СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
Аннотация. В статье рассматривается опытно-практическая работа социально-педагогической деятельности по формированию семейных ценностей средствами искусства. Приводятся эмпирические показатели и сравнение начальной и итоговой диагностики. Кратко представлена программа формирующего этапа.
Ключевые слова: диагностика, младший школьник, семейные ценности, искусство, программа.
В начальной школе формируются нравственные ценности личности, в том числе традиционные семейные ценности, а уже в последующие годы лишь развиваются и корректируются. Поэтому, для социального педагога очень важно правильно выстроить свою деятельность по формированию у ребёнка нравственных представлений и традиционных семейных ценностей, которые отчасти обусловлены качеством воспитательной работы педагога с учащимися и их родителями.
Значимое место в формировании семейных ценностей у младших школьников являются предметы искусства. Искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. Занятия литературой, музыкой, изобразительным искусством могут быть содержательно настроенными на включение личности школьника в процесс освоения семейных ценностей через эмоционально-образное восприятие и переживание художественных образов.
Формированию ценностных ориентаций школьников в искусстве способствует понимание ими того, насколько правильно использованы художником выразительные средства того или иного его вида, взаимосвязь искусства с личностью, ее духовными запросами, эмоциональными предпочтениями и практическим опытом.
Для решения вопросов формирования семейных ценностей у учащихся младших классов, нами была проведена опытно-экспериментальная работа.
Экспериментальная работа проходила на базе Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №40 г. Волгограда. В эксперименте принимали участие ученики 4 «В» класса – 20 человек.
Для определения уровня сформированности общих и личных семейных ценностей, мы провели диагностику основных критериев: личные - эмоциональный и когнитивный критерии, общий: познавательный, мотивационно-потребностный, деятельностно-поведенческий критерии.
Для диагностики формирования семейных ценностей у младших школьников были изучены методики, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
«Диагностическая карта исследования»
Критерий |
Методика |
Общие |
|
Познавательный критерий |
Диагностическое задание «Семья» (автор Е.Н. Бородина). |
Мотивационно-потребностный критерий |
Диагностическое задание «Семейные события» (автор Е.Н. Бородина). |
Деятельностно-поведенческий критерий |
Диагностическое задание «Что я знаю о мире своей семьи и мире вокруг меня?» (автор Е.Н. Бородина). |
Личные |
|
Эмоциональный |
Методика детская «Завершение предложения» (вариант В. Михала). |
Когнитивный |
Анкета «Я и моя семья» (автор Р.В.Овчарова). |
Для выявления исходного уровня сформированности семейных ценностей у младших школьников, на констатирующем этапе нами были проведены диагностические задания по отобранным диагностическим методикам.
После проведения диагностического исследования был проведён анализ полученных данных. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
«Результаты проведенного исследования»
Познавательный критерий |
|||
Количество детей |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
20 |
6 |
10 |
4 |
100% |
30% |
50% |
20% |
Мотивационно-потребностный критерий |
|||
Количество детей |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
20 |
4 |
13 |
3 |
100% |
20% |
65% |
15% |
Деятельностно-поведенческий критерий |
|||
Количество детей |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
20 |
6 |
11 |
3 |
100% |
30% |
55% |
15% |
Эмоциональный критерий |
|||
Количество детей |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
20 |
16 |
3 |
1 |
100% |
80% |
15% |
5% |
Когнитивный критерий |
|||
Количество детей |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
20 |
11 |
8 |
1 |
100% |
55% |
40% |
5% |
Полученные нами данные, в результате диагностики, позволяют сделать вывод о среднем уровне сформированности семейных ценностей у младших школьников 10-11 лет. Показатели, полученные нами в ходе исследования не высокие, но и не низкие.
В процессе исследования, при выполнении диагностических заданий с материалами изобразительного искусства у детей отмечался повышенный интерес, большая вовлеченность в задание, быстрее идут на контакт.
Таким образом, основываясь на полученных результатах, мы разработали и апробировали программу социально-педагогической деятельности по формированию семейных ценностей у младших школьников средствами искусства.
Цель программы: Способствовать формированию семейных ценностей средствами искусства.
Задачи программы:
1. Воспитание школьников с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи. Воспитание интереса и уважения к культурным традициям и семейным ценностям.
2. Формирование у учащихся представлений о семье, семейных традициях, семейных ценностей, получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях).
3. Предоставление учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности, ориентированных на семейные и общечеловеческие ценности, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье, воспитывать уважение к старшему поколению, укреплять преемственность между поколениями.
Основные виды деятельности: игровой, познавательный, художественно-творческий, чтение.
Формы занятий: игры, просмотр мультфильмов, спектаклей, презентаций, нравственные беседы, прослушивание и пение песен, творческая мастерская.
Планируемые результаты:
1. Воспитание интереса и уважения к культурным традициям и семейным ценностям;
2. Знание понятий: «Семья», «Семейные ценности», «Любовь, «Забота» и т. п.;
3. Формировать почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
4. Развить умение общаться в семье, социуме;
5. Школьники будут иметь элементарные представления: об институте семьи, о правах и обязанностях членов семьи, о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями.
Данная программа рассчитана на учащихся младшего звена. В программу входят 9 занятий продолжительностью 40 минут.
В программе были применены такие виды искусств: Живопись, Кино, Скульптура, Театр, Музыка, Декоративно-прикладное искусство, Фотография, Литература.
После завершения программы была проведена итоговая диагностика на уровень сформированности семейных ценностей у младших школьников.
Диагностика проводилась по двум методикам:
1. Методика детская «Завершение предложения» (вариант В. Михала).
2. Анкета «Я и моя семья» (автор Р. В. Овчарова).
В результате проведенной диагностики были выявлены результаты, которые приведены в (Табл. 3).
Таблица 3
«Результаты итоговой диагностики»
«Завершение предложения» |
|||
Количество детей |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
20 |
19 |
1 |
0 |
100% |
95% |
5% |
0% |
«Я и моя семья» |
|||
Количество детей |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
20 |
20 |
0 |
0 |
100% |
100% |
0% |
0% |
При сравнении начальной и итоговой диагностики в сформированности семейных ценностей у младших школьников мы видим значительные изменения в показателях:
В методике детской «Завершение предложения» (вариант В. Михала) уровень сформированности повысился. Высокий уровень был у 16 (80%) школьников, стал у 19 (95%), средний уровень был у 3 (15%), стал только у 1 (5%) школьника, низкий уровень не имеет ни один школьник.
В анкете «Я и моя семья» (автор Р. В. Овчарова), так же, повысился уровень знаний у учащихся. Высокий уровень был у 11 (55%), средний у 8(40%) и у 1 (5%) детей, теперь высокий уровень имеют все 20 (100%) школьников.
Таким образом, исходя, из результатов проведенной диагностики можно сказать об успешности проведённой программы по социально-педагогической деятельности по формированию семейных ценностей у младших школьников средствами искусства. Результаты опытно-практической работы полностью подтвердили актуальность выбранной нами темы исследования, правильность выдвинутой гипотезы, а так же рациональность использованных методов и приёмов социально-педагогического воздействия.