Статья:

УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ СЛОЖНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Дроздовский К.Д., Гончаров Д.В. УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ СЛОЖНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 14(193). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/193/108802 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ СЛОЖНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Дроздовский Кирилл Денисович
студент, Сибирский институт управления, филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Гончаров Дмитрий Валерьевич
студент, Сибирский институт управления, филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск

 

В настоящее время в качестве реальной угрозы безопасности российской экономики необходимо выделить такие факторы, как падение производственных мощностей из-за большого износа основных средств, потеря рынков сбыта продукции, относительно низкая конкурентоспособность товаров и услуг, вывоз капитала за рубеж, риск обострения финансового кризиса, низкий уровень жизни населения.

Для обеспечения экономической безопасности государства необходимо разработать и внедрить механизмы и меры экономической политики на федеральном и региональном уровнях. Эти механизмы должны быть направлены на предотвращение как внутренних, так и внешних экономических угроз Российской Федерации.

На современном этапе развития человечества многие страны испытывают растущую потребность в экономической безопасности, ведь глобализация сопровождается рядом негативных явлений, угрожающих не только экономической стабильности отдельных компаний, но и экономической стабильности страны в целом.

Экономическая безопасность требует разрешения потенциальных и реальных экономических рисков, угрожающих социально-экономической стабильности государства и отдельных секторов деятельности.

Можно сказать, что в настоящее время российская экономика находится в состоянии стагнации, обостряя кризисные процессы, которые оказывают прямое негативное влияние на социальную сферу, уровень наших соотечественников и качество жизни [1].

Проблемы национальной безопасности нашей страны усугубляются не только глубоким экономическим спадом, но и ростом таких угроз, как: усиление ядерного противостояния, технологические, радиологические и экологические катастрофы, ухудшение военного и оборонного потенциала РФ, критическая зависимость от иностранных товаров и услуг. Государству рекомендовано оперативно выявлять потенциальные экономические опасности; в этом случае может потребоваться только комплекс профилактических мер против непосредственных угроз экономической безопасности. Чтобы не усугублять последствия внешних и внутренних экономических угроз, необходимо как можно быстрее отреагировать и устранить угрозу заранее, прежде чем она приведет к серьезным социально-экономическим потрясениям в обществе.

В этом смысле экономическая безопасность является подсистемой системы национальной безопасности. Национальной безопасности государства угрожает возможность нанесения ущерба территориальной целостности и суверенитету страны, ее внешней и внутренней безопасности, а также конституционным правам и свободам ее граждан.

На национальном уровне экономическая безопасность связана с защитой жизненно важных интересов государства, общества и граждан, программным обеспечением устойчивого развития страны, повышением производительности всех секторов экономики, а также транспортной инфраструктуры, программным обеспечением экономического либерализма и социальной справедливости, повышением уровня жизни населения, предотвращением катастроф на различных уровнях: экологическом, человеческом и промышленном.

Угрозой экономической безопасности государства является потенциальный вред национальной экономике, как в целом, так и во всех секторах, а также высокий риск разрушения социально-экономической стабильности общества [2].

Нынешние угрозы экономической безопасности государства являются как внутренними, так и внешними. Во-первых, внутренние угрозы возникают из-за некоторых факторов, которые оказывают значительное влияние на гражданское общество: финансовые и экономические кризисы, ухудшение уровня и качества жизни населения, межэтнические конфликты и уровень преступности внутри страны [5].

Внутренние угрозы, в общем:

- увеличение распределения государственной собственности;

- криминализация общества и экономики;

- разрушение научно-технического потенциала государства;

- деградация населения и социальных институтов;

- существенное ограничение доступа к среднему и высшему образованию для населения с низким доходом система здравоохранения, что приводит к ухудшению общественного здравоохранения, как физического, так и психического;

- сокращение численности населения, что влечет за собой снижение трудоспособного потенциала страны и увеличение демографической нагрузки на сокращение трудоспособного населения;

- высокая коррупция в российской экономике из - за ослабления системы государственного контроля;

- низкий уровень доходов населения, что создает достаточное количество бедных людей, что, в свою очередь, создает социальную базу для преступных демонстраций;

- нестабильное состояние кредитной и банковской системы и финансово-денежные потоки, из-за таких факторов, как: высокий "долларизации" российской экономики и недоверия к национальной валюте, нарушение отрасли из бюджета;

- ростом риска бедствий и техногенных аварий, значительных негативных последствий для окружающей среды воздействия;

- достаточно высокий уровень инфляции;

- российский фондовый рынок серьезно зависит от ситуации на мировых рынках нефти и газа.

