Статья:

ПРОЯВЛЕНИЯ И ПУТИ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(265)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Канеева Р.И. ПРОЯВЛЕНИЯ И ПУТИ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 42(265). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/265/133799 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОЯВЛЕНИЯ И ПУТИ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР

Канеева Румия Ильдаровна
студент магистрант, Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, РФ, г. Казань
Ванюхина Надежда Владимировна
научный руководитель, д-р пед. наук, канд. пед. наук, Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, РФ, г. Казань

 

Тревожность – эмоциональное состояние, характерное для каждого человека, проявляющееся у каждого по-разному, в большей либо меньшей мере.

Изучая тревожность у детей с задержкой психического развития, можно сделать выводы, что она проявляется в большей степени, более интенсивно, что конечно же сказывается на их повседневной жизни.

Важно понимать природу тревожности, уметь правильно диагностировать ее и находить пути и подходы в ее лечении (коррекции), так как, это положительно скажется на повседневной жизни ребенка.

Наиболее значимо для детей в подростковом периоде, учитывая психологические возрастные особенности данного периода.

Тревожность у детей может проявляться различными способами, и клиническая картина может варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и степени задержки психического развития.

Чаще всего наблюдаются следующие симптомы:

1. Повышенная беспокойность и страх. Ребенок может бояться новых ситуаций, людей, мест. Чаще проявляется в виде страха разлуки с родителями, страха темноты, страха остаться одному и др.

2. Соматические жалобы. Ребенок может жаловаться на боли в животе, головные боли, тошноту, учащенное сердцебиение, потливость. Эти симптомы могут возникать без видимой причины.

3. Поведенческие изменения. Ребенок может стать более замкнутым, отказываться от общения с другими детьми, избегать школы или других мест, где он испытывает тревогу.

4. Нарушения сна. Ребенок может страдать от бессонницы, часто просыпаться ночью, иметь кошмары.

5. Повышенная раздражительность, плач, истерики.

6. Проблемы с концентрацией внимания, снижение школьной успеваемости.

Реже встречаются следующие проявления:

1. Компульсивные действия (навязчивые повторяющиеся действия, например, частое мытье рук, проверка замков).

2. Постоянное чувство усталости.

3. Низкая самооценка, чувство неполноценности.

4. Постоянные мысли о смерти или самоубийстве (это крайне редко и в основном у подростков).

Дети  с задержкой психического развития, могут испытывать большие трудности в понимании и выражении своих эмоций.

Они могут стать более агрессивными или, наоборот, слишком пассивными.

Методы диагностики тревожности у детей с задержкой психического развития включает в себя комплексный подход, включающий клиническое наблюдение, психологическое тестирование и интервью с родителями или опекунами.

Важно отметить, что диагностика тревожности у детей с ЗПР может быть сложной из-за трудностей в самовыражении и коммуникации.

Научные исследования, проведенные в последние годы, направленные на изучение тревожности у детей с задержкой психического развития, дают очень интересные результаты.

Одно из таких исследований, опубликованное в журнале "Journal of Autism and Developmental Disorders", показало, что дети с аутизмом и другими формами задержки психического развития испытывают значительно более высокие уровни тревожности, чем дети без этих состояний.  Другое исследование, опубликованное в журнале "Детская психология и психиатрия",  показало взаимосвязь между тревожностью детей с ЗПР и их когнитивным развитием

Лечение тревожности у детей с задержкой психического развития включает в себя комплексный подход, включающий психотерапию, фармакотерапию и поведенческую терапию.

Психотерапия может включать в себя когнитивно-поведенческую терапию, направленную на изменение негативных мыслей и поведения, а также терапию игрой, которая помогает детям выразить свои чувства и страхи через игру.

Фармакотерапия может включать в себя применение антидепрессантов и анксиолитиков для управления симптомами тревожности.

Однако, применение этих препаратов должно быть строго контролируемым, учитывая возможные побочные эффекты.

Поведенческая терапия включает в себя разработку и внедрение стратегий для управления тревожным поведением, таких как техники расслабления, стратегии справления со стрессом и техники самоконтроля.

Поведенческая терапия является одним из наиболее эффективных подходов к лечению тревожности у детей с задержкой психического развития. Она направлена на изменение нежелательных поведенческих реакций и мыслей, которые могут вызывать или усиливать тревожность.

Вот некоторые из методов поведенческой терапии, которые могут быть использованы:

1. Тренировка навыков расслабления: может включать в себя дыхательные упражнения, прогрессивное мышечное расслабление и визуализацию. Эти методы помогают ребенку научиться справляться с физическими симптомами тревожности.

2. Экспозиция: метод включает в себя постепенное и контролируемое подвержение ребенка ситуациям, которые вызывают у него тревожность, чтобы он мог научиться справляться с ними.

3. Обучение навыкам социального взаимодействия: особенно полезно для детей с задержкой психического развития, которые могут испытывать тревожность в социальных ситуациях. Важно отметить, что эффективность поведенческой терапии может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, включая степень задержки психического развития. Поэтому важно, чтобы терапия была индивидуализирована и адаптирована под нужды каждого ребенка.

В заключении хотелось бы отметить, что тревожность у детей с задержкой психического развития – это сложная проблема, требующая комплексного подхода к диагностике и лечению.

Несмотря на сложности, современные научные исследования и клиническая практика предлагают эффективные стратегии для управления этим состоянием, что позволяет улучшить качество жизни этих детей и их семей.

 

Список литературы:
1. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1998
2. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб.: Речь, 2001. — С. 31.
3. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие М.: Высшая Школа Экономики (ВШЭ), 2012. – 840 с.
4. П 41 Поляковские чтения 2023. «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (к 95-летию Ю.Ф.Полякова)». Научное издание. Сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием (23–24 марта 2023 г) /под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. — M.: издательство МГППУ, 2023. — 659 с.