ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)
ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
EMPLOYMENT AND UNEMPLOYMENT IN THE MODERN RUSSIAN ECONOMY
Amin Rustamov
Student, Department of Economic Theory and Entrepreneurship, South-Russian Institute of Management - branch of RANEPA, Russia, Rostov-on-Don
Pyotr Vasiliev
Academic Supervisor, Doctor of Economics Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Economic Theory and Entrepreneurship, South Russian Institute of Management - branch of RANEPA, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. В статье рассматривается уровень занятости и безработицы в современных условиях российской федерации, меры по поддержке занятых и безработных слоев населения, способы сокращения безработицы и сохранения кадрового потенциала с помощью осуществления программ социально-экономической политики.
Abstract. the article discusses the level of employment and unemployment in the current conditions of the russian federation, measures to support the employed and unemployed segments of the population, ways to reduce unemployment and preserve human resources through the implementation of socio-economic policy programs.
Ключевые слова: современная Россия, рынок труда, безработица, занятость, социально-экономическая политика.
Keywords: theory of consumer behavior, market, methods of consumer behavior research, consumer motivation.
Проблема занятости, а точнее преодоление безработицы, находится во внимании многих стран, в том числе и Российской Федерации. Она является не только составляющей экономики и одним из индикаторов экономического роста, но и социальным фактором, определяющим уровень социального благосостояния населения и уровень доходов. Регулирование рынка труда находится во внимании государственных органов Российской Федерации. Поэтому, в основе проведения социально-экономической политики страны лежит тенденция к борьбе с безработицей и увеличения уровня занятого населения путем проведения предупреждающих мероприятий, представляющих собой программы социальных реформ, усовершенствующих механизм регулирования рынка труда.
В истории становления и развития российского рынка труда наблюдается несколько достаточно крупных этапов, разделенных экономическими потрясениями и кризисами.
Первый этап начался в 1991 году вместе с началом глубочайших трансформационных шоков (шоковой терапии экономики) и продлился вплоть до 1998 года. Этот этап характеризуется монотонным снижением занятости, резким падением цены труда, уменьшением рабочего времени и активным использованием нестандартных инструментов адаптации.
Второй этап продлился с 1999 по 2008 года, где развитие рынка труда происходило на фоне подъема экономики – умеренное восстановление занятости, постепенный выход из трансформационных тенденций, рост реальной заработной платы.
Третий этап продолжался с начала экономического кризиса второй половины 2008 года до начала нового кризиса в 2014-2015 годах, где наблюдается резкий подъем занятости в 2009 году и монотонное ее снижение вплоть до 2014 года.
Четвертый этап продолжался с потрясения российской экономики 2014 года до начала 2020 года.
Однако экономическая ситуация в марте и апреле в связи с ограничительными мерами и распространением коронавируса, а также падением цен на нефть оказала сильное влияние на российский рынок труда с начала 2020 года, что можно охарактеризовать как переломный момент в развитии российского рынка и начало нового, пятого этапа.
Реакция рынка труда в России на экономические кризисы и изменение экономической конъюнктуры была детально описана в экономической и социологической литературе. Еще в 90-е годы сложилось такое понятие, как «российская модель» рынка труда, отличием которой было адаптация к изменяющимся условиям и спаду производства преимущественно через уменьшение рабочего времени и цены труда и в меньшей степени посредством изменений в уровне занятости и безработицы. В итоге на российском рынке сложились такие механизмы, как массовая вторичная занятость, работа в режиме неполного рабочего времени и вынужденные отпуска, теневые выплаты, натуральная оплата, задержка заработной платы и неформальная занятость, которая просуществовала в трансформированном виде с 90-х годов по настоящее время. Модель российского рынка труда использовалась в той или иной степени в случаях экономического кризиса начиная с 1991 года, затем в 2008 и 2014 годах, но кризис 2020 года вызван несколько иными факторами и имеет свои отличительные особенности, что требует поиска новых решений проблемы безработицы.
Пандемия, локдаун и вызванный ими экономический кризис 2020 года резко повлияли на уровень занятости и показатели безработицы. По данным Росстата рост регистрируемой безработицы оказался больше, чем общей: с 1% до 3,2% (регистрируемая) и с 4,6% до 5,8% (общая), таким образом, ситуация 2008 года повторилась, однако показатели безработицы общей и регистрируемой значительно сблизились. Введение локдауна и сильных ограничительных мер способствовали тому, что часть экономических сфер и отраслей были вынуждены остановить или ограничить свою деятельность: туризм, сфера услуг и предприятия сферы торговли.
Рисунок 1. Уровень безработицы в РФ по данным Росстата
Рисунок 2. Уровень занятости в РФ по данным Росстата
Основными изменениями в социально-экономической политике России, а именно поддержки уровня занятости и безработных являются материальные изменения, связанные с выплатами денежных средств или предоставлением льгот по уплате взносов, и нематериальные (организационные).
Одним из главных организационных изменений было предоставление возможности дистанционной подачи заявления о постановке на биржу труда и получения пособий и выплат безработным гражданам. Были внесены изменения по поддержке безработных граждан разных категорий (внесение изменений по размеру и продолжительности выплат социальных пособий и предоставления льгот). Наблюдается массовый перевод кадров в дистанционный режим работы, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, перепрофилирование работников, проведение программ поддержки предприятий для сохранения рабочих мест и многое другое. Так, мерами поддержки и сохранения малого и среднего бизнеса были изменения в 44-ФЗ, предусматривающие снижение нагрузки для участников госзакупок, облегчение налогового бремени, продление моратория о приостановлении проверок малого бизнеса в период с 2020 по 2022 год, внедрение предоставления грантов малому бизнесу и социально-ориентированным НКО, снижение налоговых издержек ИП, поддержка самозанятых с помощью налогового капитала в размере 1 МРОТ для уплаты налогов и задолженностей, предоставление госгарантий для пострадавших от коронавируса предприятий и многое другое. Эти меры были направлены преимущественно на поддержку предпринимательства и бизнеса для сохранения кадрового потенциала и стратегического уменьшения числа безработных на период с 2020 по 2022 год.
Если же говорить о новых способах реализации социально-экономической политики и государственного регулирования рынка труда, то стоит отметить:
- С 1 января 2022 года произошел переход регионов на поиск работы в электронном формате на портале "Работа в России"
- Указ Президента РФ от 16 марта 2022 года № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации», предусматривающий организацию мероприятий переобучения и повышения квалификации для работников.
- Постановление Правительства РФ от 16 марта 2022 г. № 376 "Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 году"
- Запуск программы временно оплачиваемых работ – общественных работ и др.
Таким образом, государственная поддержка рынка труда имеет тенденцию к адаптации к кризисным ситуациям путем проведения эффективных социально-экономических программ в поддержку занятого населения и безработных, а также к сокращению уровня безработицы в кризисных ситуациях без применения «шоковых» инструментов регулирования конъюнктуры рынка и кадрового потенциала.