Внешних угроз, как правило, включают в себя:

- утечка капитала за рубеж (незаконный вывоз капитала за рубеж); - утечку мозгов за рубеж (в настоящее время Россия является крупнейшим поставщиком высококвалифицированных специалистов за рубеж);

- быстро растет зависимость от импорта продуктов питания и товаров народного потребления (на сегодняшний день около 80% российского фармацевтического рынка и более 40% продовольственного рынка составляют импортные товары;

- развитие негативных экономических процессов в разных регионах (Калининградская область, Дальневосточный регион), которые были вызваны и усилены экспансией НАТО и ЕЭС и их отношением к границам России, территориальным притязаниям Японии и продолжающимся ростом китайского населения в Дальневосточном регионе, и которые способствовали распространению и распространению негативных экономических процессов в различных регионах (Калининградская область, Дальневосточный регион).; - Западные компании приобрели российские компании, чтобы вытеснить отечественную продукцию как с внешнего, так и с внутреннего рынка, и, как следствие, завоевали российский внутренний рынок для многих видов потребительских товаров.

Пандемия COVID-19 и усилия по борьбе с ней внесли значительные изменения в работу многих секторов экономики, включая инвестиции. Из-за коронавирусной инфекции мировой валовой внутренний продукт к концу 2020 года снизился на 3 %, согласно расчетам Международного валютного фонда, что нанес значительный ущерб мировой экономике в целом. Это число намного выше, чем в финансовый кризис 2008-2009 годов.

На сегодняшний день прямые инвестиции в Россию сократились более чем в 5 раз, не стоит ожидать этого к концу 2021 года, что ситуация изменится к лучшему, по мнению экспертов, вряд ли достигнет среднего за последние 5 лет [3].

По данным инвестиционной компании Infraone, из-за коронавируса в 2020 году российские социальные компании сократили свои инвестиционные программы на общую сумму 1,7 трлн рублей. [2]. На данный момент рынок восстанавливается, пандемия замедляется и идет на спад. Однако борьба с коронавирусом еще не завершена, и были приняты меры по ее устранению.

По крайней мере, российской экономике придется оправиться от последствий отключения электроэнергии. Государство планирует выделить 846,3 млрд рублей на инвестиционные проекты в 2021-2023 годах на общую сумму 2,658 млрд рублей, это финансирование будет обеспечено в рамках реализации 1,1 тыс. инвестиционных проектов [1].

Пандемия COVID-19 значительно потрясла инвестиционный рынок. В то же время некоторые сектора экономики и бизнеса, в том числе и социального предпринимательства оказались в очень тяжелом положении и пережили серьезную рецессию, в то время как другие, наоборот, процветают и извлекают выгоду из сложившейся ситуации.

Растущая зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе продуктов питания и стратегически важных инженерных компонентов; — дискриминационные меры иностранных государств или организаций во внешнеэкономических отношениях с Россией, особенно в контексте вступления России в ВТО.

В настоящее время в качестве реальной угрозы безопасности российской экономики необходимо выделить такие факторы, как падение производственных мощностей из-за большого износа основных средств, потеря рынков сбыта продукции, относительно низкая конкурентоспособность товаров и услуг, вывоз капитала за рубеж, риск обострения финансового кризиса, низкий уровень жизни населения [3].

В целях обеспечения экономической безопасности государства необходимо разрабатывать и внедрять механизмы и меры экономической политики на федеральном и региональном уровнях. Эти механизмы должны быть направлены на предотвращение экономических угроз Российской Федерации, как внутренних, так и внешних, включая следующие меры:

1. Мониторинг угроз экономической безопасности Российской Федерации. Прогнозирование и мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности, являются основными элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

2. Разработка параметров и стандартов экономической безопасности Российской Федерации. Необходимо тщательно разработать качественные и количественные параметры (пороговые значения) экономического состояния, превышение которых угрожает экономической безопасности государства.

3. Для обеспечения экономической безопасности принять такие меры, как рассмотрение решений по финансово-экономическим вопросам с точки зрения экономической безопасности Российской Федерации.

По нашему мнению, мы придаем большое значение принятию таких мер, как восстановление инвестиционной активности, активизация структурной и промышленной производственной политики, переход российского производства к структурной и технологической реструктуризации, в качестве приоритетной меры по поддержанию экономической безопасности нашей страны.

 

Список литературы:
1. Асаул В. В., Кощеев В. А., Цветков Ю. А. Оценка экономической безопасности РФ в условиях цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. 2020. № 1. С. 533–547.
2. Белова И.С., Валиева О.Н. Инвестиционные проекты в условиях COVID-19  // Вестник. – 2021 - №3. – С.36-39
3. Габалова Е. Б., Тегетаева О. Р. Формирование и развитие экономики России на современном этапе// Modern Science. 2021. № 6–2. С. 42–44 .
4. Гильманова Д. Р. Экономическая безопасность страны: анализ современных тенденций экономического развития // Экономика и парадигма нового времени. 2020. № 4. С. 10–17. 
5. Коровкин В. В. Национальные программы цифровой экономики РФ // Ars Administrandi. 2021. № 1. С. 151–175. DOI: 10.17072/2218-9173-2019-1-151-175. 
6. Кукла М. П. Экономическая безопасность  в РФ // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. № 2. С. 148–151.
7. Юмаев Е. А. Экономическая безопасность: зарубежные тенденции и вызовы для России // Журнал экономической теории. 2021. № 2. С. 181–185