Статья:

ТИП КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(195)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Якубчик А.С. ТИП КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 16(195). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/195/110269 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТИП КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Якубчик Анастасия Сергеевна
студент, Белорусский государственный экономический университет Беларусь, г. Минск
Лемеш Валентина Николаевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет Беларусь, г. Минск

 

Перспективы развития аудиторской деятельности в Республике Беларусь связаны с гармонизацией законодательства в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза [2].  По информации Министерства финансов Республики Беларусь по состоянию на 31 декабря 2021 года аудиторскую деятельность осуществляют 71 аудиторская организация (на 31 декабря 2020 года – 73 аудиторских организаций). Всего в реестре Национального банка Республики Беларусь зарегистрировано 1321 аудиторов (на 31 декабря 2020 года – 1350 аудиторов). Аудит занял 48 % оказанных услуг, еще 50 % пришлись на профессиональные услуги и оставшиеся 2% на иные услуги [1]. Аудиторскими услугами за прошлый год воспользовались 5044 организации.

По результатам аудита в 2313 организациях обнаружены недочеты порядка ведения бухгалтерского учета, в 1604 — налогового законодательства.

За 2021 год 71 аудиторскими организациями оказано услуг на сумму 97654 тыс. руб. (за аналогичный период прошлого года 73 аудиторскими организациями было оказано услуг на сумму 88706 тыс. руб.) [1].

К организациям, которые признаны Национальным банком Республики Беларусь соответствующими предъявляемым требованиям для проведения аудита отчетности банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп и банковских холдингов, относятся PWC, KPMG, Ernst&Young, Deloitte, ООО «ФБК-Бел» и ООО «БДО».

В таблице ниже предоставлена сопоставимая информация для 20 самых крупных организаций за 2021 год.

Таблица 1.

Рейтинг аудиторских организаций по объему оказанных аудиторских услуг за 2021 г., бел. руб.

Название компании

Объем выручки по оказанным услугам за 2021 г.

1

ООО «КПМГ»

12 163 414

2

ООО «БДО»

4 899 600

3

ООО «Бейкер Тилли Бел»

3 859 302

4

ООО «Грант Торнтон»

3 563 509

5

ООО « РСМ БелАудит»

2 141 152

6

ООО «ФБК-Бел»

2 063 668

7

ООО «АСБ Консалт»

1 592 375

8

ООО «Белросаудит»

1 445 606

9

ООО «ЮЭйчУай Бизнес-Коллегия»

800 600

10

ООО «БелАудитАльянс»

755 320

11

ОДО «ПрофАудиКонсалт»

683 135

12

ООО «Приватаудит»

565 065

13

ООО «ФинЭкспертиза-БелАудит»

534 343

14

ООО «Юрисаудит»

510 198

15

ООО «АудитКомСервис»

501 371

16

ООО «АудитБизнесКонсалт»

486 005

17

ЗАО «МастерАудит и Консультации»

482 217

18

ООО "ВЕДАудит"

479 932

19

ООО «АудитПлюс»

476 223

20

ОДО «КлассАудит»

433 201

Примечание – Источник [3]

 

Как можно отметить, половина рынка поделена между несколькими крупнейшими компаниями, такими как «КПМГ», «БДО», ООО «Бейкер Тилли Бел» и некоторые другие. Однако вторая половина рынка представлена большим количеством организаций, которые получают примерно одинаковую выручку. Поэтому можно прийти к выводу о том, что конкурентный тип рынка неоднородный: организации-лидеры представляют собой олигополию, занимая чуть больше чем половину рынка и создавая область высокой концентрации; а остальная часть аудиторских компаний представляет собой рынок монополистической конкуренции, поскольку имеет незначительные отличия в предоставляемых услугах (в данном случае это может быть вид предоставляемой конечной документации и скорость ее подготовки) и сопоставимый объем выручки.

В таком случае возможно два вида поведения фирм на рынке:

  1. Лидирующие на рынке – международные компании, имеющие хорошую репутацию и гарантирующие качество своих услуг – работают с клиентами, которые готовы платить более высокую цену за качество. В таком случае более мелкие фирмы, которые не могут обеспечить того же, за счет ценовой конкуренции работают с клиентами, которых устраивает цена ниже заявленной лидерами, и их устраивает тот уровень предоставления услуг, который обеспечивают более мелкие фирмы.
  2. Ситуация на рынке может говорить о присутствии так называемого «зонтика цен»: когда фирмы-лидеры устанавливают цену на рынке, основываясь на более высоких значениях рентабельности, остальные компании – ценополучатели – подстраивают свой объем предоставляемых услуг под данную цену. Хотя качество товара или услуги фирм-последователей может быть несколько ниже, чем у фирмы-лидера, благодаря эффекту репутации доминирующей фирмы фирмы-последователи обеспечивают сбыт своим услугам.

