задач психологического сопровождения студентов осуществляется с помощью основных направлений психологической службы вузов.

Контингентами деятельности психологической службы университета являются тренинговые и проблемные группы, взаимодействие которых направлены на решение типичных проблем молодёжи, в частности адаптации к новым условиям вуза; преодоления субъективных и объективных трудностей в ходе образовательного пути. В результате взаимодействия в этих группах формируется психологическая культура, образовательная направленность, готовность брать на себя ответственность за профессиональное и личностное развитие, способность принимать сознательно адекватное решение, эмоциональная гибкость, способность сохранять психологическое здоровье.

Тем не менее, при рассмотрении вопроса актуальности и необходимости психологической поддержки в профессиональном становлении студента вуза сам опыт работы психологического сопровождения высшего образования в России не сильно большой: не во всех вузах есть психологические службы или служба в вузе зачастую фактически импонирует работу в среднем учебном заведении.

Таким образом, в условиях современной модернизации образования создание психологической службы в вузе являются актуальным для развития личности субъектов образовательного процесса. Суть психологической поддержки студентов заключается в том, чтобы помочь студенту в принятии решений в трудных ситуациях, передача студентам психологических знаний и навыков, необходимых для эффективной профессиональной деятельности и достижения успехов

 

Список литературы:
1. Белов, В. В. Психологическое сопровождение личностного развития студентов в вузе / В. В. Белов, В. А. Корзунин // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. № 4. С. 33-45.
2. Кузнецова, Л. Э. Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза / Л. Э. Кузнецова, И. С. Юшина // Молодой ученый. 2017. № 8 (142). С. 289-291. 
3. Кузнецова, Л. Э. Особенности формирования психологической беспомощности у детей-инвалидов // Психологические науки: теория и практика. Материалы IV Международной научной конференции. Москва: Издательство: Буки-Веди, 2015. С. 25-28.
4. Осухова, Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Г. Осухова. — Москва.: Изд. центр «Академия», 2005. — 288 с.
5. Ожигова, Л. Н. Психологическая служба в вузе // Проблемы повышения качества образования в современных условиях