Статья:

Самооценка личности в юношеском возрасте

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Панчугова А.А. Самооценка личности в юношеском возрасте // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 14(107). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/107/69358 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Самооценка личности в юношеском возрасте

Панчугова Анна Александровна
студент, Пензенский государственный университет Педагогический институт им. В.Г. Белинского, РФ, г. Пенза

 

SELF-ESTEEM OF PERSONALITY IN YOUTH

 

Anna Panchugova

Student, Penza state University, Pedagogical Institute named after V.G.Belinsky, Russia, Penza

 

Аннотация. В статье представлено эмпирическое исследование такой личностной особенности учащихся 11 класса одной из школ Пензенской области и студентов 2 курса Пензенского государственного университета Педагогического института им. В.Г.Белинского, как самооценка.

Abstract. The article presents an empirical study of this personality trait of students in grade 11 of one of the schools in the Penza region and second-year students of Penza State University of the Pedagogical Institute named after V.G.Belinsky as a self-esteem.

 

Ключевые слова: самосознание, самооценка, юность, я-концепция, факторы формирования, исследование.

Keywords: self-awareness, self-esteem, youth, I-concept, formation factors, research.

 

Изучению вопросов, связанных с самосознанием личности, уделяется большое внимание психологов, в числе которых Л. И. Божович, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. В. Столин и многие другие. Они отмечают, что самосознание является неотъемлемой частью самооценки. Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [1, с. 17].

Самооценку нельзя рассматривать без учета такого понятия, как Я-концепция. Это система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Выделяют несколько компонентов Я-концепции, но напрямую с самооценкой связан только эмоционально-оценочный. В его структуры входит:

1. чувстве собственной значимости;

2. переживаниях по поводу своих качеств;

3. социальном положении;

4. ситуациях успехов и неудач.

Психологи отмечают, что самооценка характеризуется той или иной степенью устойчивости, адекватности, а также положительным или отрицательным знаком [5, с. 27].

Самооценка начинает формироваться еще в раннем детстве

На формирование самооценки оказывают влияние многие факторы. Во-первых, это семья. Куперсмит считает, что высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью. Дети со средней самооценкой воспитываются в семьях, где царит покровительственное и снисходительное отношение. А низкая самооценка формируется в семьях в авторитарным типом воспитания, где ребенку прививают способность к приспособлению и послушание.

Самооценка может меняться во временных и пространственных обстоятельствах, в первую очередь это ситуации удачи-неудачи, сравнении себя со своими сверстниками, а также влияние общества. Представ­ление человека о самом себе во многом зависит от того, как оценивают его окружающие, особенно если это коллективная, групповая оценка. Под влиянием благоприятных мнений само­оценка повышается, неблагоприятных – снижается [2, с. 26]. Обратимся к самооценке юношеского возраста. По мнению С.Л.Рубинштейн, центр развития самооценки переносится с внешней стороны на внутреннюю. С этим связаны осознание своего своеобразия и переход к духовным и идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне [4].

Кон И.С. выделяет несколько стадий развития самооценки. Для нашего исследования характерно следующее:

1. в 16-17 лет появляются собственные критерии значимости;

2. в 18-19 лет подростки оценивают себя прежде всего с точки зрения своей внутренней шкалы ценностей, представлений о своем счастье и благополучии [3, с. 97]

В юношеском возрасте адекватность самооценки постепенно увеличивается, но для большинства детей все же характерна неадекватная самооценка. Р. Берне объясняет это тем, что подростки-юноши оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств.

Вместе с этим внешность начинает оказывать очень сильное влияние на развитие самооценки сначала в подростковом, а потом и в юношеском возрасте. Здесь стоит отметить, что самооценка девочек подростков часто бывает ниже, чем у мальчиков, потому что для девушек оценка привлекательности своего тела важнее его эффективности. У юношей, наоборот, ведущий критерий самооценки - эффективность тела.

В юношеском возрасте самооценка как компонент самосознания приобретает особую ценность, так как по мере накопления опыта реальной деятельности и общения складывается более реалистичная оценка собственной личности, возрастает независимость от мнения родителей и учителей.

Целью нашего исследования является диагностика самооценки личности в юношеском возрасте. Исследование проводилось среди 30 учащихся 11 класса (14 мальчиков, 16 девочек) на базе МБОУ СОШ №1 р.п.Мокшан и 20 студентов 2 курса Пензенского государственного университета Педагогического института им. В.Г.Белинского. Для достижения поставленной цели использовалась следующая методика: тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалева

Результаты диагностики самооценки личности по тесту-опроснику С.В.Ковалева среди учащихся 11 класса МБОУ СОШ №1 р.п.Мокшан Пензенской области представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты диагностики учащихся 11 класса МБОУ СОШ №1 р.п. Мокшан

Пол

Уровень самооценки

Низкая

Средняя

Высокая

Девочки

10 чел.

6 чел.

