Статья:

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(188)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Алимжанова А.К. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 9(188). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/188/106812 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Алимжанова Алтын Казиевна
магистрант, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова, Казахстан, г. Кокшетау
Корягина Ольга Васильевна

 

Важность развития мотивационной сферы подростка, и особенно мотивации учения подчеркивается в нормативных документах Республики Казахстан. В Концепции развития образования Республики Казахстан до 2025 года утверждается, что «необходима разработка общепедагогических технологий, моделей развивающего урока, технологий поддержки и детского сотрудничества, вовлечения родителей в педагогический процесс. В современной ситуации социально-экономических изменений в нашем обществе повысился спрос на социально-активную личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию [2].

Определение методов развивающего обучения, в соответствии со спецификой исследования: методы развивающего обучения – это методы обучения, основанные на прямом взаимодействии, сотрудничестве педагога и учащихся, которые способствуют развитию личности учащихся, повышению мотивации достижений, развитию сотрудничества, умения избегать повторения ошибок, развитию умения принимать чужую точку зрения. Эффективность применения методов развивающего обучения зависит от определенных условий. Эти условия представлены в таблице 1 [2].

Таблица 1.

 Условия эффективного применения методов развивающего обучения

Принципы

Нормы поведения

Условия эффективности

Эффекты и результаты

– диалогическое взаимодействие;

– работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

– активно–ролевая и тренинговая организация взаимодействия.

– в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;

–каждый участник заслуживает, что бы его выслушали, не перебивая;

– следует говорить так, чтобы тебя

поняли;

– критикуются идеи, а не личности;

– цель совместной деятельности заключается в возможности найти лучшее решение проблемы.

–создание благоприятного эмоционального климата и соответствующей воспитательно–пространственной среды;

–руководство диалоговым

взаимодействием всех участников;

–организация продуктивной внутригрупповой и межгрупповой деятельности;

–осуществление обратной связи с аудиторией, анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности.

– методы развивающего обучения позволяют интен-сифицировать процесс пони-мания, осмысления и творческого применения знаний, умений, навыков при решении практических задач;

– повышение мотивации и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем;

– в интерактивном взаимо-действии ребенок успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат работы;

– формирование способности мыслить неординарно, нахо-дить выход из проблемных ситуаций;

–развитие умения сотруд-ничать, выслушивать, а также таких качеств как толеран-тность, взаимопонимание, доброжелательность.

 

Соблюдение вышеперечисленных условий эффективного применения методов развивающего обучения обеспечивает формирование мотивации учения учащихся подросткового возраста. Педагогу следует соблюдать эти условия для результативности своей деятельности. Методы развивающего обучения выполняют ряд функций. Применение методов развивающего обучения имеет большой потенциал и обеспечивает максимальную активность учащихся в процессе обучения. На данный момент не существует четкой классификации методов развивающего обучения. Возможно, это связано с тем, что нет четкого разграничения развивающих, активных и интерактивных методов, одни и те же виды методов относят как к активным, так и к интерактивным. Классификация, предложенная И.В. Курышевой, развивающего обучения наиболее расширенная и полная, которые мы можем применить в процессе формирования мотивации учения (представлена в таблице 2).

Таблица 2.

 Классификация методов развивающего обучения по И.В. Курышевой

Игровые

Неигровые

Имитационные

Неимитационные

– ролевые игры, подразделяющиеся на игры–драматизации и ролевые дискуссии;

–деловые игры, вклю-чающие в себя опера-ционные и имитаци-онные деловые игры.

кейс–метод; проектные методы;  организационно–деятельностные игры;

анализ конкретных ситуаций (микро-ситуаций, ситуаций–иллюстраций, ситуаций–проблем, разбор и обсу-ждение конкретного материала, изу-чение передового опыта и обмен знаниями); тренинговые методы (тренинг сензитивности, коммуни-кативный тренинг, видеотренинг).

дебаты; диспуты; открытые форумы; мини–лекция;  «моз-говой штурм»; различ-ные виды дискуссий («Круглый стол», проблемная дискуссия, экспресс–дискуссия, «Аквариум», «Мозаика», «Либеральный клуб», текс-товая дискуссия); метод презентаций;  портфолио.

 

Мотивация овладения иностранным языком и иноязычной культурой обеспечивается за счет актуализации личностно-значимой мотивации межкультурного общения. Мотивационный компонент является необходимым, поскольку умение учиться невозможно без желания учиться. Развитие мотивации, изменение ее характера выражает личностно-смысловое отношение учащегося к своей деятельности [3, 67].

Современная методика обучения языкам учитывает указанную выше специфику этого процесса, опирается и на данные психологии. Любое обучение может быть более и менее успешным, в зависимости от того, какие условия создаются для обучающегося на пути к цели. Среди традиционных гуманитарных предметов, играющих важную роль в формировании сознания молодого  поколения, его вживания в культуру, занимает иностранный язык, который создает наиболее благоприятные условия для формирования шкалы ценностей, ментально-мировоззренческих установок подрастающего поколения через сравнение и диалог культур. Обучение языку должно составлять сердцевину всего процесса воспитания и быть нацелено на формирование личности человека средствами языка, заключает О.Ф. Больнов [1]. Сегодня знание языков не только помогает получать многообразную и разностороннюю информацию, пользоваться Интернетом, но вести деловые контакты, заключать выгодные договоры, достойно представлять Казахстан на мировой арене в любой сфере деятельности.

 

Список литературы:
1. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма.  СПб.: Издательство «Лань», 2019.   222 с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.  Фельдштейна.   М.: Изд-во института практ. психологии: Воронеж НПО «МОДЭК», 2017.  352 с.
3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учебное пособие. – 3–е изд., испр.  М.: Академия, 2018.  192 с.
4. Соболева Е.А. Европейский языковой портфель как современная и эффективная технология обучения иностранным языкам в вузе. Общие вопросы методики преподавания иностранных языков. Сборник научных статей. Чебоксары, 220.   231с.