Статья:

ПСИХИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН МНОЖЕСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В РОМАНЕ ДЭНИЕЛА КИЗА «МНОЖЕСТВЕННЫЕ УМЫ БИЛЛИ МИЛЛИГАНА»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(277)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Разова А.И. ПСИХИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН МНОЖЕСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В РОМАНЕ ДЭНИЕЛА КИЗА «МНОЖЕСТВЕННЫЕ УМЫ БИЛЛИ МИЛЛИГАНА» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 10(277). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/277/145772 (дата обращения: 06.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН МНОЖЕСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В РОМАНЕ ДЭНИЕЛА КИЗА «МНОЖЕСТВЕННЫЕ УМЫ БИЛЛИ МИЛЛИГАНА»

Разова Александра Игоревна
студент, Южный университет (Институт управления, бизнеса и права), РФ, г. Ростов-на- Дону

 

Аннотация. Диссоциативное расстройство идентичности или ранее называвшееся расстройством множественной личности, - это тип диссоциативного расстройства, при котором человек обладает двумя или несколькими различными личностями, которые имеют собственные модели восприятия и взаимодействия с окружающим миром.

Основополагающая цель исследования заключается в анализе художественных средств воплощения множественной личности в романе Дэниела Киза «The Minds of Billy Milligan». Для создания образа «множественной личности», правдивой и достоверной передачи чувств и эмоций каждой отдельной личности, живущей в теле Билли Миллигана, автор использует многообразие художественных средств, среди которых переплетение внешнего и внутреннего сюжетов, полифония голосов и мотив маски.

 

Ключевые слова: множественная личность, диссоциативное расстройство, двойничество, полифония, мотив маски, переплетение сюжетов.

 

Множественная личность – это психический феномен, при котором человек имеет две или более различные личности, которые зачастую конфликтуют между собой.

Каждое альтер – эго в таком случае, имеет свои модели восприятия и взаимодействия с окружающим миром. Людям, страдающим синдромом множественной личности, ставят диагноз «диссоциативное расстройство идентичности», известный также как «расщепление личности» и «раздвоение личности».  

Изначально данный феномен был известен только в психиатрии, однако с начала XIX века появляется огромное количество произведений, посвященных данной теме, в которых писатели в тончайших деталях описывают своих героев, страдающих расщеплением личности.

Феномен множественной личности в наибольшей степени отражен в романе: «Сивилла» Флора Рита Шрайбер,а также в романе Дэниела Киза «Множественные умы Билли Миллигана». Но сегодня мы рассмотрим подробнее Билли Миллигана. Это человек, страдающий диссоциативным расстройством личности, по причине чего был признан невиновным в совершении преступления. Главный герой обладает 24 личностями. Все они разные: дети и взрослые, женщины и мужчины, лица с криминальными наклонностями и тонко чувствующие натуры, у каждого свои интересы и увлечения.

Поскольку феномен множественной личности – относительно новое явление в литературе, вопрос его реализации остается не до конца раскрытым. В этой связи актуальным становится выявление средств воплощения феномена множественной личности в произведении современного американского писателя Дэниела Киза «Билли Миллиган».

С течением времени тема двойничества утрачивает свое значение: сложившиеся представления о цельности личности и двоемирии были разрушены путем изображения несуществующего мира, реальности. Для этого многие писатели использовали следующие приемы: полифония голосов, метаморфоза, интертекстуальность, языковая игра, «поток сознания», «шизофренический дискурс», «мистические мотивы», мотивы маски и кукольности. Данные приемы отразились в таких произведениях как «Три лица Евы» К. Тигпена и Х. Клекли, «Сивилла» Ф. Шрайбер, «Школа для дураков», «Между собакой и волком» Саши Соколова, «Когда кролик воет» Трудди Чейз, «Таинственные умы Билли Миллигана» Д. Киза.

В ходе нашего исследования мы рассмотрим традиционные средства воплощения идеи множественности, которые связаны с сюжетом произведения, его композицией, системой персонажей и стилем автора.

