УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ СЛОЖНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)
УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ СЛОЖНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
В настоящее время в качестве реальной угрозы безопасности российской экономики необходимо выделить такие факторы, как падение производственных мощностей из-за большого износа основных средств, потеря рынков сбыта продукции, относительно низкая конкурентоспособность товаров и услуг, вывоз капитала за рубеж, риск обострения финансового кризиса, низкий уровень жизни населения.
Для обеспечения экономической безопасности государства необходимо разработать и внедрить механизмы и меры экономической политики на федеральном и региональном уровнях. Эти механизмы должны быть направлены на предотвращение как внутренних, так и внешних экономических угроз Российской Федерации.
На современном этапе развития человечества многие страны испытывают растущую потребность в экономической безопасности, ведь глобализация сопровождается рядом негативных явлений, угрожающих не только экономической стабильности отдельных компаний, но и экономической стабильности страны в целом.
Экономическая безопасность требует разрешения потенциальных и реальных экономических рисков, угрожающих социально-экономической стабильности государства и отдельных секторов деятельности.
Можно сказать, что в настоящее время российская экономика находится в состоянии стагнации, обостряя кризисные процессы, которые оказывают прямое негативное влияние на социальную сферу, уровень наших соотечественников и качество жизни [1].
Проблемы национальной безопасности нашей страны усугубляются не только глубоким экономическим спадом, но и ростом таких угроз, как: усиление ядерного противостояния, технологические, радиологические и экологические катастрофы, ухудшение военного и оборонного потенциала РФ, критическая зависимость от иностранных товаров и услуг. Государству рекомендовано оперативно выявлять потенциальные экономические опасности; в этом случае может потребоваться только комплекс профилактических мер против непосредственных угроз экономической безопасности. Чтобы не усугублять последствия внешних и внутренних экономических угроз, необходимо как можно быстрее отреагировать и устранить угрозу заранее, прежде чем она приведет к серьезным социально-экономическим потрясениям в обществе.
В этом смысле экономическая безопасность является подсистемой системы национальной безопасности. Национальной безопасности государства угрожает возможность нанесения ущерба территориальной целостности и суверенитету страны, ее внешней и внутренней безопасности, а также конституционным правам и свободам ее граждан.
На национальном уровне экономическая безопасность связана с защитой жизненно важных интересов государства, общества и граждан, программным обеспечением устойчивого развития страны, повышением производительности всех секторов экономики, а также транспортной инфраструктуры, программным обеспечением экономического либерализма и социальной справедливости, повышением уровня жизни населения, предотвращением катастроф на различных уровнях: экологическом, человеческом и промышленном.
Угрозой экономической безопасности государства является потенциальный вред национальной экономике, как в целом, так и во всех секторах, а также высокий риск разрушения социально-экономической стабильности общества [2].
Нынешние угрозы экономической безопасности государства являются как внутренними, так и внешними. Во-первых, внутренние угрозы возникают из-за некоторых факторов, которые оказывают значительное влияние на гражданское общество: финансовые и экономические кризисы, ухудшение уровня и качества жизни населения, межэтнические конфликты и уровень преступности внутри страны [5].
Внутренние угрозы, в общем:
- увеличение распределения государственной собственности;
- криминализация общества и экономики;
- разрушение научно-технического потенциала государства;
- деградация населения и социальных институтов;
- существенное ограничение доступа к среднему и высшему образованию для населения с низким доходом система здравоохранения, что приводит к ухудшению общественного здравоохранения, как физического, так и психического;
- сокращение численности населения, что влечет за собой снижение трудоспособного потенциала страны и увеличение демографической нагрузки на сокращение трудоспособного населения;
- высокая коррупция в российской экономике из - за ослабления системы государственного контроля;
- низкий уровень доходов населения, что создает достаточное количество бедных людей, что, в свою очередь, создает социальную базу для преступных демонстраций;
- нестабильное состояние кредитной и банковской системы и финансово-денежные потоки, из-за таких факторов, как: высокий "долларизации" российской экономики и недоверия к национальной валюте, нарушение отрасли из бюджета;
- ростом риска бедствий и техногенных аварий, значительных негативных последствий для окружающей среды воздействия;
- достаточно высокий уровень инфляции;
- российский фондовый рынок серьезно зависит от ситуации на мировых рынках нефти и газа.
