ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В данной статье рассмотрены цифровые технологии в управленческой деятельности.
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровизация, менеджмент, управление, применение цифровых технологий.
Технологии, которые имеют цифровую форму, в современной управленческой деятельности играют большую роль. Такие цифровые технологии имеют некоторые аспекты, связанные с теми системными изменениями, которые наблюдаются сейчас. Технологии существенно расширяют и преобразуют цифровые системы; они распространяются с экспоненциальной скоростью, проникая в материальные объекты; разрушительная мощь технологий усиливается по мере того, как они комбинируются и запускают очередной цикл инноваций; разные технологии создают похожие преимущества и проблемы [5].
Помимо изменения цепочек ценностей и организационных структур, цифровые технологии порождают новые категории, инновационные процессы и потрясающие товары и услуги. К примеру, цифровые технологии занимают все больше места в материальном мире за счет использования облачных технологий, создающих сети роботов, носимых устройств, дронов и устройств виртуальной и дополненной реальности. Платформы искусственного интеллекта позволяют повысить мощь приложений, используемых в самых разных отраслях промышленности, и усовершенствовать возможности принятия решений в компаниях. Появление прорывных технологий, трансформирующих отрасли (фактор технологии/производительности) и экономику, - это одновременно следствие и катализатор широкого диапазона инноваций. В каждой отрасли существует множество примеров появления новых технологий, таких как применение методов генной инженерии в здравоохранении или создание сверхпрочных сплавов в металлургии. Существуют и общие для всех отраслей драйверы инноваций: цифровизация отраслей и внедрение инструментов Индустрии 4.0, включая роботизацию и автоматизацию многих процессов, от работы коллцентров до производства. Чтобы успешно справляться со скоростью и широтой внедрения цифровых технологий во все сферы, потребуются новые, более гибкие модели управления для частного сектора, общественных организаций, а также для правительств и традиционных регуляторов [1].
Информационная экономика с технологизацией создает предпосылки для перехода на новую ступень цифровую трансформацию (цифровизацию), основанную на использовании цифровых технологий во всех областях экономической, социальной и культурной деятельности общества. В настоящее время активные компании инвестируют средства в перспективные цифровые проекты в самых разных отраслях, таких как:
- цифровое и информационное регулирование;
- информационная инфраструктура;
- технические и технологические исследования и разработки;
- система цифрового управления;
- кадры и образование в ИТ-области;
- информационная безопасность;
- государственное управление;
- «умный город» и «цифровое» здравоохранение.
Во многом эти инвестиции до сих не скоординированы, а иногда дублируют друг друга.
Необходимо, чтобы отдельные элементы трансформационной активности работали совместно - при помощи направленного «вниз» управленческого потока и цифровых инноваций, идущих во встречном направлении. «Цифровая трансформация» это масштабная трансформация общества, экономики и бизнеса на основе цифровых моделей и технологий, затрагивающая весь спектр функций предприятия от автоматизации управления и производства до продаж и маркетинга, влияющая как на изменение операционных моделей, так и на инфраструктуру предприятия, и протекающая под действием основных вызовов: быстрого изменения запросов пользователей, усиления конкуренции и развития технологий [2].
Цифровая трансформация — это не только использование новых мобильных цифровых технологий, но и обязательный процесс перехода организации к новым способам мышления и работы. Такая трансформация включает в себя изменения в стиле руководства, системе поощрения инноваций и в принятии новых бизнес-моделей для улучшения работы сотрудников организации, ее клиентов, поставщиков и партнеров.
Одна из важнейших функций технологий управления в бизнесе заключается в том, что они помогают организациям принимать решения на основе данных. Ежедневно бизнес-лидеры должны принимать решения по операциям, маркетингу, продуктам и отношениям с клиентами, поскольку сотрудники должны знать, в каком направлении им следует двигаться. Имея доступ к важным данным, таким как финансы, тенденции рынка и оценки удовлетворенности клиентов, менеджеры могут разрабатывать стратегии и планы по их реализации. Не имея доступа к этой информации и знаниям, компании рискуют принимать решения, которые пагубно сказываются на их успехе. Однако с помощью показателей отслеживания, демонстрирующих эффективность и тенденции, менеджеры могут понять, в каком направлении движется бизнес и что необходимо сделать для достижения целей компании. Ключевая стратегия менеджеров по созданию успешного электронного бизнеса – максимизация ценности для клиентов.
Этот стратегический акцент на ценности для потребителя признает, что качество, а не цена становится основным фактором, определяющим восприятие ценности потребителем [3].
Таким образом, электронный бизнес, ориентированный на клиента – это бизнес, в котором используются Интернет-технологии, чтобы поддерживать лояльность клиентов, предугадывая их будущие потребности, реагируя на проблемы и обеспечивая высококачественное обслуживание клиентов. Такие технологии, как интрасети, Интернет и веб-сайты экстрасети, создают новые каналы для интерактивного взаимодействия внутри компании, с клиентами, а также с поставщиками, деловыми партнерами и другими людьми во внешней бизнес-среде.
Соответственно, поощряется межфункциональное сотрудничество с клиентами в разработке продуктов, маркетинге, доставке, обслуживании и технической поддержке. Успешный электронный бизнес, ориентированный на клиента, пытается «владеть» общим опытом ведения бизнеса клиента с помощью таких подходов, как: предоставление клиенту возможности размещать заказы напрямую и через партнеров по сбыту; создание базы данных клиентов, которая фиксирует предпочтения клиентов и прибыльность, а также предоставляет всем сотрудникам доступ к полному обзору каждого клиента; предоставление клиентам возможности проверять заказ, историю и статус доставки; развитие онлайн-сообщества клиентов, сотрудников и деловых партнеров.
В контексте бизнеса технологии имеют широкий спектр потенциальных воздействий на менеджмент:
- снижение затрат на операции;
- создание нового продукта и нового рынка. Например, Sony Corporation впервые применила технологию миниатюризации для создания целого нового класса портативной бытовой электроники (например, радиоприемников, кассетных магнитофонов и проигрывателей компакт-дисков);
- адаптация к изменениям масштаба и формата. В начале двадцать первого века компании пытались понять, какими небольшими устройствами, такими как сотовые телефоны, карманные персональные компьютеры (КПК) и MP3-плееры, могут стать на практике, а также как каждый продукт может поддерживать различные функции и возможности. Например, сотовые телефоны начали поддерживать электронную почту, просмотр веб-страниц, обмен текстовыми сообщениями и даже фотосъемку, а также телефонные звонки;
- улучшенное обслуживание клиентов [3].
Таким образом, можно отметить, что решение о применении современных технологий в управлении отразится на деятельности всего предприятия и необходимо учитывать связанные с этим риски. Получение желаемого эффекта возможно только при тщательном планировании и всесторонней проработке перспективных технологий, их положительных и отрицательных сторон, а также необходимо учитывать особенности управления предприятием в условиях цифровизации.