Статья:

ЗАРОЖДЕНИЕ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА В МИРЕ: ИСТОРИЯ, ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Вахрушева А.С. ЗАРОЖДЕНИЕ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА В МИРЕ: ИСТОРИЯ, ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 13(192). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/192/108302 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗАРОЖДЕНИЕ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА В МИРЕ: ИСТОРИЯ, ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ

Вахрушева Алина Сергеевна
студент, Казанский федеральный университет, РФ, г. Казань

 

Искусство красноречия или ораторское искусство – это высокая степень мастерства публичного выступления, умение донести до публики свою точку зрения, с целью убедить и повлиять на неё, это умение тонко владеть словом. Ораторское искусство – это целая наука, которой многие учёные посвятили свои труды.

Зародилось ораторское искусство ещё в античности в V веке до нашей эры. Принято считать, что Древняя Греция, а после и Древний Рим– это Родины красноречия. Именно там впервые стали задумываться над величием и могуществом слова в разных сферах общественной жизни. Уже тогда люди понимали, что успех публичных выступлений политиков кроется в умении ярко и чётко говорить, заставить слушателей поверить в твои слова, вдохновить их.

Так, с пониманием важности красноречия в Древней Греции начали создавать школы софистов, где учили красиво и правильно говорить, логично мыслить, убеждать. Софисты доносили до людей то, что ораторскому мастерству можно научиться, развивая свой словарный запас, тренируя дикцию и умение уверенно держать себя перед публикой. Школы софистов становились очень популярными: многие родители отдавали туда на обучение своих детей, с целью вырастить успешного и влиятельного политического деятеля. Однако главной целью софисты ставили именно победу над оппонентом любыми путями, пренебрегая истиной.

Софистскую школу по этой причине критиковал известный древнегреческий философ Сократ, который внёс весомый вклад в развитие риторики, ораторского искусства. Он считал, что использование чёрной риторики недопустимо, поскольку красноречие – это добродетель, которая должна служить истине [1, c. 10]. В своих учениях Сократ делал акцент на правильном построении речи, умении вести диалог, правильно задавать вопросы. Сократ был уверен в том, что в успешном диалоге одним из важных компонентов является аргументация, способная осветить истину. Его риторику принято называть нравственной [4, с. 16]. Об этом рассказывает Борис Стадничук в своей книге «Сократ. Учитель, философ, воин».

Учеником Сократа стал не менее известный философ Платон, открывший академию, в которой преподавал курсы риторики и красноречия. Определение понятия «ораторское искусство» у Платона опирается, прежде всего, на понимании оратором истины и блага. Платон считал, что «если оратор постиг истину того, о чём собирается говорить, то он обязательно убедит человека» [3, c. 42].

Огромное значение для ораторского искусства имеет трактат «Риторика», написанный древнегреческим философом Аристотелем. Мыслитель в своём труде отмечал, что успешное публичное выступление зависит не только от красивой речи и умения искусно владеть словом, но и от настроя аудитории. По его мнению, оратор должен изначально выявить особенности публики, а потом уже индивидуально разработать план выступления. Заставить людей мыслить, стремиться к истине, а не манипулировать ими – вот главная цель ораторского искусства по Аристотелю.

Над всемогущим словом также размышлял известный оратор Древней Греции Горгий. В его сочинениях и учениях всегда прослеживалось яркое и динамичное завершение, поскольку, он считал, что именно конец выступления должен иметь наибольшую эмоциональную нагрузку. Речи Горгия отличались особой выразительностью и поэтичностью, он старался покорять публику эстетичностью выступления. Горгий пользовался большим авторитетом и популярностью, он знал, как сделать так, чтобы публика верила каждому сказанному слову. Горгий очаровывал блестящими навыками устной речи.

Первым использовать ораторское искусство в судебных процессах стал известный древнегреческий оратор Лисий. В сохранившихся речах Лисия прослеживается простота донесения информации с отсутствием яркого пафоса. Лисий умел показать, что он стремится только к правде. Оратор быстро стал пользоваться популярностью, так как его речи заказывали для судебных разбирательств.

