Статья:

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Каращук Н.С. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 14(193). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/193/109151 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

Каращук Наталья Сергеевна
студент Волгоградского государственного социально-педагогического университета, РФ, г. Волгоград
Мироненко Инга Вячеславовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент Волгоградского государственного социально-педагогического университета, РФ, г. Волгоград

 

Аннотация. В статье рассматривается опытно-практическая работа социально-педагогической деятельности по формированию семейных ценностей средствами искусства. Приводятся эмпирические показатели и сравнение начальной и итоговой диагностики. Кратко представлена программа формирующего этапа.

 

Ключевые слова: диагностика, младший школьник, семейные ценности, искусство, программа.

 

В начальной школе формируются нравственные ценности личности, в том числе традиционные семейные ценности, а уже в последующие годы лишь развиваются и корректируются. Поэтому, для  социального педагога очень важно правильно выстроить свою деятельность по формированию у ребёнка нравственных представлений и традиционных семейных ценностей, которые отчасти обусловлены качеством воспитательной работы педагога с учащимися и их родителями.

Значимое место в формировании семейных ценностей у младших школьников являются предметы искусства. Искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. Занятия литературой, музыкой, изобразительным искусством могут быть содержательно настроенными на включение личности школьника в процесс освоения семейных ценностей через эмоционально-образное восприятие и переживание художественных образов.

Формированию ценностных ориентаций школьников в искусстве способствует понимание ими того, насколько правильно использованы художником выразительные средства того или иного его вида, взаимосвязь искусства с личностью, ее духовными запросами, эмоциональными предпочтениями и практическим опытом.

Для решения вопросов формирования семейных ценностей у учащихся младших классов, нами была проведена опытно-экспериментальная работа.

Экспериментальная работа проходила на базе Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №40 г. Волгограда. В эксперименте принимали участие ученики 4 «В» класса – 20 человек.

Для определения уровня сформированности общих и личных семейных ценностей, мы провели диагностику основных критериев: личные - эмоциональный и когнитивный критерии, общий: познавательный, мотивационно-потребностный, деятельностно-поведенческий критерии.

Для диагностики формирования семейных ценностей у младших школьников были изучены методики, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

«Диагностическая карта исследования»

Критерий

Методика

Общие

Познавательный критерий

Диагностическое задание «Семья» (автор Е.Н. Бородина).

Мотивационно-потребностный критерий

Диагностическое задание «Семейные события» (автор Е.Н. Бородина).

Деятельностно-поведенческий критерий

Диагностическое задание «Что я знаю о мире своей семьи и мире вокруг меня?» (автор Е.Н. Бородина).

Личные

Эмоциональный

Методика детская «Завершение предложения» (вариант В. Михала).

Когнитивный

Анкета «Я и моя семья» (автор Р.В.Овчарова).

 

Для выявления исходного уровня сформированности семейных ценностей у младших школьников, на констатирующем этапе нами были проведены диагностические задания по отобранным диагностическим методикам.

После проведения диагностического исследования был проведён анализ полученных данных. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

 «Результаты проведенного исследования»

Познавательный критерий

Количество детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

20

6

10

4

100%

30%

50%

20%

Мотивационно-потребностный критерий

Количество детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

20

4

13

3

100%

20%

65%

15%

Деятельностно-поведенческий критерий

Количество детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

20

6

11

3

100%

30%

55%

15%

Эмоциональный критерий

Количество детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

20

16

3

1

100%

80%

15%

5%

Когнитивный критерий

Количество детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

20

11

8

1

100%

55%

40%

5%

 

Полученные нами данные, в результате диагностики, позволяют сделать вывод о среднем уровне сформированности семейных ценностей у младших школьников 10-11 лет. Показатели, полученные нами в ходе исследования не высокие, но и не низкие.

В процессе исследования, при выполнении диагностических заданий с материалами изобразительного искусства у детей отмечался повышенный интерес, большая вовлеченность в задание, быстрее идут на контакт.

