БИЗНЕС- ПЛАН КАК ОСНОВА ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ В СФЕРЕ ФИТНЕСА И СПОРТА
Секция: Экономика
LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
БИЗНЕС- ПЛАН КАК ОСНОВА ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ В СФЕРЕ ФИТНЕСА И СПОРТА
Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты бизнес-планирования в фитнес-индустрии, которая является активно развивающимся направлением бизнеса. Целесообразность бизнес-планирования в фитнес-индустрии обусловлена государственной политикой популяризации здорового образа жизни, а также тем, что количество потребителей услуг фитнес и спортивных клубов за последние пять лет возросло вдвое, количество фитнес-клубов повысилось почти на 81,6%, а объем продаж организаций фитнес-индустрии увеличился на 89,5%. Представленная в статье информация направлена на формирование компетенций спортивных менеджеров в области планирования и оказание помощи при создании бизнес-плана фитнес или спортивного клуба. В статье рассмотрены факторы, обуславливающие создание бизнеса в фитнес-индустрии, варианты бизнес-моделей, структура бизнес-плана фитнес-клуба с характеристикой каждого раздела данной структуры и краткими правилами оформления бизнес-плана фитнес или спортивного клуба.
Ключевые слова: бизнес-планирование, фитнес-индустрия, спортивный менеджер, спорт, внутрифирменное планирование.
На данный момент фитнес индустрия в России восстанавливается после прошедшей пандемии и возвращается к прошлым позициям. Клубы обновляют свой инвентарь, проводят косметические ремонты и всячески привлекают новых клиентов. Фитнес и спортивные клубы предоставляют широкий спектр услуг (занятия на силовых и кардио-тренажерах; плавание и аквааэробика; групповые программы (аэробика, танцы, йога, пилатес); персональные тренировки; занятия по различным единоборствам; занятия по игровым видам спорта; детский фитнес; скалолазание и т.д.), что позволяет привлекать потребителей различных возрастных групп, заинтересованных в разнообразных спортивных направлениях. Это обеспечивает стабильную и постоянно возрастающую прибыль организациям фитнес-индустрии.
Исходя из статистических данных, можно сделать вывод о том, что предприятия фитнес-индустрии являются прибыльными и достаточно востребованными у широкого круга потребителей, и активно развивающимся видом бизнеса. Но для их эффективного функционирования необходимо заложить правильный фундамент. А именно составить адекватный и максимально детальный бизнес-план и придерживаться его для дальнейшего максимально эффективного функционирования.
Бизнес-планирование – это один из видов управленческой деятельности по созданию планов развития организации в будущем, с постановкой целей и определением задач этого развития, выбором путей и способов их достижения, выявлением и распределением необходимых ресурсов. [3]
При открытии фитнес клуба необходимо в первую очередь определиться с локацией. Лучше всего если клуб будет располагаться в развивающемся районе города с динамичной застройкой жилых многоквартирных домов. Местоположение должно быть удобным для посетителя, необходимо организовать бесплатную парковку для клиентов и удобные пути подъезда, как на автомобиле, так и пешком, положительным моментом будет близкое расположение остановки общественного транспорта и наличие мест для инвалидов.
Помимо выбора места расположения организации, необходимо провести детальный анализ фитнес-отрасли региона по следующим показателям: количество фитнес-клубов в России, численность пользователей услуг фитнес-клубов в России и др. с использованием статистических данных Министерства спорта России и региональных спортивных министерств. Исходя из этих данных сформирована таблица, отображающая динамику развития фитнес-сферы в России. [1].
Со стороны маркетинга крайне провести SWOT-анализ, определить сильные и слабые стороны, выбрать название и логотип, установить цены на услуги, определить часы работы и разработать маркетинговую стратегию. При проведении SWOT-анализа необходимо рассмотреть сильные и слабые стороны, риски и возможности предприятия, с целью определения и формирования дальнейшей маркетинговой стратегии развития компании. [3].
Для дальнейшего составления бизнес-плана предприятия необходимо рассмотреть производственный раздел плана. В него включены: описание услуг и планируемое их развитие; основные средства, нематериальные активы, запасы, арендная плата, расходы на коммунальные услуги и прочее. Также очень важно определиться с кадровой структурой предприятия, составить штатное расписание, фонд оплаты труда. В зависимости от масштабов фитнес-клуба количество работников варьируется.
В заключении стоит отметить, что фитнес-индустрия является активно развивающимся, пользующимся высоким спросом у потребителей и способствующим исполнению государственной политики по популяризации физической культуры, спорта и здорового образа жизни видом предпринимательской деятельности. В связи с этим создание бизнес-плана фитнес или спортивного клуба является привлекательной и экономически эффективной сферой для малого и среднего бизнеса. При создании бизнеса в фитнес-индустрии необходимо учитывать ее особенности, такие как:
- довольно широкий спектр услуг, оказываемых только фитнес или спортивными клубами, что предоставляет больше возможностей для развития;
- отсутствие ценового регулирования со стороны государства;
- специфика помещений для занятий физической культурой и спортом с учетом всех нормативов;
- специфика основных средств и запасов;
- низкое количество квалифицированных спортивных менеджеров и специалистов по ремонту спортивного оборудования на рынке труда [2];
- специфика разработки индивидуальных программ занятий для каждого посетителя с учетом физических данных и медицинских показателей.
Опираясь на представленную в данной статье информацию, предприниматель или спортивный менеджер может приобрести дополнительную компетенцию, позволяющую ему организовать собственное дело в фитнес-индустрии, а также составить грамотный бизнес-план.