Статья:

ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА IOSA (IATA OPERATIONAL SAFETY AUDIT) С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Клепиков М.С. ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА IOSA (IATA OPERATIONAL SAFETY AUDIT) С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 15(194). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/194/109631 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА IOSA (IATA OPERATIONAL SAFETY AUDIT) С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Клепиков Михаил Сергеевич
магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации РФ, г. Санкт-Петербург
Костылев Анатолий Георгиевич
научный руководитель,

 

Аннотация. Аудит эксплуатационной безопасности, оценка систем оперативного управления и контроля авиакомпании, система управления безопасностью полетов, стандарты и рекомендованные процедуры IOSA, организационная структура и система управления, летная эксплуатация ВС, программа оценки безопасности иностранных ВС.

 

Ключевые слова: аудит, безопасность полетов, стандарты и рекомендованные практики, летная эксплуатация, воздушное судно, ICAO, IATA, IOSA.

 

Программа IATA Operational Safety Audit (IOSA) - это международно признанная и принятая система контроля, предназначенная для оценки систем оперативного управления и менеджмента авиакомпании. Аудит IOSA создает стандарт, который применяется во всем мире и позволяет максимизировать совместное использование аудиторских отчетов. Это сэкономило отрасли более 6400 избыточных аудитов и продолжает приводить к значительной экономии времени и средств для авиакомпаний-участников IOSA.

Все члены IATA зарегистрированы в IOSA и должны оставаться зарегистрированными для поддержания членства в IATA. Однако, развитие программы IOSA вывело аудит на мировые стандарты, признанные далеко за пределами членства в IATA. По состоянию на июнь 2020 года 139 (32%) из 437 авиакомпаний, включенных в реестр IOSA, не являются авиакомпаниями-членами IATA.

Прохождение аудита IOSA дает авиапредприятию ряд несомненных преимуществ. Поскольку код-шеринговые соглашения между эксплуатантами воздушных судов требуют единых стандартов качества как по предоставляемому сервису обслуживания при перелетах воздушных судов, так и уровня эксплуатационной безопасности, такие договоры требуют множественных взаимных проверок для подтверждения высокого качества предоставляемой услуги. Большие денежные и временные издержки потребовали создания единого аудита, которым и является IOSA. Результатами деятельности программы IOSA пользуются все компании, работающие в сфере воздушных перевозок, что позволяет отказаться от дополнительных издержек, связанных с взаимными проверками.

Стандарт IOSA одинаков для всех предприятий авиационной отрасли, это и гарантирует единый уровень обслуживания и безопасности полетов в соответствии со стандартами ICAO, взятыми за основу стандартов IOSA при их разработке. Эти международные стандарты применяются во всех государствах- членах ICAO. Российские авиапредприятия обязаны выполнять стандарты ICAO, так как российские воздушные законы разработаны на основе международного законодательства или дополняют его; что указанно в 37 статье чикагской конвенции о международной гражданской авиации. IOSA не имеет целью заменить функции регулирующего надзора, но может быть его существенным дополнением.

Следовательно, перед IOSA стоят две главные цели: повышение эксплуатационной безопасности авиакомпании; а также устранение излишних проверок, денежных и временных издержек авиакомпаний, при проверке работы иных предприятий, предоставляющих наземное обслуживание или перевозку по код-шеринговым соглашениям.

Программа аудита это узнаваемая и признаваемая во всем мире система оценки и она гарантирует, что каждый аудит будет проводится по заданной схеме и обязательно даст требуемый достоверный результат.

Наилучшим свидетельством безопасности операционной деятельности авиапредприятия для отраслевого сообщества является включение его в реестр IOSA. Для наибольшего количества авиапредприятий подобная репутация уже может стать ключевой целью. Дополнительными бонусами могут стать партнерское отношения с крупнейшими авиакомпаниями и альянсами, включая код- шеринговые соглашения. Прохождение аудита IOSA позволяет поддерживать в реестре последние данные по безопасности на всех участников программы.

На протяжении длительного времени IATA постоянно пересматривает и вносит поправки в содержание руководства IOSA так, чтобы оно соответствовало современным требованиям и текущим потребностям отрасли. При проведении проверки используются стандарты и рекомендованные процедуры, описанные в актуальном Руководстве по стандартам IOSA, он и применяются в качестве основы при оценке эксплуатанта, в рамках Программы IOSA.

Основой обеспечения высокого уровня безопасности является: «Стратегия безопасности шести пунктов». Это комплексный подход для определения организационных, операционных и возникающих проблем безопасности. Он был создан в тесном сотрудничестве с авиакомпаниями-членами и стратегическими партнерами через Группу безопасности IATA и Операционный комитет.

Стратегия сосредоточена в шести ключевых областях:

  1. Потеря управления в полете- Loss of Control In-flight (LOC-I)
  2. Столкновение с землей в управляемом полете- Controlled Flight Into Terrain (CFIT)
  3. Наземная и навигационная безопасность- Runway Safety
  4. Система управления полетом- Flight Management System 
  5. Безопасность в салоне самолета- Cabin Safety
  6.  Контроль усталостью и утомляемостью экипажей- Fatigue

Рассмотренная стратегия безопасности шести пунктов является лишь основой для создания полного и всеобъемлющего аудита IOSA, который последовательно внедряется во все отрасли выполнения полетов.

IOSA способствует укреплению безопасности полетов и приводит к генеративной системе безопасности на производстве. Авиакомпании, которые на практике применяют стандарты IOSA, значительно расширили свои возможности по обеспечению эксплуатационной безопасности и эффективности полетов, более того авиаперевозчики получают очень существенные преимущества от наличия доступа к материалам аудитов IOSA.

Перечисляя выгоды, получаемые авиакомпаниями от прохождения IOSA, также стоит отметить то, что Эксплуатант, прошедший аудит, получает членство в IATA, ощутимо сокращаются затраты и ресурсы на проверку авиакомпаний властями за счет исключения избыточных проверяющих процедур вследствие повсеместного признания результатов аудита IOSA. Аудит проводится с использованием стандартизованного формата проверок, включая единый чек- лист и непрерывно совершенствуется в соответствие с изменениями в авиационной отрасли. С момента внесения в реестр IOSA ни у одной авиакомпании не было катастроф.

Система IOSA является хорошим и актуальным базисом для разработки действительно эффективной Системы управления безопасностью полетов, особенно полезной для тех авиакомпаний, которые воспринимают IOSA как способ оценить, насколько продуманно и комплексно обеспечивается безопасность во всех процессах авиакомпании: как идентифицируются, оцениваются и минимизируются риски, как осуществляется управление рисками, как применяются другие фундаментальные технологии повышения безопасности полетов.