Таким образом, основываясь на полученных результатах, мы разработали и  апробировали программу  социально-педагогической деятельности по формированию семейных ценностей у младших школьников средствами искусства.

Цель программы: Способствовать формированию семейных ценностей средствами искусства.

Задачи программы:

1. Воспитание школьников с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи. Воспитание  интереса и уважения к культурным традициям и семейным ценностям.

2. Формирование у  учащихся  представлений о семье, семейных традициях, семейных ценностей, получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях).

3. Предоставление учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности, ориентированных на семейные и общечеловеческие ценности,  расширение опыта позитивного взаимодействия в семье, воспитывать уважение к старшему поколению, укреплять преемственность между поколениями.

Основные виды деятельности: игровой, познавательный, художественно-творческий, чтение.

Формы занятий: игры, просмотр мультфильмов, спектаклей, презентаций, нравственные беседы, прослушивание и пение песен, творческая мастерская.

Планируемые результаты:

1. Воспитание интереса и уважения к культурным традициям и семейным ценностям;

2. Знание понятий: «Семья», «Семейные ценности», «Любовь, «Забота» и т. п.;

3. Формировать почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

4. Развить умение общаться в семье, социуме;

5. Школьники будут иметь элементарные представления: об институте семьи, о правах и обязанностях членов семьи, о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями.

Данная программа рассчитана на учащихся младшего звена. В программу входят 9 занятий продолжительностью 40 минут.

В программе были применены такие виды искусств: Живопись, Кино, Скульптура, Театр, Музыка, Декоративно-прикладное искусство, Фотография, Литература.

После завершения программы была проведена итоговая диагностика на уровень сформированности семейных ценностей у младших школьников.

Диагностика проводилась по двум методикам:

1. Методика детская «Завершение предложения» (вариант В. Михала).

2. Анкета «Я и моя семья» (автор Р. В. Овчарова).

В результате проведенной диагностики были выявлены результаты, которые приведены в (Табл. 3).

Таблица 3

«Результаты итоговой диагностики»

«Завершение предложения»

Количество детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

20

19

1

0

100%

95%

5%

0%

«Я и моя семья»

Количество детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

20

20

0

0

100%

100%

0%

0%

 

При сравнении начальной и итоговой диагностики в сформированности семейных ценностей у младших школьников мы видим значительные изменения в показателях:

В методике детской «Завершение предложения» (вариант В. Михала) уровень сформированности повысился. Высокий уровень был у 16 (80%) школьников, стал у 19 (95%), средний уровень был у 3 (15%), стал только у 1 (5%) школьника, низкий уровень не имеет ни один школьник.

В анкете «Я и моя семья» (автор Р. В. Овчарова), так же, повысился уровень знаний у учащихся. Высокий уровень был у 11 (55%), средний у 8(40%) и у 1 (5%)  детей, теперь высокий уровень имеют все 20 (100%) школьников.

Таким образом, исходя, из результатов проведенной диагностики можно сказать об успешности проведённой программы по социально-педагогической деятельности по формированию семейных ценностей у младших школьников средствами искусства. Результаты опытно-практической работы полностью подтвердили актуальность выбранной нами темы исследования, правильность выдвинутой гипотезы, а так же рациональность использованных методов и приёмов социально-педагогического воздействия.

 

Список литературы:
1. Бородина Елена Николаевна - Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно-игровой деятельности // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-i-patrioticheskoe-vospitanie-detey-v-period-detstva-v-hudozhestvenno-igrovoy-deyatelnosti (дата обращения: 08.03.2022)
2. Бородина Елена Николаевна - Культуроцентрический подход в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2014. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturotsentricheskiy-podhod-v-nravstvenno-patrioticheskom-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 08.03.2022)
3. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: методическое пособие. – Ангарск – Иркутск: УМЦ РСО, 2017. – 104 с.
4. Образовательная социальная сеть - https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/05/13/anketa-ya-i-moya-semya (дата обращения: 31.03.2022)
5. Искусство // Википедия. [2021]. Дата обновления: 24.12.2021. URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=10259&oldid=118831843 (дата обращения: 24.12.2021).