Общепринятыми сюжетными ходами в традиции множественности принято считать переплетение внутреннего и внешнего сюжета. В большинстве случаев внутренний сюжет – это история «души» человека, его заблуждения и прозрения. А внешний сюжет представляет игру страстей, описывает историю человеческих отношений В романе Дэниела Киза также присутствует подобное переплетение сюжетов. Так, внешний сюжет повествует о Билли Миллигане – преступнике, подозреваемом в вооруженном ограблении и изнасиловании. Однако в ходе процесса расследования обнаруживается тот факт, что Билли Миллиган не может нести ответственность за свершенные преступления, так как страдает диссоциатвным расстройством личности. Внутренний сюжет описывает процессы становления всех личностей Билли Миллигана: начиная с маленькой девочкой Кристин, «ребенок, которого ставили в угол» , заканчивая всеми теми, кто входил в список «нежелательных личностей». Наиболее ярким и выразительным приемом воплощения феномена множественной личности является полифония голосов. Слово «полифония» – (от греч. polys – много и phone – слово) изначально является музыкальным термином. Однако М.М. Бахтин перенес данное понятие и в литературу, анализируя поэтику произведений Ф.М. Достоевского. Здесь полифония употребляется в смысле многоголосицы, т.е. одновременного и равноправного звучания голосов героев художественных произведений. Помимо этого М.М. Бахтин соотносит понятие «голоса» с понятием «другой», при этом он добавляет, что роль «другого» выполняет образ «многоголосого хора» . Так, полифония – это неизменный признак художественного произведения, соединяющий в пределах одного фрагмента или предложения два и более равноправных голоса, которые принадлежат разным внутритекстовым субъектам

Необходимо отметить, что для каждого героя-личности используются определенные речевые средства. Так, например, для речи Рейджена характеры графон, эллипсис и вульгаризмы, для Артура – книжная лексика, а для Томми – слэнг.

Таким образом, полифония – «разноголосье», способствует лучшему пониманию персонажа, страдающего множественным расстройством личности, и окружающего его мира.

Следующим средством репрезентации феномена множественной личности в художественной литературе является мотив маски. Многие литературоведы связывали лицо человека-героя с маской, зачастую отождествляя их. Лицо теряется в огромном количестве масок – личин, становится одной из них . М.М. Бахтин в книге «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» говорит о том, что «маска связана с отрицанием тождества и однозначности, с отрицанием тупого совпадения с самим собой; маска связана с переходами, метаморфозами, нарушениями естественных границ» .  Б.Л. Огибенин в статье «Маска в свете функционального подхода» утверждает, что «маски служат и используются для изоляции (самоизоляции) носителя маски от внешней социальной и культурной среды. Она является инструментом противоположения носителя маски локальной среде, указывающим одновременно на его роль по отношению к этой среде и к той среде, которую маска сигнализирует».

Приведенные ниже примеры демонстрируют перевоплощения Билли Миллигана, что свидетельствует о смене одной личности другой: меняются позы (например, Артур всегда складывает пальцы пирамидой, Рейджен занимает оборонительную позицию), меняются выражения лица и глаз.

Следовательно, мотив маски тесно связан с лицом героя. Маска и лицо подобны друг другу: в зависимости от точки зрения лицо может восприниматься как маска, а маска как лицо. Так, маска, за которой вырастает личность, мифическая или реальная, становится лицом.  Таким образом, проведенный анализ показал, что средства репрезентации феномена множественной личности в романе Дэниела Киза «The Minds of Billy Milligan» разнообразны. Рассмотренные нами средства являются наиболее яркими и выразительными, способствующими раскрытию того или иного аспекта множественности.

 

Список литературы: 
1. Агранович, С.З. Двойничество / С.З. Агранович, И.В. Саморукова. – Самара: Издво «Самарский университет», 2001. – 132 c. 
2. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин – М.: Советская Россия, 2002. – 341 с. 
3. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса / М.М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1990. – 543 с. 
4. Киз, Дэниел. Таинственная история Билли Миллигана / Дэниел Киз. – Москва: Эксмо, 2016. – 576 с. 
5. Колобаев, П.А. Повествовательная полифония и средства ее создания в русской литературе: автореф. дис. канд. фил. наук / П.А. Колобаев. – Липецк, 2001. – 25 с. 
6. Левицкая, Л.В. Маска и лицо в русском искусстве конца 19 – начала 20 веков: дис. к. иск. / Л.В. Левицкая. – Москва, 2001. – 152 с. 
7. Огибенин, Б.Л. Маска в свете функционального подхода / Б.Л. Огибенин // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. – Тарту, 1973. – С.56-57. 
8. Синева, Е.Н. Проблема двойничества в русской литературе XX века: автореф. дис. канд. филол. наук / Е.Н. Синева. – Архангельск, 2004. – 26 с. 
9. Keyes, Daniel The Minds of Billy Milligan / Daniel Keyes. – New York: Bantam Books, 2016. – 432 c.