Точную информацию о поведении на рынке можно получить только зная рыночные цены. Но сведения о стоимости предоставляемых услуг на рынке аудиторских услуг является конфиденциальной, и нам остается только строить свои предположения.

Для данного рынка характерны следующие барьеры входа/выхода:

  • Лимитирующее ценообразование: компании будут стараться рассчитывать спрос на рынке и устанавливать минимально возможную цену, учитывая свои издержки, чтобы риски банкротства на начальном этапе для новой организации были максимально возможными;
  • Долгосрочные контракты: поиск специалиста для проведения аудита для фирмы связан с некоторыми рисками, поэтому, скорее всего, если фирму устроят предоставленные услуги, то она обратиться опять именно в эту аудиторскую компания. В такой ситуации залог успеха аудиторской компании – это качество предоставленных услуг.
  • Данный барьер заключен в преимуществе крупных фирм в издержках. Средняя величина добавленной стоимости на одного рабочего в крупной фирме будет значительно больше соответствующего показателя мелкой компании, предоставляющей аудиторские услуги.
  • Диверсификация деятельности: как правило, крупные фирмы отрасли постоянно расширяют список своих услуг: кроме аудиторских проверок ими может проводиться консультации по вопросам налогообложения, бухгалтерские проверки, сопровождение договоров и т.д. Фирмы с широким спектром предоставляемых услуг являются серьезными конкурентами, с ними сложнее конкурировать, а потому они и являются барьером входа на рынок.
  • Низкие темпы роста спроса: на данный момент, согласно законодательству Республики Беларусь, существуют такие организации, где аудит должен проводиться обязательно, остальные же фирмы могут проводить его по желанию для проверки своей документации. В таких условиях можно сказать о том, что действующим фирмам объемы спроса известны, а рост темпов увеличения спроса на рынке не ожидается – такая ситуация сама по себе является барьером для входа на рынок, так как новая фирма не сможет найти «своего» потребителя.
  • Институциональные барьеры: к ним можно отнести различные законодательные акты и постановления, диктующие некоторые условия для существования аудиторских организаций: они могут быть связаны с разработкой и построением правил аудиторских компаний, аттестацией работников, с издержками на создание и регистрацию организации, необходимостью юридической консультации для создания фирмы и многое другое.

Географически рынок аудиторских услуг может быть неограниченным. Благодаря переходу на международные стандарты финансовой отчетности и возможности аутсорсинга, аудиторская организация может предоставлять свои услуги любой заинтересованной фирме в любой точке земного шара.

Что касается услуг – субститутов, то в данной отрасли их нет. Аудиторское заключение нельзя заменить другим документом, поскольку эта услуга является специфичной по своей природе. Единственным сравнением может быть внутренний аудит или определенные регуляторы деятельности внутри самой фирмы, однако данные примеры не являются услугами, предоставляемыми рынком.

На основании вышеперечисленных данных можно сделать вывод о существовании на рынке аудиторских услуг Республики Беларусь нескольких крупных организаций, имеющих рыночную власть, занимающих значительную долю рынка и определяющих вектор развития рынка. Также на рынке аудиторских услуг существуют более мелкие организации-последователи, которые являются основными конкурентами для новых входящих организаций на данный рынок. Следовательно, приход на рынок новых аудиторских организаций достаточно затруднен, поскольку крупные компании-заказчики предпочтут хорошо зарекомендованную на рынке аудиторскую организацию. В виду значительных барьеров входа, мелким организациям необходимо совершенствовать качество аудиторских услуг, повышать квалификацию работников, осуществлять деятельность в соответствии с международными стандартами бухгалтерской и финансовой отчетности для того, чтобы иметь способность конкурировать с международными лидерами-гигантами.

 

Список литературы:
1. Итоги аудиторской деятельности за 2021 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://surl.li/bvacy. – Дата доступа: 19.04.2022.
2. Лемеш, В.Н. Контроль и аудит : учебное пособие / В. Н. Лемеш. – 4-е изд., перераб. и доп. – Минск : Амалфея, 2022. – 316 с.
3. Петрович, И. Рейтинг аудиторских организаций 2021 / И. Петрович // Главный бухгалтер. – 2022. – №14 (4) – С. 90 – 94.