ОТСУТСТВИЕ ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЯ «ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ» В БЕЛОРУССКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)
ОТСУТСТВИЕ ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЯ «ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ» В БЕЛОРУССКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Формирование новых юридических систем ответственности недопустимо без установления природы института ответственности. Опираясь на труд А.А. Шафалофич, согласно которому «юридическая ответственность – это вид социальной ответственности как объективной необходимости отвечать за нарушение социальных норм, являющейся условием функционирования общества и избежания социального произвола и хаоса» [7, с. 529], попытаемся определить правовую природу такой категории, как финансовая ответственность.
В настоящее время национальное финансовое законодательство Республики Беларусь в «лице» бюджетного, налогового и банковского кодексов и иных нормативных правовых актов не даёт определение понятию «финансово-правовая ответственность». Стоит также отметить, что на данный момент не существует не то, чтобы общего понятия финансово-правовой ответственности, а даже таких меньших её единиц, как, например, «ответственность за нарушение налогового законодательства» [6], «ответственность за нарушение норм бюджетного кодекса» [3], «ответственность за нарушения в ходе осуществления банковской деятельности» [2]. Однако существует множество взглядов относительно данной проблемы. Так, например, по мнению С.П. Астровского, финансовая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершении финансового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями финансового законодательства, состоящие в изложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке [1, с. 13]. А.В. Денисевич придерживается мнения о том, что финансовая ответственность рассматривается как самостоятельный вид юридической ответственности в контексте защиты национальных финансовых интересов [4, с. 494].
Государство предоставляет субъектам финансового права возможности осуществлять финансовые операции, банковскую деятельность, становится участником бюджетных и межбюджетных отношений, свободно использовать способности в не запрещенной законом экономической деятельности [5]. В ответ на предоставление таких прав государство обязывает финансовых субъектов к надлежащему исполнению законодательно закреплённых предписаний. Уклонение от должного исполнения либо неисполнения вовсе финансово-правовых предписаний влечет негативные последствия для обеих сторон.
На современном этапе большое внимание стало уделяться вопросам юридической ответственности за правонарушения в сфере финансового права. Юристы-правоведы активно изучают данный вопрос. Однако неоднозначность и нерегламентированность исследуемой темы становится причиной споров и дискуссий. Названное обстоятельство, в свой черёд, дало толчок к разработке теоретических трудов в отдельных аспектах и направлениях протекции финансового законодательства. Вследствие чего было выработано большое количество нормативных актов, актов подзаконного характера, что и создаёт бессистемность нормотворчества, которая не может способствовать формированию нового правового института. Отсутствие единого, лишенного противоречий финансового законодательства стало причиной того, что фундаментальные положения финансово-правовой ответственности не были должным образом отражены в национальном законодательстве.
Сложностью в разрешении данной проблемы выступает наличие неоднозначности в определении природы финансово-правовой ответственности, ее признаков и видов.
Несмотря на отсутствие дефиниции понятия «финансово-правовая ответственность», а также понятий, упомянутых ранее, законодательство Республики Беларусь предусматривает широкие права компетентных органов на применение финансовых санкций. Анализ национальных финансово-правовых норм, регламентирующих основания, порядок и сроки привлечения к финансово-правовой ответственности, позволил нам сделать такой вывод. Следует отметить, что меры наказания за совершение финансовых правонарушений отличаются своей жестокостью. Обоснованность суровости данных мер неоднозначна.
Поэтому для совершенствования бюджетного законодательства, для разработки основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики, для профилактики совершения правонарушений в области финансового права и осуществления банковской деятельности необходимо предпринять соответствующие меры. Например, направить силы на обособление финансовой законодательной базы, что приведет к ее единству. При этом необходимо уделить должное внимание нормам в предлагаемом для создания нормативном акте. А именно к таким аспектам как: чёткость формулировки, непротиворечивость национальному законодательству, взаимосвязанность.