Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЖАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Галина Д.Ф., Аксенов С.Г. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЖАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 13(192). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/192/108191 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЖАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Галина Диана Финатовна
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В данной статье поднимается вопрос о состоянии пожарной безопасности в образовательных учреждениях. Рассматриваются основные пожарно-профилактические мероприятия в образовательных учреждениях.

 

Ключевые слова: пожар, безопасность, профилактика, образовательные учреждения.

 

Актуальность темы заключается в том, что пожар остается одной из основных угроз жизни и здоровью населения страны. Факты возникновения пожаров в образовательных учреждениях, порой сопровождающиеся трагическими последствиями, говорят о недостаточной подготовке работников образовательных учреждений и самих обучающихся в области обеспечения пожарной безопасности. Главная опасность пожаров в образовательных учреждениях – паника, которая является источником многочисленных и напрасных жертв.

Для того, чтобы предотвратить случаи возникновения пожаров в образовательных учреждениях, необходимо проведение профилактических мероприятий по пожарной безопасности.

Пожарная профилактика – это комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей, на предотвращение пожара, ограничение его распространения, а также создание условий для успешного тушения пожара [5].

Задачи противопожарной профилактики можно разделить на три основные группы:

1) обучение, распространение знаний о пожаробезопасном поведении, противопожарная пропаганда;

2) пожарный надзор, предусматривающий разработку государственных норм пожарной безопасности и строительных норм, а также проверку их выполнения;

3) обеспечение средствами пожаротушения [4].

Для повышения осведомленности людей, необходимо сосредоточиться на пропаганде и распространении знаний о предотвращении пожаров и борьбе с ними. Данные мероприятия можно осуществить в следующих формах:

  • организация занятий и бесед на тему пожарной безопасности;
  • использование баннеров, плакатов, памяток, содержащих правила пожарной безопасности;
  • проведение пожарных учений в образовательных учреждения;
  • организация конкурсов, тематических выставок, семинаров, конференций, посвященных проблеме пожарной безопасности;
  • проведение уроков по пожарной безопасности в рамках учебной дисциплины по ОБЖ;
  • проведение инструктажей по пожарной безопасности как для педагогического состава, так и для учащихся;
  • организация внеурочной деятельности по пожарной безопасности с обучающимися.
  • организация спортивных мероприятий по пожарно-прикладному спорту среди учащихся;
  • проведение экскурсий в пожарно-спасательные подразделения.

Необходимо отметить, что противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности должна проводиться непрерывно и на постоянной основе [2].

При проведении проверок пожарной инспекцией в образовательных учреждениях выявляется различное количество нарушений. Поэтому следующее, не менее важное звено в пожарной профилактике образовательных учреждений —  это пожарный надзор. Проводимые специалистами Государственного пожарного надзора рейды позволяют повысить уровень противопожарной защищённости объектов образования и направлены на обеспечение безопасности жизни, здоровья детей и взрослых [1].

Каждое образовательное учреждение разрабатывает индивидуальные правила пожарной безопасности на основании существующих типовых планов, правил и рекомендаций. В ходе осуществления пожарного надзора в образовательных учреждениях проверяется выполнение правил пожарной безопасности, разработанных как государственными органами, так и администрацией каждого учебного заведения. Особое внимание уделяется:

  • работоспособности автоматической пожарной сигнализации, ее монтажу и срокам проверок;
  • системам оповещения, их доступности и слышимости в любом помещении;
  • наличию планов эвакуации, состоянию и поддержанию в полной готовности эвакуационных выходов;
  • исправности наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения;
  • наличию первичных средств пожаротушения и инвентаря.

Обеспечение первичными средствами пожаротушения образовательных учреждений является одним из важнейших этапов профилактических работ, так как именно первичные средства позволят в случае пожара предотвратить возгорание на ранней стадии и избежать многочисленных жертв. Для этого в образовательных учреждениях в обязательном порядке устанавливаются пожарные щиты с первичными средствами тушения огня (песок, ручные огнетушители).

Ответственность за безопасность в образовательных учреждениях возлагается на руководителей, которые в свою очередь назначают  ответственное лицо за пожарную безопасность [3].

Таким образом, в образовательных учреждениях ведется большая работа по созданию безопасных условий для сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников. Проведение своевременных профилактических работ в образовательных учреждениях приводит к снижению рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма,  гибели людей и т.п. Пожарная профилактика помогает понять людям насколько серьезно нужно относиться к проблеме пожарной безопасности.

 

Список литературы:
1. Аксенов С.Г., Леонтьева М.А., Храмцова Л.А., Насырова Э.С., Классификация образовательных объектов по нарушениям противопожарных норм // Техносферная безопасность. – 2019. №1 – С.44-51.   .
2. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К.  К вопросу обеспечения первичных мер пожарной безопасности в муниципальных образованиях // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020) : Материалы II Международной научно-практической конференции. – Уфа: РИК УГАТУ. – 2020. – С. 242-244.
3. Ермакова М.А., Меерзон Т.И., Профилактика пожаров в школе : учебно-методическое пособие / Министерство образования и науки РФ, Оренбург. гос. пед. ун-т. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010. — 144 с. 
4. Николаева, В. М. Профилактика пожарной безопасности. Пожарная профилактика / Аллея науки. – 2019. №9 – С.231-233.
5. Пожарная безопасность образовательных учреждений на контроле МЧС России– Текст: электронный // Сайт МЧС России. URL: https://www.mchs.gov.ru (дата обращения: 18.03.2022).