Статья:

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(187)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Федоненко М.М. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 8(187). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/187/106662 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федоненко Марина Михайловна
студент Таганрогского Института Управления и Экономики, РФ, г. Таганрог
Татьянина Анжелика Владимировна
научный руководитель, канд. социол. наук, доцент, кафедры уголовного права и процесса Таганрогского Института Управления и Экономики, РФ, г. Таганрог

 

Аннотация. В статье раскрываются понятия, цели и формы международного сотрудничества прокуратуры РФ и правоохранительными органами других государств и стран СНГ, а также рассматриваются аспекты международной деятельности органов прокуратуры в трех направлениях: разработка международных договоров; оказание международной правовой помощи; координирует деятельность правоохранительных органов зарубежных стран в борьбе с преступностью.

 

Ключевые слова. Международное сотрудничество, прокуратура, договоры, соглашения, координация, органы правоохранительных органов.

 

Одним из направлений деятельности органов прокуратуры РФ является международно-правовое сотрудничество, которое подразумевает совместную и согласованную правоохранительных органов различных стран, регулирующаяся нормами международного и внутригосударственного права, которая ведется для защиты интересов граждан, личности, общества и государства, а также международных сообществ от преступных посягательств и имеет между-народный и транснациональный характер.

Генеральная прокуратура РФ в соответствии со ст. 2 «Закона о прокуратуре» в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ.

Генеральная прокуратура РФ сотрудничает с правоохранительными органами других государств и международными организациями, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ, в пределах своей компетенции. (ст. 2 Закона о прокуратуре). Таким образом, международное сотрудничество прокуратуры РФ с соответствующими органами зарубежных стран является одним из направлений ее деятельности. Международное сотрудничество прокуратуры осуществляется в рамках СНГ, Совета Европы, ООН либо в рамках отдельных международных организаций (например, Международной ассоциации прокуроров), носит как региональный, так и универсальный характер.

Международное сотрудничество органов прокуратуры РФ соответствующими органами иностранных государств осуществляется для реализации целей: 1) по обеспечению верховенства права, укреплению законности и правопорядка; 2) по охране прав и свобод человека и гражданина; 3) по борьбе с преступностью, прежде всего с терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, торговлей людьми, коррупцией и другими тяжкими и особо тяжкими деяниями. По направлениям международного сотрудничества в Генеральной прокуратуре РФ функционирует Главное управление международно-правового сотрудничества, включая и вопросы экстрадиции. Поручения об оказании правовой помощи, а также подготовка таких поручений для направления в зарубежные страны возлагается на другие структурные подразделения Генеральной прокуратуры РФ, которые в пределах своей компетенции исполняют непосредственно поступившие поручения либо организуют их исполнение нижестоящими подразделениями.

Генеральная прокуратура РФ и подчиненные ей структуры в рамках международного сотрудничества осуществляют свою деятельность в трёх направлениях: разработка международных договоров; оказание международной правовой помощи; координирует деятельность правоохранительных органов зарубежных стран в борьбе с преступностью. Разработка международных договоров с участием прокуратуры РФ зависит от их уровня. Международные договоры различают на:

а) межгосударственные договоры, заключаемые от имени Российской Федерации;

б) межправительственные договоры, заключаемые от имени Правительства РФ;

в) договоры межведомственного характера (соглашения), заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб).

Генеральный прокурор РФ наделен особыми правами и полномочиями в сфере разработки международных договоров и соглашений, таким как право представления рекомендаций о заключении межгосударственных или межправительственных договоров либо о прекращении или приостановлении их действия. Так же гораздо большими полномочиями обладает в вопросах, связанных с заключением договоров межведомственного характера (соглашений о сотрудничестве), которые в отличие от межгосударственных договоров не подлежат ратификации. Генеральный прокурор РФ вправе самостоятельно принимать решение о проведении переговоров с соответствующими органами зарубежных государств, готовить проекты соответствующих соглашений и подписывать их.

Заключение соглашений и договоров имеет важное место в создании новых правовых механизмов взаимного сотрудничества прокуратур различных государств. Содержащиеся в них положения способствуют налаживанию информационных и оперативных связей, направленных на консолидацию усилий прокуратур в борьбе с преступностью. В настоящее время Генеральной прокуратурой Российской Федерации заключено 90 соглашений и иных договоренностей о сотрудничестве с зарубежными партнерами из 72 государств.

Еще одной важной формой международной деятельности является участие прокуратуры в сфере сотрудничества с соответствующими органами иностранных государств, связанное с оказанием правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам.

При этом следует отметить, что характер и содержание оказываемой правовой помощи в определенной мере зависят от того, к какому международному сообществу относятся государства, с которыми прокуратура вступает во взаимодействие: к Совету Европы или СНГ. И причина тому - различная правовая основа международного сотрудничества.

Составной частью правовой основы является национальное законодательство России по вопросам оказания международной правовой помощи вместе с международными конвенциями, актами, договорами, соглашениями.

Осуществление и оказание правовой помощи осуществляются только через компетентные федеральные органы: Верховный Суд РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков, а также Генеральную прокуратуру РФ. С российской стороны компетентным органом по решению вопросов международного сотрудничества, по уголовным делам, является Генеральная прокуратура, которая обеспечивает реализацию международных запросов (поручений), направляемых российской стороной в иностранные государства и поступающих от судебно-следственных органов других государств. Участие прокуратуры РФ в координационной деятельности с соответствующими органами зарубежных стран в борьбе с преступностью является еще одной формой самостоятельного международного сотрудничества, особое внимание которому уделяется в системе государств СНГ.  Координационный совет генеральных прокуроров обеспечивает сотрудничество и взаимодействие прокуратур в сфере обеспечения законности, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью.

Генеральные прокуроры государств – участников СНГ являются Членами Координационного совета, а Председатель Совета избирается генеральными прокурорами, входящими в Совет, на основе принципа ротации, на срок не более одного года. Основными направлениями деятельности Координационного совета является координация деятельности межгосударственных органов СНГ в сфере борьбы с преступностью и укреплении правопорядка, а также изучение и обобщение практики выполнения международных договоров в сфере борьбы с преступностью и выработка предложений о мерах совершенствования правового регулирования по этому вопросу и т.д.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 15.07.1995 №101-ФЗ «О международных договорах»;
2. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
3. Жидких А. Международно-правовое сотрудничество прокуратуры. // Законность. 2010.