ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(187)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(187)
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Аннотация. В статье автор пытается определить, когда был сформулирован теория разделения властей.
Ключевые слова: органы государственной власти, принцип разделение властей.
Наиболее ранним примером применения принципа разделения властей является конституционное устройство Спарты. Так, Ликург в VIII веке до н. э. разделил властные полномочия между царём, аристократией и народным собранием, создав таким образом государственный строй, который просуществовал более 800 лет.
Помимо Спарты, в истории существуют другие примеры реализации принципа разделения властей в реальном государственном устройстве страны. Так, в империи Ахеменидов войска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти.
Современное понимание принципа разделения властей было заложено в конституции Древнего Рима. Так, центральный аппарат власти был разделён на: консулов, сенат и комиции. Таким образом, каждая часть государства являлась отдельной структурой «всего организма», и данная структура не могла узурпировать полную власть.
Иными словами, каждая структура имела независимость друг от друга.
Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Дж. Локка, который разработал теорию разделения властей на две ветви власти в XVII веке, и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа.
Следует отметить, что теория разделения власти во Франции в основном связана с усиливающейся борьбой буржуазии против феодального абсолютизма. С именем Ш. Монтескье связано появление новой концепции. Он представил результаты длительного изучения политических и правовых статутов нескольких государств, утверждал, что «свобода возможна в любой форме правления, если верховенство закона, гарантированное от нарушения закона, путем разделения власти - законодательная, исполнительная и судебная, которые взаимно сдерживают друг друга». Целью этой теории является создание защиту граждан от произвола и злоупотребления властью, обеспечения политической свободы.
Следует отметить, что впервые модель «горизонтального» разделения властей была дополнена моделью «вертикального» разделение властей в Конституции США 1787 года. «Отцами-основателями» этого нововведения стали А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей. Таким образом, модель «вертикального» разделения властей предполагает разделение власти между центральным аппаратом государства и штатами (структурными единицами государства, подчиненными центральному аппарату).
Следующим видным деятелем, оказавшим влияние на становление теории разделения властей, является китайский политический деятель - Сунь Ятсен. Он считал необходим разделять власть на пять ветвей. Помимо, классических ветвей власти (исполнительная, судебная, законодательная) он предлагал выделить контрольную и экзаменационную ветви власти. Экзаменационная ветвь власти должна была обеспечивать проведение экзаменов на предмет компетентности человека, претендующего на замещение должности государственного служащего.
Контрольная же ветвь власти, в свою очередь, необходима для осуществления контроля над деятельностью чиновников. В функции данной ветви власти входит отстранения от замещаемых должностей, в случае нарушения законодательства.
В России идея разделения власти как принципа либерализма была впервые выражена М.М. Сперанским (1772-1839) в «Проектах и записках».
В своих проектах государственной реформы М.М. Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая будет править «необходимым законом». Законность форм управления, прежде всего, связана с необходимостью разделения власти.
В рамках темы исследования хотелось бы затронуть вопрос реализации принципа разделения властей в разных странах в настоящее время.
Так, например, Федеративная Республика Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что в государстве существует два уровня власти: федеральный (на этом уровне решаются вопросы общегосударственного значения и международные задачи) и региональный (на этом уровне решаются вопросы, связанные с федеральными землями). Таким образом, законодательная власть делится на бундестаг (парламент) и бундесрат (представительства земель). Вместе с тем, на этом уровне власти существует деление на: законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.
В свою очередь, в Индии законодательной властью является парламент, который состоит из верхней палаты («Раджья сабха» (Совет штатов) и нижней палаты («Лок сабхи» (Народной палаты). Исполнительная ветвь власти состоит из президента, вице-президента и Совета министров. При этом стоит отметить, что исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная ветвь власти состоит из: Верхоного суда, 21 Высшего суда и многочисленных нижестоящих судов.
Во Франции законодательная власть принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты - Сенат и Национальное собрание. Исполнительная власть представлена в виде Правительства, которое определяет и проводит политику государства. Правительство подотчетно Парламенту. Судебная система во Франции многоступенчатая, она делится на: судебную систему и систему административных судов.
Вместе с тем, В.Е. Чиркин отмечает, что «в конституциях некоторых стран называют пять ветвей власти (в Конституции Венесуэлы 1999 года, в дополнение к традиционным 3-м - законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, также назвал выборы и гражданскую власть), иногда есть четыре ветви (три традиционных и выборы, например, в конституциях некоторых латиноамериканских стран)» [3].
В XVIII веке, как во Франции, так и в России появились новые социальные силы - буржуазия, которая стремилась освободиться от абсолютной монархии, препятствующей развитию общества. В результате первой русской революции появился первый парламент в России - Государственная Дума, законодательные полномочия которого, в 1905 году, были первым крупным шагом на пути к реализации принципов теории разделения власти в России. Вместе с тем, в Российской Федерации принцип разделения властей впервые был записан в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Однако, начало перехода России к демократической социально-политической системе, основанной на формировании гражданского общества и признании верховенства прав и свобод человека и гражданина связано с принятием Конституции в 1993 году Конституционная теория и практика различают понятия «конституционной системы власти» и «конституционной системы государственной власти», последняя отражена в Конституции Российской Федерации.
Разделение государственной власти в Российской Федерации (статьи 10, 11 Конституции Российской Федерации) является основополагающим условием для создания демократической системы.
Однако, некоторые авторы считают возможным разделение государственной власти на иное количество компонентов. Так, например, «В Российской Федерации, - пишет С.А. Авакьян, анализируя проблему разделения власти - нет никаких причин, чтобы провести
по крайней мере, десять филиалов (компонент, национальные, президентские, законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательного, финансового, банковская, контрольная)» [1].
П.П. Баранов называет девять ветвей власти. В дополнение к традиционным, он отличает «президентскую, прокурорскую, банковскую, финансовую, власть средств массовой информации и электоральную» [2].
Три основные функции государственной власти - законодательные, исполнительные и судебные - соответствуют компетентным государственным органам. Для предотвращения злоупотребления властью все три ветви государственной власти должны быть независимыми и взаимно сбалансировать друг друга. Разделение полномочий действует как по горизонтали (Федеральное Собрание Российской Федерации - Правительство Российской Федерации - судебные органы Российской Федерации), так и вертикали в системе государственной власти субъектов Российской Федерации. Основной смысл принципа заключается в том, что только если функции государственной власти разделены между независимыми государственными органами, возможен демократический режим.
Принцип разделения - это основополагающая идея, выражающаяся в раздельном и последовательном изложении правового статуса трех ветвей власти. Это означает, что власть осуществляется законодательными (представительными) органами, исполнительными органами, судебными органами, которые между собой независимы. Разделение полномочий основано на естественном разделении функций, таких как право, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п.