Статья:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ КАК КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(191)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Паршина В.С. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ КАК КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 12(191). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/191/107668 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ КАК КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

Паршина Валентина Сергеевна
магистрант, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, РФ, г. Разянь
Аджиева Елена Михайловна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, РФ, г. Разянь

 

Актуальность исследования. Партнерское взаимодействие семьи и школы является важным фактором в социализации и воспитании обучающихся, поскольку для гармоничного развития растущей личности, ее социального становления огромное значение имеет согласованность целей и действий, объединение воспитательных возможностей этих двух общественных институтов.

Взаимодействие семьи и школы является актуальной сложной проблемой, характеризующейся наличием целого многообразия подходов к ее решению. Возникнув в начале ХХ в., она и сегодня не теряет своей актуальности, наполняясь новым содержанием, на которое весомое влияние оказывают процессы, происходящие как в обществе, системе образования, так и в каждой отдельной семье [5].

Залогом успешной учебной и воспитательной работы в общеобразовательном учебном заведении является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывает значительное влияние на процесс развития личности ученика. Следовательно, у педагога стоит цель –  сделать родителей активными участниками педагогического процесса, что является важным и ответственным делом учителя и учебного заведения в целом.

Значительный вклад в исследование проблемы взаимодействия школы и семьи в воспитании личности внесли современные ученые. Они рассматривали следующие аспекты данной проблемы: народные воспитательные традиции как формы воспитательного влияния на молодое поколение (Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимова, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Филонова и др.); особенности воспитательного потенциала семейной педагогики (Г.Ф. Биктагирова, Т.А Куликова, В.А.  Кан-Калик и др.); подготовка к исполнению родительских и материнских функций (В. Бойко, А.Я. Варга, Д. Луцик и др.); формирование педагогической культуры современных родителей (И.Д. Багаева, Ю.В. Баскина, Е.В. Бондаревска, И.В. Гребенников, А.В. Мудрик, Д.С. Яковлева и др.); психологические основы семейного воспитания (Л.В. Доманецкая); основные направления сотрудничества семьи и школы (Е.П.  Арнаутова, А. Е.  Жичкина, Т.Н.  Доронова, А.А. Люблинская и др.); формы организации работы с родителями в образовательном учреждении (Я.Л. Коломинский, В.Н. Парфенов, B.C. Агеев, Г.М. Андреева,); общение родителей и педагогов (Н.Н. Обозов, А.А. Русалинова, С.В. Новикова) и др.

Анализ психолого-педагогической литературы убеждает в том, что исследуются отдельные способы или приемы взаимодействия учителя и родителей, однако недостаточно раскрываются теоретические основы взаимодействия школы с родителями как компонент социального партнёрства.

Целью статьи является освещение сущности взаимодействия учителя и школы как эффективного сотрудничества для развития и воспитания учащихся.

Семья является важнейшим компонентом микросреды, незаменяемым социальным институтом развития ребенка, где происходит процесс его социализации, закладываются основы нравственности и мировоззрения, ценностно-мотивационной сферы личности [1].

Цель воспитания ребенка едина и для семьи, и для школы как проводника интересов общества в области воспитания подрастающих поколений. Ее достижение возможно в совместном поиске идеалов, ценностей в воспитании школьников семьи и школы, руководствующихся при этом, прежде всего, интересами детей и семьи. Поэтому нужно ориентироваться на совместные усилия школы и семьи в воспитании учеников, в их воспитательном сотрудничестве в этом процессе. Его осуществление предполагает целенаправленное взаимодействие, то есть   взаимозависимую деятельность родителей и учителей, что предполагает не только помощь этих социальных институтов друг другу, но и разумно объединение возможностей, усилий в организации жизнедеятельности школьников» [2].

Однако взаимодействие становится возможным только при условии организации совместных дел, мероприятий, других разнообразных форм работы,  исходя из потребностей, интересов детей, родителей и специфики конкретного образовательного учреждения, опорой на демократию и равноправие во взаимоотношениях. Это создает положительные предпосылки для оказания родителям психолого-педагогической помощи по воспитанию ребенка со стороны педагога.

Акцентируется внимание на том, что цель взаимодействия должна быть понятной и педагогам, и родителям, её определению поможет проведение среди родителей анкетирования, в содержание которого следует включать вопросы о проблемах, которые волнуют родителей в связи с обучением и воспитанием ребенка, о разнообразии используемых и желательных форм взаимодействия в классах разного возраста.

