СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ СТРАН СНГ, ЕВРОПЫ И США
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ СТРАН СНГ, ЕВРОПЫ И США
Основанием возникновения юридической ответственности за нарушение законодательства об окружающей среде является совершение соответствующего правонарушения. Нарушение законодательства об окружающей среде есть противоправное, виновное действие или бездействие, нарушающее урегулированные нормами права общественные отношения и причиняющее вред государству, природопользователям и окружающей среде, здоровью человека, либо содержащее угрозу причинения такого вреда.
Законодательством об окружающей среде иностранных государств предусмотрена административная, уголовная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность за нарушение его требований [1]. В свою очередь, под ответственностью за данные правонарушения понимается обязанность соблюдать нормы взаимодействия общества и природы с целью сохранения научно обоснованного сочетания экологических, природоресурсных, экономических интересов общества, а также обязанность претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные нарушением норм взаимодействия общества и природы.
Административная или уголовная ответственность наступает за нарушение конкретных норм. В США и Великобритании, например, административная ответственность, применяемая в форме штрафа, рассматривается как разновидность гражданско-правовой ответственности, поскольку штраф взыскивается в судебном порядке. Штраф устанавливается за каждое отдельное нарушение или за каждый день нарушения, но не более фиксированной суммы. Применение административно-правовых санкций не только право, но и предусмотренная законом обязанность всех контролирующих органов. Агентство по охране окружающей среды, являющееся федеральным органом, на который возложены функции межотраслевого управления в трех сферах окружающей среды, осуществляющее инспекционные проверки состояния окружающей среды и деятельности потенциальных источников ее загрязнения, а также органы штатов активно применяют административно-правовые санкции к экологическим нарушителям.
Уголовная ответственность за преступления в сфере охраны окружающей среды регулируется как природоохранительным законодательством, так и уголовным кодексом (к примеру, в ФРГ). Так, по законодательству США за умышленное нарушение конкретных положений закона о качестве воды, воздуха может быть наложен уголовный штраф, либо тюремное заключение до одного года, либо то и другое. При повторном нарушении – штраф в двойном размере или тюремное заключение на срок до двух лет [2, с. 201].
Более строгая уголовная ответственность предусмотрена в Германии. Так, до пяти лет лишения свободы наказывается изменение сельскохозяйственных и иных земель, которое связано с невозможностью их использования в течение длительного времени.
Нормы французского гражданского законодательства, в свою очередь, не только не решают проблем ответственности и компенсации за ущерб, причиненный правонарушением или преступлением, но и не обеспечивают эффективного осуществления принципа «загрязнитель платит», получившего закрепление в законодательных актах развитых стран. В то же время в Уголовном кодексе Франции такие нормы нашли свое закреплении, например, в кодексе зафиксирована возможность применения уголовных санкций за преступления в сфере охраны окружающей среды к физическим и юридическим лицам.
О дисциплинарной ответственности за правонарушенияв сфере охраны окружающей среды в законодательстве стран Европы и США известно мало, в отличие от законодательства стран СНГ. Дисциплинарную ответственность, согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об окружающей среде», несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка. Дисциплинарная ответственность предусмотрена и Законом «Об окружающей среде» Украины, где говорится, что «должностные лица и специалисты, виновные в нарушении требований охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, по представлению государственных органов охраны окружающей природной среды в соответствии с решениями их управленческих органов лишаются премий по основным результатам хозяйственной деятельности полностью или частично»[4, с. 113].
По мнению ряда специалистов в области природоресурсного и экологического права, необходимо закрепить правовую ответственность, как в соответствующих кодексах стран СНГ, так и в законодательстве Европейского союза, поскольку отсутствие в международном и национальном экологическом праве основополагающих кодифицированных природоохранительных актов значительно снижает эффективность действия правовых норм, связанных с ответственностью.
Стоит также отметить, что в законодательстве многих стран понятие вреда, нанесенного правонарушением или преступлением окружающей среде пока четко не определено, поэтому в судах возникают споры, связанные с толкованием данного определения.
Согласно ст. 18 Закона № 349 от 8 июля 1986 г. Италии, учредившего Министерство окружающей среды, под понятием ущерба, нанесенного окружающей среде понимается «любое умышленное или неумышленное действие, совершенное в нарушение положений закона или принятых на основании закона мер, которое ставит под угрозу окружающую среду, нанося ей урон, искажая, повреждая или разрушая ее — всю или частично, — обязывает совершившего данное действие возместить причиненный ущерб государству» [3, с. 54].
Таким образом, в результате проведенного исследования, следует отметить, что охрана окружающей среды в настоящее время стала предметом заботы не только отдельных государств, но и международного сообщества в целом. И это не случайно, поскольку проблемы охраны окружающей среды не ограничиваются рамками отдельных стран или регионов – они носят глобальный характер. В связи с этим необходимость их решения во всемирном масштабе предполагает объединение усилий международного сообщества, а также развитие международного сотрудничества в целях охраны окружающей среды.