Статья:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(187)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Лазарева С.Р. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 8(187). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/187/106424 (дата обращения: 23.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лазарева Софья Руслановна
студент, Поволжский государственный университет сервиса, РФ, г. Тольятти
Калинина Диана Станиславовна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры «Социальные технологии и гуманитарные науки», Поволжский государственный университет сервиса, РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. В статье раскрывается сущность государственной молодежной политики РФ и ее проблемы. Автором обозначается роль молодежных общественных организаций в государственной молодежной политике.

 

Ключевые слова: государственная молодежная политика, молодежная политика, молодежь, молодежные организации, Российская Федерация.

 

Молодёжь – это одна из крупнейших социально-демографических групп в России, которая постоянно пополняет экономически активное население страны. Она является не только важным субъектом социальных перемен, но и огромной инновационной силой.

На сегодняшний день молодёжная политика является признанной формой взаимодействия поколений. Её успешная реализация способна обеспечить возможности прогрессивного и инновационного развития как общества, так и государства в целом [1, c. 7-8].

Государственная молодёжная политика  – это направление в деятельности Российской Федерации, которое представляет собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, информационно-аналитического, организационно-управленческого, научного и кадрового характера, которые реализуются посредством взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, а также динамичного расширения возможностей для самореализации молодёжи, повышения уровня её потенциала с целью достижения стабильного и устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности,  а также укрепления её лидерских позиций в мире.

Концепция государственной молодёжной политики ориентирована на будущее государства.

Государственная молодёжная политика является приоритетной отраслью национальной политики страны, которая учитывает социокультурные особенности её регионов.

Изучение государственной молодёжной политики по-прежнему остаётся одной из сложнейших задач в сфере социальной политики и отечественной политологии.

За последние десятилетия базовые характеристики молодёжи как социально-политической группы существенно изменились. Ежегодно значительно увеличивается численность молодых людей, которые владеют узкоспециальными знаниями, но неспособны позиционировать себя в роли неотъемлемой части окружающего мира, нести ответственность за принимаемые решения [5, c. 45].

Еще одна проблема обусловливается кризисом политической социализации как системы целенаправленных воздействий разнообразных государственных и общественно-политических институтов, с помощью которых у молодёжи формируются определённые установки и умения, необходимые для осуществления социально-политических ролей. Изменения в социально-политической сфере усилили дифференциацию молодёжной среды. В расширении возможностей свободы действий молодёжи в выборе направления для самореализации и самоопределения существуют проблемы несоответствия притязаний её возможной реализации вследствие потери социально-политических гарантий достойного уровня жизни [3, c. 125].

В настоящее время Российской Федерации требуется введение нового законодательного акта в сфере молодёжной политики, который бы смог ответить глобализационным вызовам. Необходимость научного обоснования потребности в комплексной реализации государственной молодёжной политики и усиление её эффективности находится в связи с недостатками политики государства в отношении молодёжи:

  • отсутствие восприятия молодёжи как особого политического субъекта и объекта;
  • волюнтаризм власти;
  • недооценивание роли современной государственной молодёжной политики в качестве важного фактора общественно-политического стимулирования молодёжи;
  • низкий уровень внимания к анализу общественно-политической активности молодёжи, а также к пониманию необходимости выявления эффективных технологий её развития в различных регионах;
  • отсутствие активного взаимодействия государственных институтов с молодёжью и общественно-политическими молодёжными организациями [6, c. 101-103].

Основой в нормативно-правовой базе регулирования государственной молодёжной политики являются: Федеральный закон: «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» (1995 г., с изменениями на 30 декабря 2020 года), «Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2025 года», Указ Президента РФ: «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (1992 г., с изменениями на 12 апреля 1999 года), Указ Президента Российской Федерации: «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» (от 06.04.2006 № 325, с изменениями от 25.07.2014 № 530), Указ Президента Российской Федерации: «О проведении в Российской Федерации Года молодёжи» (от 18.09.2008 №1383) и др.

Из вышеперечисленных нормативно-правовых актов можно выделить следующие стратегические направления в области государственной молодёжной политики:

  • вовлечение молодёжи в социальную практику;
  • поддержка молодых семей, а также содействие в решении жилищной проблемы среди молодёжи;
  • решение проблемы безработицы среди молодого поколения;
  • развитие экономической самостоятельности и молодёжного предпринимательства;
  • содействие и поддержка в области охраны здоровья молодёжи, пропаганда здорового области жизни и профилактика девиаций;
  • формирование условий для гражданского развития и становления, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодёжи;
  • поддержка молодёжи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, особенно в вопросах социального обслуживания, социальной реабилитации и адаптации.