Представителем торжественного красноречия был древнегреческий оратор Исократ. По историческим источникам, Исократ был скромным человеком, с тихим голосом, который не выступал публично. Он понимал, что успеха в публичных выступлениях ему не добиться, поэтому составлял пышные и величавые речи для других ораторов. Исократ уделял огромное внимание ритмике выступления, рассчитывал всё до слогов. Мыслитель упорно трудился над каждой написанной речью, его работа была очень кропотливой, именно этим объясняется его успех в ораторском искусстве.

Учеником Исократа был величайший греческий оратор Демосфен. «Безукоризненное владение словом, величественный, но в то же время простой и серьёзный язык речей были его главным политическим оружием» [5, с. 9].  Демосфен – это пример того, что ораторскому мастерству можно научиться, если долго и упорно тренироваться. Первые публичные выступления Демосфена кончались насмешками, поскольку его речь была невнятной, он заикался. Тогда он поставил себе цель – овладеть ораторским искусством. Демосфен долго работал над своим произношением и готовился перед выступлениями заранее. С каждым разом у него получалось всё лучше и лучше, он никогда не сдавался. Это помогло Демосфену стать одним из самых известных ораторов в мире, способным влиять на массовое сознание.  

В Древнем Риме о значимости красноречия стали задумываться после завоевания Греции. Римляне многое заимствовали у древнегреческих ораторов, однако ораторское искусство Древнего Рима имело свои собственные черты. Главной персоной, обладающей ораторским мастерством в Древнем Риме, считается Марк Туллий Цицерон. Он считал, что оратор обязательно должен обладать юмором и остроумием, образованием, способностью кратко и быстро излагать свои мысли, проникнутые тонким изяществом.  Его талант помог стать Цицерону ярким политическим деятелем Древнего Рима, уважаемым человеком среди знатных людей.  

Истоки ораторского искусства в Древней Руси принято связывать с возникновением православия. Тогда существовали церковные проповедники, которые своими речами вселяли в русский народ надежду и веру. Однако, в Древней Руси, по большей части, было распространено военное красноречие. Известнейшие политические деятели такие, как князь Олег, Ярослав Мудрый, князь Игорь, своими выступлениями помогали русским войскам набираться мужества, верить только в победу, никогда не сдаваться и идти вперёд. Такие замотивированные предвоенные речи играли особую роль для русских людей, это уже был огромный шаг к победе.

Понимание того, что искусство красноречия – это наука, которая помогает оказывать значительное воздействие на людей, в России пришло позднее, чем в Древней Греции и Риме. Несмотря на этот факт, большой вклад в развитие ораторского искусства сделали и российские ораторы и риторы. «Отцом российского красноречия» справедливо считать Михаила Васильевича Ломоносова. Он первый в России посвящает свой научный труд под названием «Риторика» ораторскому искусству. Михаил Васильевич считал, что для становления мастером ораторского искусства «требуются пять следующих средствий: первое - природные дарования, второе - наука, третье - подражание авторов, четвертое - упражнение в сочинении, пятое - знание других наук» [2, с. 321]. Именно труды Ломоносова послужили фундаментом для дальнейшего развития красноречия в России. За ним последовал Михаил Михайлович Сперанский, написав «Правила высшего красноречия». Сперанский был убеждён, что сама главная цель красноречия – это тронуть сердце публики.

Таким образом зародилось и развивалось ораторское искусство. Стоит отметить, что оно стало неотъемлемой частью культуры, а люди стали обладать пониманием того, что ораторское мастерство – это еще и ключ к успеху.

 

Список литературы:
1. Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова / Карстен Бредемайер; Пер. с нем. - 9-е изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2011. — 184 с.
2. Ломоносов М.В. Риторика / П.Е. Бухаркин, С.С. Волков, А.А. Ветушко-Калевич, Н.В.Карева, К.Н. Лемешев, Е.М. Матвеев, К.М. Номоконова, А.Н. Семихина, А.С. Смирнова, К.Ю. Тверьянович, А.К. Филиппов, М.Г. Шарихина / науч. ред. П.Е. Бухаркин, С.С. Волков, Е.М. Матвеев. - СПб.: Нестор-История, 2017. - 632 с.
3. Редько О.В. Риторика как ценность // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - №341. - С. 64.
4. Стадничук Б. Сократ: учитель, философ, воин. - М: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 256 с.
5. Титов К. Демосфен. Первый оратор древности. - М: Litres, 2017. - 15 с.