Статья:

Проектирование городского детского сада в контексте средового подхода

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Социология

Выходные данные
Невзорова П.А. Проектирование городского детского сада в контексте средового подхода // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проектирование городского детского сада в контексте средового подхода

Невзорова Полина Александровна
студент, Смоленский Государственный университет, РФ, г. Смоленск
Жахова Ирина Геннадьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Смоленский Государственный университет, РФ, г. Смоленск
Пысларь Мария Станиславовна
научный руководитель, доц., Смоленский Государственный университет, РФ, г. Смоленск

 

В условиях активного роста городов и расширения жилых районов проблема обеспеченности населения детскими садами встаёт всё острее. Средовой подход включаем в себя всесторонний анализ среды проектирования, оценивая все происходящие в ней социокультурные, транспортно-экономические, экологические процессы. При массовой застройке средовой подход позволит добиться ряда положительных эффектов, таких как:

1.  экономия территориальных ресурсов и бюджетных средств (поскольку комплексный анализ поможет исключить ряд неэффективных решений, связанных с расположением и связами элементов застройки);

2.  улучшение экологии в проектируемом районе (за счет привлечения безопасных материалов и глубокого анализа экологической обстановки);

3.  повышение комфорта среды в ходе эксплуатации (анализ среды позволит выбрать наиболее оптимальное решение с точки зрения пешеходных связей, доступности и т.д.)

Нехватка детских дошкольных образовательных учреждений особенно остро ощущается на фоне бурного роста городов. Рассмотрим проектирование городского детского дошкольного учреждения в контексте средового подхода на примере проекта детского сада на 150 мест по ул. Багратиона в г. Смоленске. На данный момент на месте предполагаемого проектирования еще находятся здания бывшего производства, но все они полагаются под снос.

 

Рисунок 1. Схема расположения предполагаемой территории детского сада

 

В шаговой доступности от выбранного места находятся ТЦ «Багратион», около десяти многоэтажных жилых домов с магазинами на первых этажах и административное здание Департамента социального обеспечения. В этом районе уже существуют устойчивые транспортные связи, однако, несмотря на наличие ТЦ и административных зданий, организованных парковок не предусмотрено, поэтому территория детского сада будет содержать небольшую парковку для администрации самого сада, а так же для приезжающих за детьми родителей.

На территории детского сада, кроме того, необходимо разместить по одной групповой игровой площадке на каждую из групп, хозяйственную площадку, спортивную площадку и пожарное кольцо – дорогу, окружающую здание для проезда пожарных машин. «Территорию рекомендуется озеленять из расчета 50% площади территории, свободной от застройки.»[1, с.5].

«При проектировании дошкольных образовательных организаций предусматривается следующий набор помещений: групповые ячейки (изолированные помещения для каждой детской группы); дополнительные помещения для занятий с детьми (музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда и другие); сопутствующие помещения (медицинский блок, пищеблок, постирочная); служебно-бытового назначения для персонала.» [1, с.8].

 

Рисунок 2. Функциональная схема внутренних помещений детского сада (отражает непосредственные связи блоков между собой и внешней средой)

 

Здания детских садов должны отвечать ряду требований, главное из которых – безопасность в эксплуатации. Поэтому из каждой групповой ячейки необходим выход на улицу либо на эвакуационную лестницу, а также на пожарную лестницу.

Объемно-планировочное решение детского сада должно быть основано не только на функциональной схеме, но и на результатах анализа окружающей среды. Поскольку в данном случае здание расположено в зоне ветровой тени, которую обеспечивает застройка, то дополнительная ветровая защита не нужна. Само же архитектурное решение должно быть по возможности компактным, в силу того что средняя температура января в Смоленской области составляет порядка – 10°С [3, с.73], в связи с чем потери тепла важно минимизировать. Кроме того, здание детского сада не должно быть выше трёх этажей. Компактное решение позволит создать ряд других положительных эффектов:

1.  Простота и скорость эвакуации;

2.  Упрощение строительного процесса;

3.  Экономия места и его более рациональное использование.

Важным аспектом средового подхода является использование экологически чистых материалов, создание эксплуатируемой (либо зелёной) кровли. Однако, в РФ использование средового подхода как ведущего метода при проектировании встречает ряд препятствий, таких как:

1.  Недостаточный уровень развития инфраструктуры;

2.  Недостаточный уровень квалификации проектировщиков и архитекторов, недостаток внимания к этому методу в учебных программах;

3.  Недостаточная популяризация темы экологического строительства, соответствующего международным стандартам, и недостаточной популяризации самой идеи зеленых стандартов.

Таким образом, становятся очевидными пути повышения уровня комфорта в реконструируемых либо создаваемых заново микрорайонах и общественных зонах: повышение качества инфраструктурных сетей, обеспеченности строительства экологически чистыми материалами; включение в программы подготовки строителей и архитекторов обязательных модулей, связанных с анализом среды проектирования и применением средового подхода.

Тема, затронутая в статье, набирает актуальность всё больше, потому что, с одной стороны, городские территории разрастаются огромными темпами, в основном за счёт жилого строительства, а с другой – экологичное строительство находится в авангарде передовых технологий строительства, направленных на повышение комфорта жилых районов. Так же, разработка эффективных проектов детских садов актуализируется на фоне острой нехватки дошкольных образовательных учреждений не только в строящихся районах городов, но и в существующих микрорайонах.

 

Список литературы:
1. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Дата обращения 5.01.2017).
2. СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» (Дата обращения 5.01.2017).
3. СНиП 23-01-99* «Строительная климатология» (Дата обращения 5.01.2017).