МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(189)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(189)
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. Современный уровень развития дошкольного образования характеризуется стремительными темпами внедрения в практику детского сада различных технологий. Национальный стандарт дошкольного образования стремится к постоянному изменению и поиску новых форм взаимодействия взрослых и детей. В связи с этим перед педагогами встала задача пересмотра статуса профессиональной деятельности. Основной целью образования является не только передача знаний, но и развитие познавательного интереса у детей и осуществление преемственности дошкольного и начального образования посредством современных педагогических технологий.
Ключевые слова: дошкольное образование, педагоги, дети, образование, развитие.
В ФГОС дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психологическим, возрастным и индивидуальным особенностям. Педагоги дошкольных образовательных организаций обращают внимание в первую очередь на подбор методов, приемов и технологий, а также рассчитывают на их эффективность на практике.
Игра как метод обучения определяется ведущей деятельностью дошкольника. Его можно использовать в следующих случаях: а) как самостоятельные технологии для освоения темы или раздела; б) как часть более крупной технологии; в) как урок или его часть (объяснение, закрепление).
Гармоничное развитие дошкольника может осуществляться только на основе игровой деятельности, в ходе которой формируется воображение ребенка и символическая функция сознания, усваивается коммуникативный опыт общения, усваиваются нравственные нормы и правила поведения в обществе. Благодаря использованию дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуального и творческого потенциала ребенка.
Результатом поиска интересной и эффективной методики работы с дошкольниками, повышающей интерес к учебной деятельности, стала игровая технология В. Воскобовича. Игровая технология «Игровые сказочные лабиринты» полностью соответствует требованиям ФГОС. Она разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений образовательного процесса. Анализируя и изучая партии автора, мы не устаем удивляться их разнообразию, красочности и широте решаемых задач.
Особенности игры «Сказочные лабиринты» таковы, что нет необходимости перестраивать работу учреждения или менять привычный порядок жизни дома. Технология органично интегрирована в существовавший ранее режим. В отношениях взрослого и ребенка не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенка окружает непринужденная, радостная, интеллектуально-творческая атмосфера, благодаря ощущению внешней защищенности, когда дошкольник знает, что его действия не получат негативной оценки со стороны взрослых, и чувству внутренней расслабленности за счет поддержки со стороны свои творческие усилия.
К этим признакам относится также сочетание образного восприятия (через образ и сюжет сказки) с логическим (через символ и алгоритм решения).
Технология предполагает систему усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий для каждой игры. В результате можно длительное время использовать одну игру для решения разных задач в учебной деятельности.
Основные принципы, лежащие в основе этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально эффективными, так как игра напрямую говорит с ребенком на понятном ему языке сказки, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Внедрение технологии в педагогический процесс позволяет перейти от обычной деятельности к игровой деятельности, обеспечивает интеллектуальное и творческое развитие детей, психологическую и специальную подготовку к школе.
Этапы технологии:
1. На первом этапе дошкольник при помощи исследовательских операций знакомится с цветом и конфигурацией, усваивает определенные понятия.
2. На втором этапе - с помощью образа ребенок запоминает понятия, символы
3. На третьем этапе - он знакомится с закономерностями (принципами) взаимодействия (увеличение-сложение-трансформация), планирует свои действия.
Постоянное усложнение игр позволяет удерживать деятельность детей в зоне оптимальной сложности.