С началом XXI века Российская Федерация во все большей степени становится активным участником общемировых процессов, это оказывает и позитивное, и негативное значение. В российском обществе наблюдается нестабильная обстановка. Сегодня происходят изменения, которые в значительной степени затрагивают молодёжь. К примеру, исчезновение идеологизированного патерналистского государства усиливает социальное неравенство, это требует от молодёжи большей самостоятельности и активности, но, с другой стороны, современная молодёжь перестаёт испытывать страх перед политическим давлением [2, c. 233-235].

Тем не менее, молодое поколение дольше остается в материальной и финансовой зависимости от родителей или же попадает в зависимость от государства и банков. Таким образом, происходит трансформация системы особо динамичной части всего общества – молодёжи [4, c. 64].

Государственная молодёжная политика должна способствовать вовлечению молодёжи в общественную жизнь, она и предполагает активное участие молодежи в жизни общества. Молодёжная политика создает все необходимые условия для предоставления молодёжи прав и возможностей в самостоятельном решении её собственных проблем [7, c. 67].

Участие в общественных коллективных структурах является одним из активных способов вовлечения молодёжи в политические процессы. К таким структурам относят различные молодёжные организации и движения.

Сущность социально-политической миссии молодёжных организаций заключается в структурировании интересов молодёжи, которая несёт ответственность за развитие и сохранение страны, за преемственность социального, культурного и исторического наследия, за решение социально-политических, социально-экономических и социально-культурных проблем российского общества. Именно через общественные и политические организации молодое поколение становится сопричастным к развитию и становлению гражданского общества. В свою очередь, социально активная молодёжь имеет расширенный ряд возможностей для самореализации. Государство создаёт условия для объединения сил молодых людей, поддерживает инициативы, востребованные обществом, работает над нормативно-правовой базой, которая регулирует молодёжную политику.

Современные молодёжные организации классифицируются по таким критериям, как: социальная база, политическая и идеологическая ориентации, масштаб деятельности, ценностная ориентация, интерес, отношение к власти.

Возникает ряд проблем, касающихся развития молодежных организаций:

  • присутствуют формально зарегистрированные, но не осуществляющие активной деятельности организации;
  • низкая осведомлённость населения страны о наличии и деятельности подобных организаций;
  • отсутствие достаточно квалифицированных управленческих кадров;
  • зависимость от конъюнктуры, ангажированность властью.

Следует помнить, что общественные объединения в настоящий момент являются субъектом социальной и политической жизни российского общества, выступают проводниками между молодым человеком и обществом. Они способны выполнять функции социализации, формированию образца поведения и сознания, коррекции мировоззрения у молодого поколения, вовлекая их в социально значимую деятельность. Представляя интересы молодёжи, организации используются властью как инструмент воспитания и контроля, сдерживания деструктивных проявлений молодёжной активности.

 

Список литературы:
1. Гневашева, В. А. Эффективность молодежной политики: проблема определения критериев [Текст] / В. А. Гневашева, К. И. Фальковская // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2011. - № 6. - С. 6-10.
2. Государственная молодежная политика в России: социально-психологические основания и технологии реализации [Текст] / С. Ю. Попова; под ред. С. Ю. Поповой. - М. : Аквилон, 2019. - 448 с.
3. Елисеев, А. Л. Опыт нормативно-правового регулирования государственной молодежной политики в современной России [Текст] / А. Л. Елисеев // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 2. - С. 125-128.
4. Меркулов, П. А. Кадровое обеспечение сферы государственной молодежной политики [Текст] / П. А. Меркулов // Вестник государственного и муниципального управления. - 2019. - № 1. - С. 62-70.
5. Нигматуллина, Т. А. Государственная молодежная политика в федеративной России: инновационные парадигмы [Текст] / Т. А. Нигматуллина. - Уфа : БИСТ ОУП ВПО «АТиСО», 2012. - 188 с.
6. Ростовская, Т. К. Молодежная политика в современной России [Текст] : учеб. пособие для вузов / Т. К. Ростовская, Е. А. Князькова. - М. : Юрайт, 2020. - 155 с. 
7. Харченко, К. В. Белгородская модель программно-целевого регулирования молодёжной политики [Текст] К. В. Харченко // Муниципальная власть. - 2009. - № 3. - С. 66-70.