ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(187)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(187)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье раскрывается сущность государственной молодежной политики РФ и ее проблемы. Автором обозначается роль молодежных общественных организаций в государственной молодежной политике.
Ключевые слова: государственная молодежная политика, молодежная политика, молодежь, молодежные организации, Российская Федерация.
Молодёжь – это одна из крупнейших социально-демографических групп в России, которая постоянно пополняет экономически активное население страны. Она является не только важным субъектом социальных перемен, но и огромной инновационной силой.
На сегодняшний день молодёжная политика является признанной формой взаимодействия поколений. Её успешная реализация способна обеспечить возможности прогрессивного и инновационного развития как общества, так и государства в целом [1, c. 7-8].
Государственная молодёжная политика – это направление в деятельности Российской Федерации, которое представляет собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, информационно-аналитического, организационно-управленческого, научного и кадрового характера, которые реализуются посредством взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, а также динамичного расширения возможностей для самореализации молодёжи, повышения уровня её потенциала с целью достижения стабильного и устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, а также укрепления её лидерских позиций в мире.
Концепция государственной молодёжной политики ориентирована на будущее государства.
Государственная молодёжная политика является приоритетной отраслью национальной политики страны, которая учитывает социокультурные особенности её регионов.
Изучение государственной молодёжной политики по-прежнему остаётся одной из сложнейших задач в сфере социальной политики и отечественной политологии.
За последние десятилетия базовые характеристики молодёжи как социально-политической группы существенно изменились. Ежегодно значительно увеличивается численность молодых людей, которые владеют узкоспециальными знаниями, но неспособны позиционировать себя в роли неотъемлемой части окружающего мира, нести ответственность за принимаемые решения [5, c. 45].
Еще одна проблема обусловливается кризисом политической социализации как системы целенаправленных воздействий разнообразных государственных и общественно-политических институтов, с помощью которых у молодёжи формируются определённые установки и умения, необходимые для осуществления социально-политических ролей. Изменения в социально-политической сфере усилили дифференциацию молодёжной среды. В расширении возможностей свободы действий молодёжи в выборе направления для самореализации и самоопределения существуют проблемы несоответствия притязаний её возможной реализации вследствие потери социально-политических гарантий достойного уровня жизни [3, c. 125].
В настоящее время Российской Федерации требуется введение нового законодательного акта в сфере молодёжной политики, который бы смог ответить глобализационным вызовам. Необходимость научного обоснования потребности в комплексной реализации государственной молодёжной политики и усиление её эффективности находится в связи с недостатками политики государства в отношении молодёжи:
- отсутствие восприятия молодёжи как особого политического субъекта и объекта;
- волюнтаризм власти;
- недооценивание роли современной государственной молодёжной политики в качестве важного фактора общественно-политического стимулирования молодёжи;
- низкий уровень внимания к анализу общественно-политической активности молодёжи, а также к пониманию необходимости выявления эффективных технологий её развития в различных регионах;
- отсутствие активного взаимодействия государственных институтов с молодёжью и общественно-политическими молодёжными организациями [6, c. 101-103].
Основой в нормативно-правовой базе регулирования государственной молодёжной политики являются: Федеральный закон: «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» (1995 г., с изменениями на 30 декабря 2020 года), «Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2025 года», Указ Президента РФ: «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (1992 г., с изменениями на 12 апреля 1999 года), Указ Президента Российской Федерации: «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» (от 06.04.2006 № 325, с изменениями от 25.07.2014 № 530), Указ Президента Российской Федерации: «О проведении в Российской Федерации Года молодёжи» (от 18.09.2008 №1383) и др.
Из вышеперечисленных нормативно-правовых актов можно выделить следующие стратегические направления в области государственной молодёжной политики:
- вовлечение молодёжи в социальную практику;
- поддержка молодых семей, а также содействие в решении жилищной проблемы среди молодёжи;
- решение проблемы безработицы среди молодого поколения;
- развитие экономической самостоятельности и молодёжного предпринимательства;
- содействие и поддержка в области охраны здоровья молодёжи, пропаганда здорового области жизни и профилактика девиаций;
- формирование условий для гражданского развития и становления, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодёжи;
- поддержка молодёжи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, особенно в вопросах социального обслуживания, социальной реабилитации и адаптации.
С началом XXI века Российская Федерация во все большей степени становится активным участником общемировых процессов, это оказывает и позитивное, и негативное значение. В российском обществе наблюдается нестабильная обстановка. Сегодня происходят изменения, которые в значительной степени затрагивают молодёжь. К примеру, исчезновение идеологизированного патерналистского государства усиливает социальное неравенство, это требует от молодёжи большей самостоятельности и активности, но, с другой стороны, современная молодёжь перестаёт испытывать страх перед политическим давлением [2, c. 233-235].
Тем не менее, молодое поколение дольше остается в материальной и финансовой зависимости от родителей или же попадает в зависимость от государства и банков. Таким образом, происходит трансформация системы особо динамичной части всего общества – молодёжи [4, c. 64].
Государственная молодёжная политика должна способствовать вовлечению молодёжи в общественную жизнь, она и предполагает активное участие молодежи в жизни общества. Молодёжная политика создает все необходимые условия для предоставления молодёжи прав и возможностей в самостоятельном решении её собственных проблем [7, c. 67].
Участие в общественных коллективных структурах является одним из активных способов вовлечения молодёжи в политические процессы. К таким структурам относят различные молодёжные организации и движения.
Сущность социально-политической миссии молодёжных организаций заключается в структурировании интересов молодёжи, которая несёт ответственность за развитие и сохранение страны, за преемственность социального, культурного и исторического наследия, за решение социально-политических, социально-экономических и социально-культурных проблем российского общества. Именно через общественные и политические организации молодое поколение становится сопричастным к развитию и становлению гражданского общества. В свою очередь, социально активная молодёжь имеет расширенный ряд возможностей для самореализации. Государство создаёт условия для объединения сил молодых людей, поддерживает инициативы, востребованные обществом, работает над нормативно-правовой базой, которая регулирует молодёжную политику.
Современные молодёжные организации классифицируются по таким критериям, как: социальная база, политическая и идеологическая ориентации, масштаб деятельности, ценностная ориентация, интерес, отношение к власти.
Возникает ряд проблем, касающихся развития молодежных организаций:
- присутствуют формально зарегистрированные, но не осуществляющие активной деятельности организации;
- низкая осведомлённость населения страны о наличии и деятельности подобных организаций;
- отсутствие достаточно квалифицированных управленческих кадров;
- зависимость от конъюнктуры, ангажированность властью.
Следует помнить, что общественные объединения в настоящий момент являются субъектом социальной и политической жизни российского общества, выступают проводниками между молодым человеком и обществом. Они способны выполнять функции социализации, формированию образца поведения и сознания, коррекции мировоззрения у молодого поколения, вовлекая их в социально значимую деятельность. Представляя интересы молодёжи, организации используются властью как инструмент воспитания и контроля, сдерживания деструктивных проявлений молодёжной активности.