Проектирование городского детского сада в контексте средового подхода
Секция: Социология
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Проектирование городского детского сада в контексте средового подхода
В условиях активного роста городов и расширения жилых районов проблема обеспеченности населения детскими садами встаёт всё острее. Средовой подход включаем в себя всесторонний анализ среды проектирования, оценивая все происходящие в ней социокультурные, транспортно-экономические, экологические процессы. При массовой застройке средовой подход позволит добиться ряда положительных эффектов, таких как:
1. экономия территориальных ресурсов и бюджетных средств (поскольку комплексный анализ поможет исключить ряд неэффективных решений, связанных с расположением и связами элементов застройки);
2. улучшение экологии в проектируемом районе (за счет привлечения безопасных материалов и глубокого анализа экологической обстановки);
3. повышение комфорта среды в ходе эксплуатации (анализ среды позволит выбрать наиболее оптимальное решение с точки зрения пешеходных связей, доступности и т.д.)
Нехватка детских дошкольных образовательных учреждений особенно остро ощущается на фоне бурного роста городов. Рассмотрим проектирование городского детского дошкольного учреждения в контексте средового подхода на примере проекта детского сада на 150 мест по ул. Багратиона в г. Смоленске. На данный момент на месте предполагаемого проектирования еще находятся здания бывшего производства, но все они полагаются под снос.
Рисунок 1. Схема расположения предполагаемой территории детского сада
В шаговой доступности от выбранного места находятся ТЦ «Багратион», около десяти многоэтажных жилых домов с магазинами на первых этажах и административное здание Департамента социального обеспечения. В этом районе уже существуют устойчивые транспортные связи, однако, несмотря на наличие ТЦ и административных зданий, организованных парковок не предусмотрено, поэтому территория детского сада будет содержать небольшую парковку для администрации самого сада, а так же для приезжающих за детьми родителей.
На территории детского сада, кроме того, необходимо разместить по одной групповой игровой площадке на каждую из групп, хозяйственную площадку, спортивную площадку и пожарное кольцо – дорогу, окружающую здание для проезда пожарных машин. «Территорию рекомендуется озеленять из расчета 50% площади территории, свободной от застройки.»[1, с.5].
«При проектировании дошкольных образовательных организаций предусматривается следующий набор помещений: групповые ячейки (изолированные помещения для каждой детской группы); дополнительные помещения для занятий с детьми (музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда и другие); сопутствующие помещения (медицинский блок, пищеблок, постирочная); служебно-бытового назначения для персонала.» [1, с.8].
Рисунок 2. Функциональная схема внутренних помещений детского сада (отражает непосредственные связи блоков между собой и внешней средой)
Здания детских садов должны отвечать ряду требований, главное из которых – безопасность в эксплуатации. Поэтому из каждой групповой ячейки необходим выход на улицу либо на эвакуационную лестницу, а также на пожарную лестницу.
Объемно-планировочное решение детского сада должно быть основано не только на функциональной схеме, но и на результатах анализа окружающей среды. Поскольку в данном случае здание расположено в зоне ветровой тени, которую обеспечивает застройка, то дополнительная ветровая защита не нужна. Само же архитектурное решение должно быть по возможности компактным, в силу того что средняя температура января в Смоленской области составляет порядка – 10°С [3, с.73], в связи с чем потери тепла важно минимизировать. Кроме того, здание детского сада не должно быть выше трёх этажей. Компактное решение позволит создать ряд других положительных эффектов:
1. Простота и скорость эвакуации;
2. Упрощение строительного процесса;
3. Экономия места и его более рациональное использование.
Важным аспектом средового подхода является использование экологически чистых материалов, создание эксплуатируемой (либо зелёной) кровли. Однако, в РФ использование средового подхода как ведущего метода при проектировании встречает ряд препятствий, таких как:
1. Недостаточный уровень развития инфраструктуры;
2. Недостаточный уровень квалификации проектировщиков и архитекторов, недостаток внимания к этому методу в учебных программах;
3. Недостаточная популяризация темы экологического строительства, соответствующего международным стандартам, и недостаточной популяризации самой идеи зеленых стандартов.
Таким образом, становятся очевидными пути повышения уровня комфорта в реконструируемых либо создаваемых заново микрорайонах и общественных зонах: повышение качества инфраструктурных сетей, обеспеченности строительства экологически чистыми материалами; включение в программы подготовки строителей и архитекторов обязательных модулей, связанных с анализом среды проектирования и применением средового подхода.
Тема, затронутая в статье, набирает актуальность всё больше, потому что, с одной стороны, городские территории разрастаются огромными темпами, в основном за счёт жилого строительства, а с другой – экологичное строительство находится в авангарде передовых технологий строительства, направленных на повышение комфорта жилых районов. Так же, разработка эффективных проектов детских садов актуализируется на фоне острой нехватки дошкольных образовательных учреждений не только в строящихся районах городов, но и в существующих микрорайонах.