-

Мальчики

5 чел.

7 чел.

2 чел.

Итого:

15 чел.

13 чел.

2 чел.

 

По данным таблицы мы видим:

1. 50% - учащиеся с низкой самооценкой, среди которых 33% приходится на девочек и 17% на мальчиков;

2. 43% - учащиеся со средней самооценкой, среди которых 23% приходится на мальчиков и 20% на девочек;

3. 7% - учащиеся с высокой самооценкой, среди которых все 7% приходится только на мальчиков.

Таким образом, в 11 классе МБОУ СОШ № 1 р.п.Мокшан преобладают учащиеся с низкой самооценкой. Она проявляется в том, что учащиеся видит в своих поступках и словах что-то плохое. Они часто сравнивают себя с другими, чьи образы им кажутся идеальными. У него возникают определенные трудности в определении желаний, принятии слов, знаков внимания, неумении сказать «нет», а также он находится в постоянном состоянии жертвы.

Проанализируем результаты диагностики самооценки личности по тесту-опроснику С.В.Ковалева среди учащихся 2 курса Педагогического института им. В.Г.Белинского. (Табл.2.)

Таблица 2.

Результаты диагностики учащихся 2 курса Педагогического института им. В.Г.Белинского

Пол

Уровень самооценки

Низкая

Средняя

Высокая

Девушки

13 чел.

6 чел.

1 чел.

 

По данным таблицы делаем следующие выводы:

1. 5% - студент с высокой самооценкой;

2. 30% - студенты со средней самооценкой;

3. 65% - студенты с низкой самооценкой.

Таким образом, среди студентов 2 курса Педагогического института им. В.Г.Белинского преобладают студенты с низкой самооценкой. Она отражает заниженную степень развития у личности чувств самоуважения, ощущения собственной ценности, а также негативное отношение ко всему. Самооценка студентов неразрывно связана с психическим индивидуальным состоянием.

Сравним результаты диагностической методики С.В.Ковалева. (Табл.3)

Таблица 3.

Сравнительная таблица результатов диагностики между учащимися 11 класса МБОУ СОШ № 1 р.п.Мокшан и студентами 2 курса Педагогического института им. В.Г.Белинского

 

Учащиеся 11 класса

Студенты 2 курса

Низкая самооценка

50%

65%

Средняя самооценка

43%

30%

Высокая самооценка

7%

5%

 

Исходя из вышеприведенных данных, делаем вывод, что среди 50 опрошенных 62% - люди с заниженной и завышенной самооценкой (56% и 6% соответственно) и только 38% имеют адекватную самооценку. Но стоит отметить, что данная тенденция является характерной для подростково-юношеского возраста, потому что на самооценку оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы жизненных обстоятельств.

Таким образом, самооценка личности - сложный по психологической природе феномен. Она закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование происходит в течение всей жизни. Именно за счет нее часто определяется человеческая успешность либо не успешность в социуме, достижение желаемого, гармоничное развитие. Именно поэтому ее роль в развитии личности практически невозможно переоценить. Кроме того, что самооценка связана с самосознанием человека и его уровнем притязаний, на ее формирование влияют: потребности в самоутверждении и саморазвитии, общая направленность личности, уровень развития когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, общее состояние человека и социум, а точнее мнение и оценки окружающих людей. В настоящее время остро стоит проблема адекватности самооценки личности. Неадекватная самооценка - фактор, крайне негативно влияющий на развитие личности. Поэтому очень важно изучать развитие самооценки личности-подростка, правильно диагностировать ее уровень и по возможности вовремя корректировать, если она неадекватна.

Таким образом, самооценка не является величиной постоянной, так как она динамична и меняется под воздействием различных, жизненных обстоятельств и условий окружающей действительности. При этом психологическая помощь представляется наиболее необходимой на ранних этапах формирования самооценки личности, т.е. в детском и подростковом возрасте. В дальнейшем же существенное воздействие на развитие самооценки (адекватной или неадекватной) оказывает деятельность, которая становится ведущей на конкретном этапе жизни человека, и уже от его желания и усилий зависит правильность этого развития.

 

Список литературы:
1. Александрова Ю.В. Основа общей психологии. Юнита 3. / Под ред. Бородина А.В. – НОУ, 2000. – 805 с.
2. Дюбина Т.Г. Социально-психологические факторы, влияющие на рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств личности: [Электронный ресурс]: Дисс…канд. психолог. наук: 19.00.05. – М.: РГБ, 2006.
3. Кон И. С. К64 Психология ранней юности; Кн. для учителя, — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.; ил.— (Психол. наука — школе).
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. – М.: Педагогика, 1989. – 328 с. – (Труды д. чл. и чл-кор. АПН СССР).
5. Утлик Э.П. Психология личности: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.П.Утлик. ­ 2­е изд., испр. ­М.: Издательский центр «Академия», 2013. ­320 с. ­ (Сер. Бакалавриат).