Внешних угроз, как правило, включают в себя:
- утечка капитала за рубеж (незаконный вывоз капитала за рубеж); - утечку мозгов за рубеж (в настоящее время Россия является крупнейшим поставщиком высококвалифицированных специалистов за рубеж);
- быстро растет зависимость от импорта продуктов питания и товаров народного потребления (на сегодняшний день около 80% российского фармацевтического рынка и более 40% продовольственного рынка составляют импортные товары;
- развитие негативных экономических процессов в разных регионах (Калининградская область, Дальневосточный регион), которые были вызваны и усилены экспансией НАТО и ЕЭС и их отношением к границам России, территориальным притязаниям Японии и продолжающимся ростом китайского населения в Дальневосточном регионе, и которые способствовали распространению и распространению негативных экономических процессов в различных регионах (Калининградская область, Дальневосточный регион).; - Западные компании приобрели российские компании, чтобы вытеснить отечественную продукцию как с внешнего, так и с внутреннего рынка, и, как следствие, завоевали российский внутренний рынок для многих видов потребительских товаров.
Пандемия COVID-19 и усилия по борьбе с ней внесли значительные изменения в работу многих секторов экономики, включая инвестиции. Из-за коронавирусной инфекции мировой валовой внутренний продукт к концу 2020 года снизился на 3 %, согласно расчетам Международного валютного фонда, что нанес значительный ущерб мировой экономике в целом. Это число намного выше, чем в финансовый кризис 2008-2009 годов.
На сегодняшний день прямые инвестиции в Россию сократились более чем в 5 раз, не стоит ожидать этого к концу 2021 года, что ситуация изменится к лучшему, по мнению экспертов, вряд ли достигнет среднего за последние 5 лет [3].
По данным инвестиционной компании Infraone, из-за коронавируса в 2020 году российские социальные компании сократили свои инвестиционные программы на общую сумму 1,7 трлн рублей. [2]. На данный момент рынок восстанавливается, пандемия замедляется и идет на спад. Однако борьба с коронавирусом еще не завершена, и были приняты меры по ее устранению.
По крайней мере, российской экономике придется оправиться от последствий отключения электроэнергии. Государство планирует выделить 846,3 млрд рублей на инвестиционные проекты в 2021-2023 годах на общую сумму 2,658 млрд рублей, это финансирование будет обеспечено в рамках реализации 1,1 тыс. инвестиционных проектов [1].
Пандемия COVID-19 значительно потрясла инвестиционный рынок. В то же время некоторые сектора экономики и бизнеса, в том числе и социального предпринимательства оказались в очень тяжелом положении и пережили серьезную рецессию, в то время как другие, наоборот, процветают и извлекают выгоду из сложившейся ситуации.
Растущая зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе продуктов питания и стратегически важных инженерных компонентов; — дискриминационные меры иностранных государств или организаций во внешнеэкономических отношениях с Россией, особенно в контексте вступления России в ВТО.
В настоящее время в качестве реальной угрозы безопасности российской экономики необходимо выделить такие факторы, как падение производственных мощностей из-за большого износа основных средств, потеря рынков сбыта продукции, относительно низкая конкурентоспособность товаров и услуг, вывоз капитала за рубеж, риск обострения финансового кризиса, низкий уровень жизни населения [3].
В целях обеспечения экономической безопасности государства необходимо разрабатывать и внедрять механизмы и меры экономической политики на федеральном и региональном уровнях. Эти механизмы должны быть направлены на предотвращение экономических угроз Российской Федерации, как внутренних, так и внешних, включая следующие меры:
1. Мониторинг угроз экономической безопасности Российской Федерации. Прогнозирование и мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности, являются основными элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
2. Разработка параметров и стандартов экономической безопасности Российской Федерации. Необходимо тщательно разработать качественные и количественные параметры (пороговые значения) экономического состояния, превышение которых угрожает экономической безопасности государства.
3. Для обеспечения экономической безопасности принять такие меры, как рассмотрение решений по финансово-экономическим вопросам с точки зрения экономической безопасности Российской Федерации.
По нашему мнению, мы придаем большое значение принятию таких мер, как восстановление инвестиционной активности, активизация структурной и промышленной производственной политики, переход российского производства к структурной и технологической реструктуризации, в качестве приоритетной меры по поддержанию экономической безопасности нашей страны.