Статья:

Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Исаева О.Н. Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 40(91). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/91/62938 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Исаева Оксана Николаевна
магистрант, Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, РФ, г. Казань

 

Для того чтобы проанализировать объективные признаки состава преступления, необходимо изучить объект и объективную сторону преступного деяния.

Объектом преступления являются общественные отношения, охраняемые уголовным законом от преступных посягательств.

Непосредственным объектом состава преступления, закрепленного в ст. 264 УК являются общественные отношения, охраняющие безопасность функционирования (движения и эксплуатации) механических транспортных средств. Так как, уголовная ответственность устанавливается за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства только в том случае, когда  наступают последствия в виде тяжкого вреда здоровью либо смерти одного или нескольких лиц, то можно выделить дополнительный объект в виде жизни и здоровья людей[1. с.213 ].

Сама диспозиция ст. 264 УК ничего не говорит о месте преступления. Она лишь содержит информацию о том, что лица, управляющие автомобилем, трамваем либо иными механическими транспортными средствами, должны соблюдать правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что место совершения преступления не является основным признаком состава данного преступного деяния.

Предметом для ст. 264 УК выступают различные виды механических транспортных средств. В самой статье указываются такие транспортные средства, как автомобиль и трамвай. Примечание к статье конкретизирует, что к другим механическим транспортным средствам относятся трактора, самоходные дорожно-строительные машины, а также транспортные средства, на управление которыми предоставляется специальное право.

Следует отметить, что нарушение правил дорожного движения и эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины не относится к составу преступления, рассматриваемого ст. 264 УК.

Теперь рассмотрим объективную сторону данного преступного деяния. Анализируя состав преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, можно выделить следующие признаки его объективной стороны. Во-первых, это деяние в виде нарушения движения и эксплуатации механических транспортных средств. Во-вторых, необходимо наступление последствий, указанных в уголовном законе, таковыми являются, тяжкий вред здоровью, смерть одного человека либо двух и более лиц. В-третьих, это причинная связь между нарушаемым правилом и наступившими последствиями.

Под движением транспортного средства понимается перемещение транспорта, которое начинается с момента движения элементов ходовой части (колес) с места до полной остановки.

Ст. 264 УК устанавливает ответственность за нарушение правил эксплуатации механических транспортных средств, только в том случае, если эксплуатация транспорта находится в тесной связи с обеспечением безопасности дорожного движения. Иными словами, под нарушением правил эксплуатации транспортных средств необходимо понимать нарушение правил использования только тех частей транспортного средства, которые обеспечивают его движения (рулевой механизм, тормозное устройство и т.д.).  Законодатель в диспозиции ст. 264 УК РФ четко обозначил союз «и»  правила дорожного движения и правила эксплуатации, ведь вменить нарушение данных правил возможно только лицу, которое управляет механическим транспортным средством.

Еще одним из признаков объективной стороны преступного деяния, предусмотренного ст. 264 УК РФ является наступление последствий, указанных в уголовном законе. К таковым последствиям относятся: причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью, причинение смерти одному человеку и причинение смерти двум и более лицам.

Теперь рассмотрим еще один признак объективной стороны ст. 264 УК РФ - причинную связь между нарушением правил  безопасности движения или эксплуатации  транспортных средств и наступившими последствиями.

При квалификации данного преступного деяния, вопрос определения причинной связи между нарушением лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения при эксплуатации транспортных средств и наступившими в результате этого последствиями, является достаточно сложным. В большинстве случаев установить такую связь на предварительном расследовании или в суде не вызывает затруднений, т.к. как правило, причина последствий ясна. Но встречаются ситуации, когда установление причины, наступивших последствий может вызвать большие затруднения. Чаще всего данное явление можно наблюдать при нарушении правил сразу несколькими участниками дорожного движения, а также в случаях, когда в развитие событий вмешиваются факторы, независящие от воли водителя, к таковым, в частности, относятся действия потерпевших, технические неисправности транспортного средства, влияние сил природы и т.д. [2. с. 45].

Необходимо приступить к установлению фактов наличия или отсутствия причинно-следственной связи немедленно после случившейся трагедии. Затягивание и несвоевременное возбуждение уголовного дела могут привести к тому, что осуществить качественное расследование будет невозможным. Для того чтобы установить причинную связь по транспортным преступлениям, в первую очередь необходимо искусственно изолировать данное дорожно- транспортное происшествие от посторонних взаимосвязей, выявить перечень правил, которые были нарушены лицом, управляющим транспортным средством, а также определить наступившие последствия.

Установление наличия или отсутствия причинной связи по данным делам необходимо начать с установления факта нарушения, в чем конкретно оно выразилось, какие именно пункты Правил дорожного движения были нарушены. Если будет доказано, что действия лица, управляющего транспортным средством, не противоречит установленным Правилам, то речь не может идти о причинной связи между этим действием и наступившими вредными последствиями  [3. с. 217].

Тот факт, что водитель нарушил правила дорожного движения или эксплуатации транспортного средства не говорит о том, что существует причинная связь между допущенным нарушением и наступившими последствиями. Противоправное поведение водителя признается причиной общественно опасного результата, лишь в том случае, если оно предшествовало ему не только во времени, но и было обязательным условием его наступления, т.е. условием, при отсутствии которого, данные последствия вообще могли и не наступить [4. с. 34 ].

Подводя итог необходимо напомнить, что основным непосредственным объектом ст. 264 УК являются общественные отношения, охраняющие безопасность использования дорожных транспортных средств. Дополнительным объектом выступают общественные отношения, охраняющие безопасность жизни и здоровья человека. Предметом преступления являются механические транспортные средства.

При определении объективной стороны преступления следует обратить внимание на то, что она выражается в нарушении ПДД и эксплуатации транспортных средств, причинении тяжкого вреда здоровью человека, и в причинной связи между деянием и последствиями.

Сложность в понимании объекта и объективной стороны данного состава преступления, прежде всего, заключается в том, что норма, регулирующее ответственность за данное деяние носит бланкетный характер, что выражается в существовании огромного количества нормативно-правовых актов.

 

Cписок литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.11.2019) // "Собрание законодательства РФ. -1996.- N 25.- Ст. 2954.
2. Каллистов А. Оценка причинных связей по делам об автотранспортных преступлениях // Социалистическая законность. – 1971. - № 4. - С. 45.
3. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г.  «О Правилах дорожного движения» //  Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. -N 47. -Ст. 4531.
4. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995. - N 50.-Ст. 4873.