ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ КАК КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(191)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(191)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ КАК КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА
Актуальность исследования. Партнерское взаимодействие семьи и школы является важным фактором в социализации и воспитании обучающихся, поскольку для гармоничного развития растущей личности, ее социального становления огромное значение имеет согласованность целей и действий, объединение воспитательных возможностей этих двух общественных институтов.
Взаимодействие семьи и школы является актуальной сложной проблемой, характеризующейся наличием целого многообразия подходов к ее решению. Возникнув в начале ХХ в., она и сегодня не теряет своей актуальности, наполняясь новым содержанием, на которое весомое влияние оказывают процессы, происходящие как в обществе, системе образования, так и в каждой отдельной семье [5].
Залогом успешной учебной и воспитательной работы в общеобразовательном учебном заведении является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывает значительное влияние на процесс развития личности ученика. Следовательно, у педагога стоит цель – сделать родителей активными участниками педагогического процесса, что является важным и ответственным делом учителя и учебного заведения в целом.
Значительный вклад в исследование проблемы взаимодействия школы и семьи в воспитании личности внесли современные ученые. Они рассматривали следующие аспекты данной проблемы: народные воспитательные традиции как формы воспитательного влияния на молодое поколение (Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимова, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Филонова и др.); особенности воспитательного потенциала семейной педагогики (Г.Ф. Биктагирова, Т.А Куликова, В.А. Кан-Калик и др.); подготовка к исполнению родительских и материнских функций (В. Бойко, А.Я. Варга, Д. Луцик и др.); формирование педагогической культуры современных родителей (И.Д. Багаева, Ю.В. Баскина, Е.В. Бондаревска, И.В. Гребенников, А.В. Мудрик, Д.С. Яковлева и др.); психологические основы семейного воспитания (Л.В. Доманецкая); основные направления сотрудничества семьи и школы (Е.П. Арнаутова, А. Е. Жичкина, Т.Н. Доронова, А.А. Люблинская и др.); формы организации работы с родителями в образовательном учреждении (Я.Л. Коломинский, В.Н. Парфенов, B.C. Агеев, Г.М. Андреева,); общение родителей и педагогов (Н.Н. Обозов, А.А. Русалинова, С.В. Новикова) и др.
Анализ психолого-педагогической литературы убеждает в том, что исследуются отдельные способы или приемы взаимодействия учителя и родителей, однако недостаточно раскрываются теоретические основы взаимодействия школы с родителями как компонент социального партнёрства.
Целью статьи является освещение сущности взаимодействия учителя и школы как эффективного сотрудничества для развития и воспитания учащихся.
Семья является важнейшим компонентом микросреды, незаменяемым социальным институтом развития ребенка, где происходит процесс его социализации, закладываются основы нравственности и мировоззрения, ценностно-мотивационной сферы личности [1].
Цель воспитания ребенка едина и для семьи, и для школы как проводника интересов общества в области воспитания подрастающих поколений. Ее достижение возможно в совместном поиске идеалов, ценностей в воспитании школьников семьи и школы, руководствующихся при этом, прежде всего, интересами детей и семьи. Поэтому нужно ориентироваться на совместные усилия школы и семьи в воспитании учеников, в их воспитательном сотрудничестве в этом процессе. Его осуществление предполагает целенаправленное взаимодействие, то есть взаимозависимую деятельность родителей и учителей, что предполагает не только помощь этих социальных институтов друг другу, но и разумно объединение возможностей, усилий в организации жизнедеятельности школьников» [2].
Однако взаимодействие становится возможным только при условии организации совместных дел, мероприятий, других разнообразных форм работы, исходя из потребностей, интересов детей, родителей и специфики конкретного образовательного учреждения, опорой на демократию и равноправие во взаимоотношениях. Это создает положительные предпосылки для оказания родителям психолого-педагогической помощи по воспитанию ребенка со стороны педагога.
