ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, возникающие в процессе тушения пожаров при низких температурах, факторы, которые могут повлиять на малоэффективность пожаротушения в условиях холода, раскрываются методы решения данной проблемы.
Ключевые слова: пожар, пожаротушение, пожарные машины, низкие температуры, холод, северные регионы.
Актуальность данной темы заключается в том, что Россия в целом относится, к странам с суровыми климатическими условиями. Низкие температуры имеют место быть в течение сезона или всего года, более 60% территории страны составляют 27 регионов, находящиеся в северной части страны, где средняя температура воздуха в январе составляет не ниже 20 °С. [4]
Поэтому в нашей стране нередко приходится тушить пожары температуре воздуха от -30°С, -40 °С, а иногда она опускается до -50°С и ниже.
Как известно вода является основным источником пожаротушения и в наше время более 90% пожаров ликвидируется с помощью водяного тушения. Но у нее есть определенный недостаток — это высокая температура замерзания, которая составляет 0°С. При более низких температурах замерзание воды происходит значительно быстрее, что существенно затрудняет тушения пожара.
Анализ литературы позволяет выделить несколько способов пожаротушение при низких температурах.
Во-первых, для снижения температуры замерзания воды используют специальные антифризы и добавки химического состава, в виде пены. Основной состава такой пены является раствор хлористого магния в большой концентрации, способствующий снижению температуры замерзания воды до -30°С.
Во-вторых, применяют способ подогрева рукавной линии. В начале происходит, подогрев воды до температуры, порядка 170°С. Далее вода, распределяется по рукавной линии. Тем самым удается избавиться от обледенения и замерзания рукавов. Затем уже следует подавать на очаг воду с температурой не ниже 120 °С. [6].
В-третьих, поскольку данный метод не всегда применим, то не редко используются стволы с большим расходом. Однако и в этом случае существуют ограничения, обусловленные возможностью применения только на открытых пожарах и при наличии значительных источников воды. При этом одновременно рекомендуется уменьшить использование перекрывных стволов и стволов-распылителей.
В-четвертых, следует при тушении пожаров принимать на вооружение рукава больших диаметров, изготовленных из прорезиненных материалов и латекса. В свою очередь этот способ тоже не лишен недостатков. Так как, с одно стороны, при прокладке рукавов внутри здания желательно устанавливать разветвления. С другой, при наружном применении требуется их утеплить.
В-пятых, предполагается прогревать обледенительную соединительную арматуру пожарных рукавов. В этих целях, рекомендуется применять горячую воду, пар или нагретый газ [3], что также усложняет процедуру тушения пожара в условиях холода.
В-шестых, в настоящее время существует метод пожаротушения при низких температурах с помощью средства тонкого распыления воды (ТРВ).
Данный метод позволяет эффективно тушить пожары и, что немало важно, при применении ТРВ расход воды становится меньше. [1]
Вместе с тем низкая температура влияет не только на быстрое промерзание воды, но и на уменьшение работоспособности некоторых механизмов. В частности, обычную машину или насосную установку проблематично запустить уже при - 30°С. Так как при такой температуре происходит ряд процессов, приводящих к ухудшению свойства топлива, быстрой разрядке аккумуляторов, повышению вязкости смазочных масел и т.д., что в итоге способствует снижению мощности двигателя. Следует отметить, что на сегодня существует пожарно- спасательные автомобили, для осуществления действий в экстремально низких температурах, доходящие до - 60°С, например, ХЛ ПСАС 6,0-40, AЦ-C 8,0-70, ПСА-С 6,0-70 [5]. Однако в нашей стране не хватает автомобилей данного типа. Поэтому в основном используются пожарные автомобили с пределом температуры - 35°С. В связи с этим наиболее оптимальным решением повышения температурного предела пожарно-спасательных автомобилей может стать их модернизированние. Это возможно посредством применения следующих мер: использование накладок для сохранения тепла над двигателем, утолщение стекол, обогрев двигателя для быстрого запуска. [2]
Кроме того, отрицательная температура воздуха непосредственно оказывает негативное влияние на человеческий организм. Дело в том, что в условиях тушения пожара происходят значительные перепады температур. Соответственно это приводит к быстрому истощению организма, снижению подвижности, промерзанию и обморожению слабозащищенных частей тела. Поэтому представляется необходимым создавать места для обогрева как пожарных, так и потерпевших.
Таким образом, на наш взгляд, использование вышеназванных методов и способов поможет в решении существующих проблем и существенно повлияет на качество и скорость ликвидаций пожаров в условиях низких температур.