ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ МОЛОДОЙ СЕМЬЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ МОЛОДОЙ СЕМЬЕ
В современном обществе проблемы молодой семьи достаточно актуальны, поскольку молодая семья является неустойчивой структурой. Недостаточная подготовка молодых людей к семейной жизни и супружеству, экономическая несамостоятельность молодых людей, психологические перегрузки, жилищные проблемы, часто приводят к конфликтам, вследствие чего, происходит распад семьи, а вместе с тем увеличивается число неполных семей.
По статистическим данным ситуация с браками и разводами складывается не самым хорошим образом. А ведь этот параметр влияет не только на показатель успешного развития общества в целом, но и на дальнейшее увеличение рождаемости детей.
Анализируя статистику браков и разводов молодых семей, мы выявили, что в Тульской области за март 2021 года был зарегистрирован 401 брак и оформлено 429 разводов. Получается, что на каждые 100 браков пришлось 107 разводов, что является средним показателем по стране. Наиболее частыми причинами разводов у молодых семей стали несходство характеров, лень, низкие заработки мужа, ссоры, драки, злоупотребление алкоголем, супружеские измены. В 70-80 % случаев инициаторами разводов сейчас выступают женщины [3]. Именно поэтому в категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья.
Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном обществе утвердился сам термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Ее проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом. В документе «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 ноября 2014 года, № 2403- р дано определение «молодой семьи»: «молодая семья – семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет)» [5].
Молодые семьи испытывают различные проблемы: материально – бытовые или финансовые проблемы; проблема трудоустройства; жилищная проблема; психологические проблемы; медицинские проблемы. Кроме перечисленных проблем молодые семьи сталкиваются с проблемами распределения ролей в семье, планирования свободного времени и досуга. Молодая семья учится создавать прочную и счастливую семью, как правило, самостоятельно, методом «проб и ошибок». Молодая семья нуждается в определенной поддержке «извне» и, тем самым, становится объектом социальной работы. В значительной степени основные трудности и потребность в профессиональной помощи семье зависят от ее типа. Такую помощь могут оказать службы социальной защиты и специалист по социальной работе, способствуя восстановлению статуса и роли молодой семьи посредством применения технологий социальной работы. Поэтому остановимся на этом вопросе подробнее.
В настоящее время на Федеральном уровне уделяется особое значение становлению и развитию молодой семьи. Приняты ряд нормативных документов и государственных программ, особое внимание в которых уделено вопросам укрепления и развития молодой семьи, а также направлены на решение социальных проблем. К ним относятся:
- Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года от 25 августа 2014 года № 1618-р;
- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года от 29 ноября 2014 года № 2403 -р;
- Программа « Молодая семья» от 30 декабря 2017 года № 1710 (ред. от 29 декабря 2021года).
Социальная работа с молодой семьей должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого можно выделить следующие направления социальной работы с молодой семьей:
- диагностическое (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);
- охранно - защитное (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);
- организационно - коммуникативное (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);
- социально – психолого - педагогическое (психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);
- прогностическое (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);
- координационное (установление и поддержание связей, объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).
Перечисленные направления социальной работы реализуются с помощью соответствующих технологий помощи. «К важнейшим видам технологий социальной работы относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия» [7].
«Социальная диагностика – оценка состояния социального объекта, распознавание и анализ социальных патологий и проблем» [6]. Социальная диагностика молодой семьи направлена на выявление семейного неблагополучия в разных типах молодых семей, оценивание рисков и выявление причин семейного неблагополучия, фактов внутрисемейного насилия.
Особое место в работе с молодыми семьями занимает технология социальной профилактики. В социальной работе «социальная профилактика» понимается как, сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата» [4]. Технологии социальной профилактики и коррекции в работе с молодой семьей могут быть применимы при предотвращении и коррекции девиантного поведения в молодых семьях, профилактике безнадзорности и правонарушений детей.ㅤ
Когда молодые семьи сталкиваются с проблемами, которые не в состоянии решить сами, возникает потребность в социальном посредничестве и консультировании. Специалист по социальной работе совместно с клиентом осуществляют подбор и анализ деятельности специалистов учреждений, к услугам которых хотят обратиться молодые супруги. Обязательным условием консультирования является помощь в установлении контактов с выбранной организацией.
Консультирование в социальной работе с молодыми семьями играет большую роль. На современном этапе оно может проводиться в очном и дистанционном форматах. Молодая семья проходит несколько стадий в своем развитии: выбор брачного партнера и подготовка будущих супругов к браку, непосредственно создание семьи – заключение брака, рождение ребенка, а также уход за ребенком после его рождения. В соответствии с этими стадиями и в зависимости от возникающих проблем выделяют несколько этапов консультирования молодых семей: добрачное консультирование; «вооружение» молодых людей основами юридических знаний, необходимых при заключении брака и в брачных отношениях; работа по организации планирования семьи; помощь беременным женщинам при возникновении у них психологических или иных кризисных состояний [1].
В работе с молодыми семьями немаловажное значение придается технологии социального патронажа. Она является одной из универсальных в работе с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа осуществляются разные виды помощи: материальная, психологическая и образовательная. Патронаж может проводиться однократно или регулярно, в зависимости от типа молодой семьи и поставленных задач. Проведение патронажа требует ряда этических принципов: принципа самоопределения клиента, добровольности принятия помощи, конфиденциальности.
Социальная работа с молодой семьей охватывает все аспекты ее жизнедеятельности, она приближена к потребностям семьи и ее членов, при этом приоритет отдается организации молодой семьей собственного дела и культурного досуга. Субъективная позиция в работе с молодой семьей, опора на ее собственный социально-воспитательный потенциал способствуют решению ею самостоятельно своих собственных проблем.