Акцентируется внимание на том, что цель взаимодействия должна быть понятной и педагогам, и родителям, её определению поможет проведение среди родителей анкетирования, в содержание которого следует включать вопросы о проблемах, которые волнуют родителей в связи с обучением и воспитанием ребенка, о разнообразии используемых и желательных форм взаимодействия в классах разного возраста.
Результаты анкетирования, проведенного с родителями о качестве взаимодействия школы с семьями, позволили сделать вывод, что большая часть опрошенных родителей (80,0 %), считают, что сотрудники образовательного учреждения в большинстве своем применяют в своей деятельности устаревшие формы сотрудничества, в основном родительские собрания. В качестве рекомендаций родители высказали предложение, что им было бы интересно, если бы с ними проводили тренинги, просмотр фильмов с воспитательной тематикой, деловые игры, презентации, тематические выставки, он-лайн формы работы. Поэтому мы считаем, что получение от родителей обратной связи о формах сотрудничества с образовательным учреждением позволит определить цель взаимодействия с учетом конкретных условий, особенностей детей, их родителей, возможностей школы. Так как педагогические задачи, предопределяют организацию деятельности развивающего, воспитывающего и обучающего (просветительского) характера, то необходимо их продумать, систематизировать, сгруппировать, что позволит выбрать оптимальный объем содержания и фор взаимодействия школы с семьей.
Основное взаимодействие с родителями осуществляет классный руководитель. Именно он обеспечивает тесный контакт с родителями учащихся, помогает им решать проблемы, возникающие в воспитании детей, взаимодействует с другими участниками учебно-воспитательного процесса.
Классный руководитель – это педагогический работник, осуществляющий профессиональную деятельность с коллективом учащихся, учащимися, их родителями. Он организует и проводит внеурочную и культурно-массовую работу, учит взаимодействию участников учебно-воспитательного процесса, обеспечивает создание надлежащих условий для выполнения задач обучения и воспитания, самореализации и развития учащихся, их социальной защиты [3].
Сотрудничество классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое образование родителей, привлечение их к учебно-воспитательному процессу и организация участия в управлении школой.
Сотрудничество классного руководителя с родителями может осуществляться в различных формах с использованием различных методов педагогической деятельности. В практической работе он может использовать коллективные и индивидуальные, традиционные и нетрадиционные формы работы [5].
Организуя ту или иную форму взаимодействия, используя тот ли иной метод, учитель должен учитывать психологические особенности воспитанников, уметь предвидеть реакцию родителей на разные педагогические ситуации, быть тактичным, внимательным, уметь слушать и слышать родителей, привлекать их к совместным с учениками делам, учить анализировать поведение своих детей и делать выводы.
Отметим, что только согласованные действия, полное взаимодействие семьи и школы способны оказать эффективное педагогическое воздействие. Н. Волкова, предлагает учителю при сотрудничестве с родителями учитывать такие факторы, как:
1. Приглашение родителей к сотрудничеству.
2. Соблюдение позиции равноправия.
3. Признание важности родителей в сотрудничестве.
4. Проявление любви, увлеченности их ребенком.
5. Поиск новых форм сотрудничества [4].
Взаимодействие учителей и родителей возможно только на основе их систематических личных контактов. Только совместная, согласованная деятельность учителей и родителей является залогом успеха воспитательной работы. Их тесная взаимосвязь помогает повысить уровень учебных достижений учащихся, поднимает положительный эмоциональный заряд всего учебно-воспитательного процесса.
Привлечь родителей к участию в учебно-воспитательном процессе можно с помощью различных форм взаимодействия: дней творчества детей и их родителей; открытых уроков и внеклассных мероприятий; помощь в организации и проведении внеклассных праздников и в укреплении материально-технической базы школы и класса; родительского общественного патрулирования; шефской помощи.
Таким образом, работа с родителями и семьями учеников – одно из важнейших направлений деятельности современного классного руководителя.
Эффективность всей воспитательной системы образовательного учреждения обеспечивается, в том числе, взаимодействием педагогов с родителями учащихся, включение их в качестве субъектов в целостный воспитательный процесс, формированием у них установки на совместную творческую деятельность с детьми через внедрение активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического просвещения.