Результаты анкетирования, проведенного с родителями о качестве взаимодействия школы с семьями, позволили сделать вывод, что  большая часть опрошенных родителей (80,0 %), считают, что сотрудники образовательного учреждения в большинстве своем применяют в своей деятельности устаревшие формы сотрудничества, в основном родительские собрания. В качестве рекомендаций родители высказали предложение, что им было бы интересно, если бы с ними проводили тренинги, просмотр фильмов с воспитательной тематикой, деловые игры, презентации, тематические выставки, он-лайн формы работы. Поэтому мы считаем, что получение от родителей обратной связи о  формах сотрудничества с образовательным учреждением позволит определить цель взаимодействия с учетом конкретных условий, особенностей детей, их родителей, возможностей школы. Так как педагогические задачи, предопределяют организацию деятельности развивающего, воспитывающего и обучающего (просветительского) характера, то необходимо их продумать, систематизировать, сгруппировать, что позволит выбрать оптимальный объем содержания и фор взаимодействия школы с семьей.

Основное взаимодействие с родителями осуществляет классный руководитель. Именно он обеспечивает тесный контакт с родителями учащихся, помогает им решать проблемы, возникающие в воспитании детей, взаимодействует с другими участниками учебно-воспитательного процесса.

Классный руководитель – это педагогический работник, осуществляющий профессиональную деятельность с коллективом учащихся, учащимися, их родителями. Он организует и проводит внеурочную и культурно-массовую работу, учит взаимодействию участников учебно-воспитательного процесса, обеспечивает создание надлежащих условий для выполнения задач обучения и воспитания, самореализации и развития учащихся, их социальной защиты [3].

Сотрудничество классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое образование родителей, привлечение их к учебно-воспитательному процессу и организация участия в управлении школой.

Сотрудничество классного руководителя с родителями может осуществляться в различных формах с использованием различных методов педагогической деятельности. В практической работе он может использовать коллективные и индивидуальные, традиционные и нетрадиционные формы работы [5].

Организуя ту или иную форму взаимодействия, используя тот ли иной метод, учитель должен учитывать психологические особенности воспитанников, уметь предвидеть реакцию родителей на разные педагогические ситуации, быть тактичным, внимательным, уметь слушать и слышать родителей, привлекать их к совместным с учениками делам, учить анализировать поведение своих детей и делать выводы.

Отметим, что только согласованные действия, полное взаимодействие семьи и школы способны оказать эффективное педагогическое воздействие. Н. Волкова, предлагает учителю при сотрудничестве с родителями учитывать такие факторы, как:

1. Приглашение родителей к сотрудничеству.

2. Соблюдение позиции равноправия.

3. Признание важности родителей в сотрудничестве.

4. Проявление любви, увлеченности их ребенком.

5. Поиск новых форм сотрудничества [4].

Взаимодействие учителей и родителей возможно только на основе их систематических личных контактов. Только совместная, согласованная деятельность учителей и родителей является залогом успеха воспитательной работы. Их тесная взаимосвязь помогает повысить уровень учебных достижений учащихся, поднимает положительный эмоциональный заряд всего учебно-воспитательного процесса.

Привлечь родителей к участию в учебно-воспитательном процессе можно с помощью различных форм взаимодействия: дней творчества детей и их родителей; открытых уроков и внеклассных мероприятий; помощь в организации и проведении внеклассных праздников и в укреплении материально-технической базы школы и класса; родительского общественного патрулирования; шефской помощи.

Таким образом, работа с родителями и семьями учеников – одно из важнейших направлений деятельности современного классного руководителя.

Эффективность всей воспитательной системы образовательного учреждения обеспечивается, в том числе, взаимодействием педагогов с родителями учащихся, включение их в качестве субъектов в целостный воспитательный процесс, формированием у них установки на совместную  творческую деятельность с детьми через внедрение активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического просвещения.

 

Список литературы:
1. Галлямова Г.Ф. Взаимодействие школы с родителями как компонент социального партнерства // В сборнике: Наукоемкие исследования как основа инновационного развития общества. – 2019. – С. 39-42.
2. Джабраилова Л.Х. Взаимодействие педагогов и родителей как способ организации совместной деятельности школы и семьи // Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. – 2020. – Т. 32. – № 3 (31). – С. 86-92.
3. Клюзова И.К. Современные проблемы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями учеников начальной школы // Школьная педагогика. – 2020. – № 3 (19). – С. 1-3.
4. Полторакова А.И. Школа и родители: результаты оценки взаимодействия // В сборнике: Научно-исследовательская работа обучающихся и молодых ученых. – 2019. – С. 321-323.
5. Черявко Ю.Ю. Из опыта внедрения новых форматов взаимодействия школы и родителей // Сибирский учитель. – 2019. – № 4 (125). – С. 77-83.